Совет 1: Как написать план конспект урока

Каждый учитель должен составлять план-конспект урока, в котором отражаются содержание материала, этапы урока, домашнее задание. Содержание плана-конспекта урока зависит от преподаваемого предмета, типа урока, но основные принципы составления такого плана одинаковы для всех дисциплин.
Инструкция
1
Определите главную тему урока. Обычно тема следует из тематического плана и учебной программы по конкретному предмету.
2
Укажите тип урока: урок ознакомления с новой информацией или урок закрепления пройденного материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий, контрольный урок и другие.
3
Обозначьте цели предстоящего урока. Идеальный урок преследует комплекс целей: образовательные (получение новых знаний, углубление полученных ранее знаний, закрепление теории практическими занятиями); развивающие (учитель стремится развить мышление, наблюдение, творческое воображение и прочее) и воспитательные (эстетическое воспитание, нравственное, развитие самостоятельности, любовь к труду и прочее).
4
Далее обозначьте задачи урока, то есть что именно вы предполагаете сделать, чтобы достичь вышеназванных целей.
5
Укажите материально-техническое оснащение, которое потребуется вам и ученикам на уроке. Сюда входят карточки с заданиями, все наглядные пособия, иллюстрации, видеофильмы, компьютерные программы, плакаты и прочий дополнительный материал.
6
Опишите ход урока: какие вы будете использовать методы и приемы в обучении, что требуется от учеников. Это содержательная и самая объемная часть вашего плана-конспекта. Продумайте, как связать начало урока с уже усвоенным материалом, настроить класс на работу, заинтересовать учащихся. Самую большую часть урока отведите на изучение новых понятий и способов действие, на теоретические сведения, подкрепленные примерами. Далее опишите, как вы предполагаете сформировать умения и навыки, организовать обратную связь с учениками, укажите предположительные виды контроля. После этого укажите домашнее задание. Последним пунктом содержательной части урока обозначьте обобщающие выводы, чтобы закрепить у учащихся смысл проведенного урока.
7
В конце урока предполагается оценка работы учащихся с комментариями и выставление отметок.

Совет 2: Как писать конспект

Каждый студент, поступивший в любое учебное заведение после школы, сталкивается с необходимостью писать конспект. Большой объем информации, который излагает на паре преподаватель, становится ужасающим после небольших конспектов школьных уроков.



Новоиспеченным студентам приходится подстраиваться под новый способ изложения и фиксирования лекции. Некоторый идут по пути наименьшего сопротивления и просто слушают лекцию, второй вариант – использовать диктофон. Однако все эти методы не помогут во время сдачи зачета или экзамена, лучше всего для подготовки иметь полный, понятный конспект лекций.

Очень трудно дословно записать все, что излагает лектор, он не диктует, а рассказывает и объясняет материал, задача студента в этом случае – сформулировать информацию так, чтобы после прочтения записей и он сам и другие люди поняли, о чем шла речь. В студенческой среде ходит поговорка – «Хороший конспект – уже «3» на экзамене». Изложение на бумаге лекций не только помогает готовиться к зачетам, но и способствует лучшему запоминанию изначально – срабатывает зрительная память при письме.




Как правильно писать конспект?


Есть несколько популярных советов, как правильно писать конспект:



  • старайтесь писать красиво и аккуратно, если читаемость записей низкая – в них нет смысла;

  • делайте поля в тетради, чтобы можно было делать пометки, исправления, проставлять дату лекции;

  • пишите дату и план лекции, потом это сильно поможет при поиске нужных тем и подготовке к сдаче;

  • применяйте графические способы выделения текста: маркеры, цветные ручки, подчеркивания, таблицы, графики и т.д.;

  • используйте сокращения – как общепринятые, так и самостоятельно изобретенные, главное, чтобы они были однозначно понятны при чтении;

  • если информация непонятна, лучше переспросить сразу или поставить на полях знак вопроса и оставить немного места для комментариев, чтобы в дальнейшем при подготовке к сдаче или на семинаре задать вопрос преподавателю и дополнить тему;

  • текст следует разбивать на абзацы или смысловые разделы, чтобы информацию при прочтении лучше воспринималась;

  • конспект желательно писать от руки, не используя технические устройства типа сканеров или ксероксов, пропущенная лекция, переписанная из конспекта одногруппника лучше осядет в голове, чем вклеенный себе в тетрадь ксерокс, кроме того по мере переписывания могут возникнуть вопросы по теме, которые нужно будет попросить разъяснить;

  • при самостоятельном конспектировании из учебников следует выписывать основные тезисы и важные мысли коротко и по существу.

