Совет 1: Как оформить конспект урока

Чтобы провести качественный школьный урок, важно продумать все его детали еще на этапе подготовки, на этапе написания конспекта. Конспект урока – это тот фундамент, который поможет вам правильно и четко организовать преподавание предмета и уложиться во временные рамки занятия. Существует несколько методических основ верного оформления конспекта.
Инструкция
1
Определите тип урока. Это может быть урок преподавания нового материала, урок повторения пройденного материала, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений или комбинированный урок. В зависимости от типа урока, вы определите его цель.
2
Обозначьте цель урока. Урок обычно преследует несколько целей (познавательные, практические и общепредметные). При формулировке целей избегайте глаголов совершенного вида, потому что за один урок невозможно полностью научить человека чему-то, можно лишь включить его в процесс обучения.
3
Опишите методические приемы, которые вы будете использовать на занятии. Это могут быть различные наглядные материалы, беседа с учениками, работа в тетради, творческие задания.
4
Составьте структуру урока. В структуру урока входит организационный момент (приветствие, сбор или раздача тетрадей), проверка домашнего задания, подготовка к усвоению нового материала, усвоение и закрепление новых знаний. Затем следует этап повторения пройденного материала, обобщение и систематизация новых знаний. В конце урока дается домашнее задание.
5
Дайте развернутое описание хода урока. Для этого подробно охарактеризуйте каждый элемент структуры занятия. Если вы ведете урок по конспекту и сомневаетесь в своей способности к импровизации, то кратко напишите себе речь для каждого из этапов.
6
Запишите в конспект урока названия учебных пособий, по которым работает класс. Если вы привлекаете дополнительные материалы, укажите их выходные данные в списке литературы.

Совет 2: Как составить конспект занятия

План-конспект занятия отражает творческую мысль преподавателя и способен активизировать деятельность учащихся, направить их на качественное усвоение знаний. План отражает объем и содержание изучаемого материала, вид учебной деятельности обучаемых, оснащение и объем дополнительных заданий для самоподготовки.
Инструкция
1
Структура конспекта зависит от особенностей личности преподавателя, его работы и от особенностей аудитории. Предпочтительно составлять план-конспект в виде тезисов. В любом случае форма должна быть удобной для самого преподавателя.
2
Начинается план-конспект с указания темы занятия. Обычно она берется из тематического плана. Требование к теме – быть определенной, ясной и конкретной.
3
Далее указываются цели занятия.Образовательные цели – углубление знаний, повторение предмета и применение его в новых условиях, обучение новым навыкам и умениям.Развивающие цели определяют, какое развитие обучаемого преследует преподаватель: мышление, наблюдение, творческое воображение и т.д.К воспитательным целям относятся эстетическое, трудовое, нравственное воспитание, привитие любви к изучению данного предмета. Задачи воспитания выполняются в системе всего урока, ярко воздействуя на сознание обучаемого.
4
В плане-конспекте должны найти отражение наглядные пособия, технические средства обучения, другое оборудование.
5
Обрисуйте ход занятия: деятельность преподавателя и учеников, методы, приемы. Несколько минут в начале отводится на закрепление связи с ранее изученным материалом. Интерес к занятию можно создать вопросом или нетрудным заданием. Наметьте форму контроля знаний.
6
Самая значительная часть занятия отводится для изучения новых понятий и способов действия. Новый материал творчески осмысливается на примерах, которые необходимо подготовить заранее и включить в конспект. Обучаемые должны самостоятельно подойти к решению неизвестного путем сравнения и обобщения.
7
Следующий этап плана занятия, отражаемый в конспекте – формирование умений и навыков. Ценным навыком является умение формулировать вопросы по теме занятия и отвечать на них в полной, развернутой форме. Предусмотрите обратную информацию – карточки, фронтальную проверку.
8
Внесите в конспект домашнее задание для закрепления пройденного материала. Объясните, что требуется от обучаемого при выполнении заданий.
9
Завершает план-конспект подведение итогов, обобщение того, что пройдено. Этот этап важен для развития памяти обучаемых.
Видео по теме
Источники:
  • План-конспект урока

Совет 3: Как написать конспект занятия

От того, насколько удачно составлен конспект занятия, насколько детально продуман каждый его пункт, чаще всего зависит результативность всего мероприятия. В конспекте педагог должен подробно описать последовательность своих действий, а также предположить ответы или реакцию детей.
Инструкция
1
Прежде всего, запишите тему занятия и дату его проведения.
2
Затем укажите цель. Достичь поставленной цели по окончании занятия вам необходимо совместно с детьми. Для ее достижения нужно сформулировать и записать в конспекте задачи. Они должны быть обучающими, воспитательными и развивающими. Таким образом, знакомя ребят с новой информацией, вы должны позволить им самостоятельно получать знания, научить их методам исследования и в то же время подобрать такой дидактический материал, который бы позволил вам реализовать воспитательный момент.
3
В конспекте занятия обязательно указывается необходимое оборудование (интерактивная доска, диски с музыкальными композициями, таблицы, портреты писателей и т.д.).
4
Далее вы должны подробно описать ход занятия. Причем, нужно записывать не только вопросы педагога, различные задания, но и предположительные ответы или результаты.
5
Очень хорошо "срабатывает" на занятиях постановка проблемного вопроса, это позволяет педагогу организовать диспут. Соответственно, дети учатся высказывать свою точку зрения и аргументировать данную позицию. В этом случае удачным является, например, работа с текстом (если занятие проводится по литературному источнику).
6
Так, если вы проводите занятие по сказке Погорельского "Черная курица, или подземные жители", запланируйте в конспекте постановку вопроса: "Волшебное зернышко освободило Алешу от необходимости каждый день самостоятельно делать уроки. Но принесло ли ему это счастье и почему?".
7
Если вы проводите занятие, например, по теме "Традиции нашей семьи", то стоит продумать в конспекте занятия творческие выступления семей, выставку их поделок, составление генеалогического семейного древа и т.д.
8
Постарайтесь в конспекте чередовать творческие выступления, самостоятельную деятельность детей, исследование и т.д. Отразите в нем также индивидуальный подход к каждому ребенку.
9
В конце конспекта необходимо запланировать время на подведение итогов занятия, а также на проведение рефлексии. Дети обязательно должны высказаться о своих впечатлениях, успехах и неудачах, поставить цели на будущее.
Видео по теме

Совет 4: Как определить цель урока

Учебная деятельность представляет собой систему мероприятий, связующим звеном которых является понятие цели. Определенной цели подчинены структура, содержание, методика преподавания школьного курса учебного предмета. Она соотносится со средствами достижения результата и играет важную роль в формировании психологической системы деятельности. От правильной постановки цели урока, от умения учителя сделать ее личностно значимой для своих учеников зависит качество знаний школьников.
Инструкция
1
В самом общем представлении цель – это запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания школьников. На уроке в качестве цели выступают усваиваемые знания, умственные и физические действия, которыми необходимо овладеть, формируемые у учеников нравственные категории.
2
Приступая к формулировке целей урока, изучите требования программы по предмету к системе знаний и умений по данной теме, определите приемы работы, которыми важно овладеть школьнику, выявите ценностные ориентиры, обеспечивающие личную заинтересованность ученика в результатах обучения.
3
Исходя из общего определения цели, «разложите» это понятие на составляющие триединой педагогической задачи: развивающие, образовательные и воспитательные цели. Помните, что все они реализуются на каждом уроке в том или ином объеме, однако в зависимости от конкретной темы и типа урока одна из составляющих становится «главенствующей».
4
Для определения образовательных целей урока используйте понятие формирования знаний, умений и навыков учащихся. Например, формулировка образовательной цели одного из уроков литературы в 11 классе может быть такой: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала ХХ века; выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
5
Для определения развивающих целей урока выявите, какие навыки и умения необходимо развить на конкретном уроке при изучении данной темы. Например, развитие умения анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, систематизировать; развитие критического мышления, групповой самоорганизации, а также эстетических представлений, художественного вкуса, логического мышления и т.д.
6
Определение воспитательных целей должно включать понятие формирования нравственных ориентиров для каждой личности. Например, воспитание уважения к своей Родине, активной жизненной позиции, честности, гуманизма и любви к прекрасному и т.д.
Полезный совет
В начале каждого урока объявляйте учащимся не только тему, но и цели. Это позволит настроить школьников на более качественное восприятие предметного материала и оценить уровень достижения поставленных целей.