Видео по теме

Совет 3: Как составить план урока

Начинающий учитель, какой бы предмет он не преподавал, нередко сталкивается с проблемой неправильного распределения времени занятия. Поэтому распределять время, затрачиваемое на объяснение новой темы, ее закрепление и опрос учащихся следует заранее: это позволит избежать нежелательных пауз, а также «скомканных», торопливых объяснений. Именно поэтому преподаватели со стажем считают, что правильно составить  план урока и придерживаться регламента гораздо полезнее, чем ориентироваться исключительно на собственный опыт.





Как правильно сделать план урока?




Прежде всего, нужно уделить небольшой промежуток времени вначале занятия для опроса учащихся по ранее усвоенному учебному материалу, тематически связанному  с материалом, который предстоит объяснять. Обычно на такой опрос отводиться от 3 до 5 минут. Во время опроса учащиеся вспоминают пройденное, их внимание и способность усваивать новую информацию повышаются. Следующие 20—25 минут необходимо посвятить объяснению новой темы. Ваши ученики лучше запомнят материал, если он будет сопровождаться показом макетов, схем, таблиц, видео-, аудиоматериалами и примерами. Необходимо равномерно распределить время для устного объяснения и работы с наглядными пособиями. Это позволит активизировать сразу несколько механизмов запоминания, улучшая его качество. Последние 10-15 минут урока нужно оставить для закрепления только что пройденного материала. Для того чтобы сделать план урока максимально удобным, иногда впоследствии в  него приходится вносить коррективы. Например, можно увеличить время для закрепления материала, включив в него короткий пятиминутный письменный опрос. Это позволит оценить качество знаний учащихся и своей работы.




Что лучше: воспользоваться готовым планом или более правильно составить план урока самостоятельно?


В принципе, возможен и тот и другой вариант. Иногда для начинающего преподавателя легче воспользоваться готовым  методическим материалом. Однако со временем большинство учителей предпочитают самостоятельно составить план урока и работать по индивидуальной схеме. Правильно составленный план урока позволяет рационально использовать время занятия и значительно увеличивает его эффективность.  

 

Видео по теме
Источники:
  • как составить плана открытого урока

Совет 4: Как составить конспект занятия

План-конспект занятия отражает творческую мысль преподавателя и способен активизировать деятельность учащихся, направить их на качественное усвоение знаний. План отражает объем и содержание изучаемого материала, вид учебной деятельности обучаемых, оснащение и объем дополнительных заданий для самоподготовки.
Инструкция
1
Структура конспекта зависит от особенностей личности преподавателя, его работы и от особенностей аудитории. Предпочтительно составлять план-конспект в виде тезисов. В любом случае форма должна быть удобной для самого преподавателя.
2
Начинается план-конспект с указания темы занятия. Обычно она берется из тематического плана. Требование к теме – быть определенной, ясной и конкретной.
3
Далее указываются цели занятия.Образовательные цели – углубление знаний, повторение предмета и применение его в новых условиях, обучение новым навыкам и умениям.Развивающие цели определяют, какое развитие обучаемого преследует преподаватель: мышление, наблюдение, творческое воображение и т.д.К воспитательным целям относятся эстетическое, трудовое, нравственное воспитание, привитие любви к изучению данного предмета. Задачи воспитания выполняются в системе всего урока, ярко воздействуя на сознание обучаемого.
4
В плане-конспекте должны найти отражение наглядные пособия, технические средства обучения, другое оборудование.
5
Обрисуйте ход занятия: деятельность преподавателя и учеников, методы, приемы. Несколько минут в начале отводится на закрепление связи с ранее изученным материалом. Интерес к занятию можно создать вопросом или нетрудным заданием. Наметьте форму контроля знаний.
6
Самая значительная часть занятия отводится для изучения новых понятий и способов действия. Новый материал творчески осмысливается на примерах, которые необходимо подготовить заранее и включить в конспект. Обучаемые должны самостоятельно подойти к решению неизвестного путем сравнения и обобщения.
7
Следующий этап плана занятия, отражаемый в конспекте – формирование умений и навыков. Ценным навыком является умение формулировать вопросы по теме занятия и отвечать на них в полной, развернутой форме. Предусмотрите обратную информацию – карточки, фронтальную проверку.
8
Внесите в конспект домашнее задание для закрепления пройденного материала. Объясните, что требуется от обучаемого при выполнении заданий.
9
Завершает план-конспект подведение итогов, обобщение того, что пройдено. Этот этап важен для развития памяти обучаемых.
Видео по теме
Источники:
  • План-конспект урока