Совет 5: Как оформить конспект занятия

Оформление конспекта занятия требует от воспитателя дошкольного учреждения четкого понимания того, для кого и для чего нужен данный конспект: чтобы провести занятие по плану, написать для другого воспитателя, который будет это занятие проводить с детьми или оформить на конкурс конспектов занятий по определенной тематике. Для оформления любого конспекта занятия существуют общепринятые правила, но могут быть внесены и изменения, если это обосновано и целесообразно.
Инструкция
1
В начале конспекта обязательно указывается направление деятельности по программе и конкретная область реализации этой деятельности. Например, художественно-эстетическая деятельность: аппликация. Далее указывается форма проведения занятия: игра, игра-занятие, развивающее занятие, заключительное занятие по теме недели, игра-соревнование или другое.
2
Тема занятия пишется кратко: «Елочка», «Теремок», «Ежик», а вот задачи, которые необходимо решить на занятии прописываются развернуто. Соблюдается триединство задач: обучающие (чему новому воспитатель научит детей); воспитательные (какие социально-значимые личностные качества будут воспитываться или пополняться знания о них); развивающие (какие познавательные процессы будут развиваться или совершенствоваться).
3
В конспекте кратко излагается, какая предварительная работа требуется, чтобы занятие прошло успешно и все задачи могли бы быть выполнены. Например, при аппликации по теме «Теремок», детям не только читают эту сказку, но и рассматривают иллюстрации разных авторов к этой сказке, обращают внимание на архитектуру разных построек теремка, инсценируют сказку.
4
Далее в конспекте отражают, какие педагогические средства и оборудование необходимы для этого занятия: средства технические (проектор, ноутбук, диск DVD с изображением по теме, музыкальные записи); методические средства (наглядные пособия, тетради, картины); средства организационные (столы, маски для игры, спортивные принадлежности, бумага, картон, клей, кисточки, салфетки и др.).
5
Ход занятия описывается кратко в логике последовательности использования указанных средств: когда и какой слайд будет использован, какие вопросы будут заданы детям, какая игра будет проведена. Если игра составлена автором самостоятельно и не отражена в методических пособиях, следует указать и ход ее проведения, и цель использования на этом этапе занятия.
6
Обязательно должно быть описано заключение занятия: как педагог подводит итого, как хвалит детей или указывает на недостатки их работы, организует ли выставку из их работ или эти работы будут подарены гостям, которые присутствуют на занятии. Например, гостями могут быть лесные звери, которые хотели бы построить себе теремок, но не знают как, поэтому дети дарят им свои архитектурные проекты.
7
Если дети выполняют работу по образцу, то к конспекту обязательно должно быть сделано приложение в виде заранее выполненной воспитателем готовой работы. Если конспект оформляется для отчетности и должен быть представлен экспертной комиссии, то в приложении необходимо предоставить результаты детских работ или фотографии, отражающие ход и результат занятия.
Обратите внимание
В конспекте может быть дополнительно указана заранее запланированная индивидуальная работа с отдельными детьми.
Полезный совет
Если конспект занятия отправляется на конкурс, обратите внимание на требования к оформлению, которые обычно прописаны в информационном письме.
Источники:
  • оформление конспектов