Совет 5: Как писать план урока

Планирование работы учителем – необходимый элемент его деятельности. Тщательная подготовка поможет педагогу целенаправленно и своевременно решать стоящие перед обучением задачи. Исходными документами для планирования являются учебный план школы, программа курса предмета, календарно-тематическое планирование и непосредственно план каждого урока в отдельности.
Инструкция
1
План урока должен иметь следующие элементы: тема и задачи; этапы урока, с указанием времени проведения; методы и содержание проверки знаний; последовательность и методы изучения нового материала; перечень демонстраций; перечень технических средств обучения; задачи и упражнения с их решением; домашнее задание.
2
При составлении плана урока педагог, прежде всего, выявляет цели и задачи урока. На одном уроке решается обычно не одна, а несколько задач, однако, учитель должен выявить несколько основных задач. Задачи, указанные в плане подразделяются на образовательные, развивающие, и воспитывающие. При постановке слишком большого количества задач большинство из них не сможет быть полностью выполнено и до конца решено.
3
Далее учитель отбирает необходимый для усвоения фактический материал, изучая учебник, и устанавливает объем и содержание материала. Здесь же подбирается научно-популярная и методическая литература, в которой содержится материал, полезный для учителя. Все это нужно для составления структуры урока, разбивание его на этапы, распределение времени на каждый из них.
4
Перед уроком необходимо подобрать оборудование для демонстрационных опытов и показов, обязательно проверив его и прокрутив опыт для убеждения, что все приборы сработают и не подведут педагога в момент, который очень любят ученики. В плане урока указывается только перечень наименований оборудования без технических характеристик.
Видео по теме

Совет 6: Как написать конспект занятия

От того, насколько удачно составлен конспект занятия, насколько детально продуман каждый его пункт, чаще всего зависит результативность всего мероприятия. В конспекте педагог должен подробно описать последовательность своих действий, а также предположить ответы или реакцию детей.
Инструкция
1
Прежде всего, запишите тему занятия и дату его проведения.
2
Затем укажите цель. Достичь поставленной цели по окончании занятия вам необходимо совместно с детьми. Для ее достижения нужно сформулировать и записать в конспекте задачи. Они должны быть обучающими, воспитательными и развивающими. Таким образом, знакомя ребят с новой информацией, вы должны позволить им самостоятельно получать знания, научить их методам исследования и в то же время подобрать такой дидактический материал, который бы позволил вам реализовать воспитательный момент.
3
В конспекте занятия обязательно указывается необходимое оборудование (интерактивная доска, диски с музыкальными композициями, таблицы, портреты писателей и т.д.).
4
Далее вы должны подробно описать ход занятия. Причем, нужно записывать не только вопросы педагога, различные задания, но и предположительные ответы или результаты.
5
Очень хорошо "срабатывает" на занятиях постановка проблемного вопроса, это позволяет педагогу организовать диспут. Соответственно, дети учатся высказывать свою точку зрения и аргументировать данную позицию. В этом случае удачным является, например, работа с текстом (если занятие проводится по литературному источнику).
6
Так, если вы проводите занятие по сказке Погорельского "Черная курица, или подземные жители", запланируйте в конспекте постановку вопроса: "Волшебное зернышко освободило Алешу от необходимости каждый день самостоятельно делать уроки. Но принесло ли ему это счастье и почему?".
7
Если вы проводите занятие, например, по теме "Традиции нашей семьи", то стоит продумать в конспекте занятия творческие выступления семей, выставку их поделок, составление генеалогического семейного древа и т.д.
8
Постарайтесь в конспекте чередовать творческие выступления, самостоятельную деятельность детей, исследование и т.д. Отразите в нем также индивидуальный подход к каждому ребенку.
9
В конце конспекта необходимо запланировать время на подведение итогов занятия, а также на проведение рефлексии. Дети обязательно должны высказаться о своих впечатлениях, успехах и неудачах, поставить цели на будущее.
Видео по теме

Совет 7: Как определить цель урока

Учебная деятельность представляет собой систему мероприятий, связующим звеном которых является понятие цели. Определенной цели подчинены структура, содержание, методика преподавания школьного курса учебного предмета. Она соотносится со средствами достижения результата и играет важную роль в формировании психологической системы деятельности. От правильной постановки цели урока, от умения учителя сделать ее личностно значимой для своих учеников зависит качество знаний школьников.
Инструкция
1
В самом общем представлении цель – это запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания школьников. На уроке в качестве цели выступают усваиваемые знания, умственные и физические действия, которыми необходимо овладеть, формируемые у учеников нравственные категории.
2
Приступая к формулировке целей урока, изучите требования программы по предмету к системе знаний и умений по данной теме, определите приемы работы, которыми важно овладеть школьнику, выявите ценностные ориентиры, обеспечивающие личную заинтересованность ученика в результатах обучения.
3
Исходя из общего определения цели, «разложите» это понятие на составляющие триединой педагогической задачи: развивающие, образовательные и воспитательные цели. Помните, что все они реализуются на каждом уроке в том или ином объеме, однако в зависимости от конкретной темы и типа урока одна из составляющих становится «главенствующей».
4
Для определения образовательных целей урока используйте понятие формирования знаний, умений и навыков учащихся. Например, формулировка образовательной цели одного из уроков литературы в 11 классе может быть такой: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала ХХ века; выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
5
Для определения развивающих целей урока выявите, какие навыки и умения необходимо развить на конкретном уроке при изучении данной темы. Например, развитие умения анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, систематизировать; развитие критического мышления, групповой самоорганизации, а также эстетических представлений, художественного вкуса, логического мышления и т.д.
6
Определение воспитательных целей должно включать понятие формирования нравственных ориентиров для каждой личности. Например, воспитание уважения к своей Родине, активной жизненной позиции, честности, гуманизма и любви к прекрасному и т.д.
Полезный совет
В начале каждого урока объявляйте учащимся не только тему, но и цели. Это позволит настроить школьников на более качественное восприятие предметного материала и оценить уровень достижения поставленных целей.