Совет 6: Как оформить методическую работу

Главными признаками качественной методической разработки являются лаконичность, четкая структура и доступный язык, понятный аудитории, для которой она предназначена. Вместе с тем, методическое пособие необходимо оформлять в соответствии с определенными правилами.
Инструкция
1
Титульный лист является первой страницей и обложкой методического пособия. Для его правильного оформления расположите здесь информацию о ведомственной принадлежности организации (например, Федеральное агентство по образованию), полное название образовательного учреждения, фамилию и инициалы автора разработки, название пособия, город и год выпуска документа.
2
Оборотная сторона титульного листа должна содержать библиографические данные о пособии. По желанию их можно дополнить краткой аннотацией к работе. Кроме того, здесь же перечислите фамилии и инициалы, ученые степени и звания всех, кто принимал творческое участие в создании разработки (авторы, соавторы, редакторы, рецензенты). Далее укажите основание, по которому методическое пособие рекомендовано к публикации (к примеру, заседание комиссии или решение кафедры).
3
Оптимальный объем основной части пособия – 24-48 листов печатного текста. Текст в компьютерном наборе выполняется 12 или 14 кеглем, шрифтом Times New Roman через 1,5 межстрочных интервала. При необходимости выделения в тексте ключевых понятий и формул используйте курсив и полужирный шрифт. Размер полей и отступов составляет 2 см. Обязательно пронумеруйте страницы арабскими цифрами, располагая их внизу страницы. На титульный лист номер не ставится, но его необходимо включить в общее число страниц документа.
4
Структура методической разработки включает в себя разделы, подразделы и пункты. Если объем материала значительный – допустимо разбить его на несколько частей. Все структурные элементы методической разработки, за исключением пунктов, должны иметь заголовки и выделяться арабскими цифрами. Формулируйте заголовки четко и лаконично. Не следует ставить точку или другие знаки препинания в конце заголовка.
5
Список литературы и все ссылки, приведенные в тексте разработки, необходимо выполнять в соответствии с требованиями ГОСТа. Приложения к работе располагайте в конце документа и пронумеруйте арабскими цифрами с обязательным соблюдением порядка их упоминания в пособии.
Источники:
  • Правила оформления методических разработок преподавателей
  • оформление методических разработок

Совет 7: Как оформить домашнее обучение

Согласно закону «Об образовании» (гл. V, ст. 52, п. 4), обучение ребенка на дому теперь может осуществляться не только по состоянию здоровья, но и по желанию родителей. Такое образование называется семейным. В этом случае ребенка обучают родители, приглашенные преподаватели из школы или платные репетиторы. Как перейти на семейное образование?
Вам понадобится
  • - документы;
  • - заявление о переводе ребенка на семейное обучение.
Инструкция
1
Выберите школу, в которой ребенок будет проходить аттестацию. Не все школы согласовывают семейное обучение. Поэтому велика вероятность, что ближайшая школа вам не подойдет. Список школ, поддерживающих семейную форму обучения, находятся в департаменте образования.
2
Напишите заявление на имя директора школы или сразу в департамент образования, указав причину перехода ребенка на домашнее обучение. Если вы составите заявление директору школы, он, скорее всего, направит заявление в департамент, чтобы не брать на себя ответственность за принятие решения.
3
Дождитесь заключения комиссии. После подачи заявления собирается комиссия, в которую входят представители департамента, а также директор и педагоги школы, которую вы выбрали. Комиссия может пригласить ребенка на собеседование, по итогам которого вынесет решение, одобрено ли ему семейное обучение.
4
Заключите договор со школой. В договоре прописывается программа обучения ребенка на дому и устанавливаются сроки промежуточной и итоговой аттестации ребенка в школе.
5
Принесите в школу все необходимые документы для оформления семейного обучения. Желательно все сделать до начала учебного года.
Обратите внимание
Общеобразовательное учреждение имеет право расторгнуть договор, заключенный с родителями несовершеннолетнего ребенка, если он не пройдет аттестацию, т.е. если успеваемость ниже, чем других учащихся (п. 2.7 «Положения о получении образования в семье»).
Полезный совет
Согласно «Положению о получении образования в семье», родителям, обучающим своего ребенка на дому, полагается выплата денежных средств (п. 4.1), которая в среднем составляет 500 р./мес. Ребенок вправе получать бесплатно учебные пособия из школьной библиотеки (п. 2.6). Родители могут в любой момент отменить обучение ребенка на дому и продолжить его образование в школе (п. 2.2).
Источники:
  • Закон РФ «Об образовании» (ст. 52)
  • закон о домашнем обучении
Обратите внимание
Не забывайте о необходимости вместить все занятие в 40-45 минут учебного времени. Чтобы уложиться в срок, отмечайте в конспекте примерное количество минут, которое вы отводите на выполнение определенного этапа урока.
Полезный совет
Чтобы более ясно представить себе ход урока, придумайте контрольные вопросы по теме занятия и набросайте примерные ответы учеников. В этом случае вы проще сориентируетесь в обстановке живого общения в классе.
Источники:
  • сайт помощи в методической организации уроков
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500