Совет 8: Как написать план обучения

Процесс обучения детей начинается задолго до поступления в школу. Уже в детском саду с детьми проводятся обучающие занятия в соответствии с программой. Количество и продолжительность занятий регламентированы в каждой возрастной группе. План обучения, или учебный план содержит указания на их количество по стандарту и возможности дополнительного образования в каждом дошкольном образовательном учреждении.
Вам понадобится
  • - Программа, по которой работает дошкольное учреждение;
  • - СанПин 2.4.1.2660-10.
Инструкция
1
Составьте базовую (инвариантную) часть плана, укажите в ней виды организованной деятельности детей и те образовательные области, из которых эта деятельность состоит. Например, вид деятельности – «художественное творчество», а образовательные области – рисование, лепка, аппликация.
2
Укажите количество учебных часов, соответствующих перечисленным образовательным областям для каждой возрастной группы детского сада: младшей, средней, старшей, подготовительной.
3
Проверьте соответствие количества часов образовательной нагрузки в плане норме часов, указанных в программе обучения. Например, для младшей и средней группы норма составляет 10 часов в неделю, а для старшей группы – 13 часов.
4
Разработайте и опишите вариативную часть учебного плана, в котором перечислите все виды дополнительных услуг в учреждении. В соответствие с санитарными нормами, определите возможности каждой возрастной группы на получение данных услуг. Каждый ребенок в младшей группе может посетить только одно дополнительное занятие в неделю, а в средней – два.
5
Напишите под каждой частью плана примечания, поясняющие, особенности проведения занятий. Например: «Занятие по физическому развитию детей проводится круглогодично 1 раз в неделю на открытом воздухе, 2 раза в неделю – в помещении».
6
Подсчитайте количество учебных часов в год для каждой возрастной группы. Учитывайте, что в январе или феврале у дошкольников могут быть недельные каникулы. В это время проводятся только эстетически-оздоровительные занятия. В летний период проводятся игры, спортивные праздники, экскурсии, которые занятиями не являются.
7
Приложите к учебному плану пояснительную записку, в которой укажите, по какой программе работает дошкольное учреждение, как содержательно вариативная часть плана согласуется с базовой, как в плане отражена специфическая направленность работы детского сада, региональный и национальный компонент.
Обратите внимание
Для коррекционных групп детского сада (например, логопедических), план составляется отдельно по этим же разделам. Таким образом, в детском саду комбинированного вида потребуется два плана обучения детей.
Полезный совет
Для каждой возрастной группы укажите длительность одного занятия: 15, 20 или 25 минут.
Источники:
  • "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".

Совет 9: Как написать план занятий

Каждому педагогу помимо выполнения своих первоочередных обязанностей приходится составлять ряд отчетных документов. Одним из этих документов является план занятий. Его можно составить на длительный срок, например, учебный год, полугодие, четверть. В этом случае план называется тематическим и, в известной степени, служит оценкой квалификации учителя, показателем того, насколько соответствуют его знания и профессиональные навыки требованиям школьной программы. Но план можно написать и на какую-либо конкретную тему, то есть на один урок.
Инструкция
1
Прежде всего необходимо четко указать тему урока. Например: «Столетняя война, причины ее начала и ход» - если речь идет об уроке истории средних веков.
2
Подумайте и укажите в разрабатываемом плане, в какой форме будет протекать урок. То есть проведете ли вы урок в традиционном стиле (проверка усвоения предыдущего материала, подача нового, самостоятельная работа, ответы на вопросы учащихся), либо будет нечто иное. Например, большую часть урока можно провести в форме викторины, рассматривать альтернативные варианты развития событий и т.д.
3
Разбейте урок на составные части. Например: «Введение», «Проверка пройденного материала», «Основная часть», «Закрепление нового материала», «Задание на дом» и т.п. Желательно хотя бы приблизительно указать, сколько времени должна занять каждая часть урока.
4
Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы новая тема заинтересовала школьников, хорошо запомнилась им. Поэтому в плане занятия укажите, с помощью каких методов вы хотите стимулировать интерес и активность ваших учеников, побудить их к самостоятельному изучению материалов, относящихся к теме. Например, на этапе «Закрепление нового материала» можно предложить детям обсудить вопрос: как могло случиться, что неграмотная крестьянская девушка Жанна была допущена ко двору дофина, будущего короля Карла VII, а потом стала Орлеанской Девой – символом борьбы и надежды для целого государства? Что этому способствовало в той конкретной исторической обстановке? Или: а по какому сценарию могли пойти дальнейшие события, если бы Жанне не удалось снять осаду с Орлеана?
5
Обязательно укажите в плане, что понадобится вам для успешного проведения урока (например, методические пособия, карты, демонстрационные материалы и т.п.).
Видео по теме
Как создать технологическую карту урока
Связанная статья
Как создать технологическую карту урока
Источники:
  • Школьное образование. Конспекты уроков
  • составление план конспекта
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500