Совет 1: Как писать план-конспект

Для подготовки к уроку педагог преследует определенные задачи, использует методы и приемы, оборудование, дополнительные материалы, разрабатывает задания для учащихся. Но как все это запомнить? В этом ему помогает план-конспект, в котором в соответствии с требованиями современной методики преподавания учитель излагает последовательность действий во время урока.
Как писать план-конспект
Инструкция
1
Оформите титульный лист конспекта:
- определите тему и номер урока в соответствии с учебной программой и вашим календарно-тематическим планом;
- укажите тип (урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок и т.п.) и вид (семинар, лекция, лабораторная работа, контрольная работа и т.д.) урока;
- сформулируйте наиболее точно цель урока, а потом используйте ее для формулировки дидактических задач: образовательной, развивающей, воспитательной;
- перечислите материалы и оборудование, которые будут использоваться на уроке: линейка, весы, пипетка, реактивы, проектор, телекамера, карточки для самостоятельной работы, таблицы, репродукции картин и т.п.
- сделайте эскиз доски;
- составьте план урока в форме таблицы: 1 столбец – наименование этапа урока, 2 – приемы и методы, которые вы намереваетесь использовать, 3 – время в минутах на каждый этап урока.
2
Поэтапно напишите весь ход урока (в зависимости от типа некоторые этапы могут доминировать над другими или вообще отсутствовать):
а) организационный момент;
б) проверка домашнего задания;
в) актуализация и всесторонняя проверка знаний;
г) этап получения новых знаний;
д) закрепления полученных знаний;
е) повторение пройденного материала;
ж) обобщение и систематизация новых знаний;
з) сообщение информации о домашнем задании.
3
На каждом этапе с помощью тезисов кратко опишите, что вы намерены делать и каких результатов ожидаете от учащихся. Здесь же начертите необходимые схемы, цепи, сделайте ссылки на наглядные и дидактические материалы, которые понадобятся, - все то, что поможет быстро восстановить ход урока в вашей памяти.

Совет 2: Как правильно записать конспект лекции

Правильно законспектированная лекция – это ключ к успеху на экзамене. Важно не просто успевать записывать всю нужную информацию, которую диктует преподаватель в аудитории, но и правильно её структурировать и оформлять – тогда и писать придётся меньше, и пользы конспект принесёт больше. К тому же такую лекцию читать гораздо проще и приятнее, чем неряшливо оформленные записи. А когда лекция – единственный источник информации по теме, грамотное её оформление – вопрос первейшей важности.
Как конспектировать лекции
Вам понадобится
  • Тетрадь в клетку, набор разноцветных ручек и карандашей.
Инструкция
1
Оставляйте поля шириной не менее 2 сантиметров (или 4 клетки). Можно прочертить их с помощью линейки либо купить тетрадь с уже оформленными полями. На полях вы можете проставить дату, обозначать значками особо важные места лекции, приводить список условных сокращений, оформлять пункты плана.
2
Пишите через клетку! А ещё лучше – через две. В таком случае вы всегда сможете дополнить ваш конспект новыми сведениями, либо исправить допущенные ошибки. В конце концов, лекция, записанная через клетку, читается лучше, а глаза устают меньше.
3
Пишите крупным почерком, не мельчите! Это, конечно, немного замедлит скорость написания лекции, но для увеличения скорости следует пользоваться другими методами. Вам же важна разборчивость почерка. Не пишите как курица лапой. Важно же не только записать лекцию, но потом и прочитать её.
4
Оставляйте в начале лекции немного строчек, чтобы записать туда план. Бывает, что преподаватель сам диктует в начале пары план. Обязательно его записывайте. Это гораздо важнее, чем кажется поначалу. Дело в том, что лекция может охватывать несколько вопросов, которые потом будут разбросаны по всему экзаменационному вопроснику. Например, тема «Существительное» может включать в себя подпункты «Род», «Падеж», «Число», которые в вопроснике превратятся в вопросы: «Что такое род существительного?», «Что такое падеж?» и т.д. Подпункты плана помогут вам сориентироваться и выделить главное. Может быть, и всю лекцию целиком читать не придется.
5
Обязательно ставьте на полях конспекта дату лекцию и тип занятия. Можно указывать также преподавателя, если курс ведут двое или если «основной» преподаватель заболел, а его заменяет другой. Дело в том, что их точки зрения на один и тот же предмет могут не совпадать. Тогда на экзамене вы попадёте в неприятную ситуацию, когда преподаватель скажет: «Откуда вы услышали эту ерунду? Всё не так. Идите, учите, потом пересдадите». Тогда вы сможете смело показать ему конспект лекции «чужого» преподавателя и объяснить, что готовились по ней.
6
Используйте разные цвета пасты и подчёркивания. Это поможет навести порядок в записи лекции и акцентировать внимание на определённых важных местах.
7
Используйте сокращения! Это могут быть:

Общепринятые:
и т.д. – и так далее,
и проч. – и прочее,
млн – миллион,
р. – рубль,
$ – доллар,
sic! – важно и многие другие;

Ваши личные:
слово «например» я обычно сокращаю до «н-р», «языкознание» – «яз-е», «филология» – «Ф.» и т.д.;

Словарные:
вы обозначаете заглавной буквой или аббревиатурой слово, термин или понятие, вынесенные в заголовок темы. Например, если тема «Сказуемое», не стоит писать это слово постоянно, сократите его до «С.» – и так понятно, о чём идёт речь;

Ситуативные:
когда вы замечаете, что в речи лектора проскальзывают одни и те же слова или формулировки, вы можете их смело сокращать или обозначать значком, вынеся сокращённое слово на поля – чтобы потом не забыть, что вы зашифровали под этой закорючкой;

Элементы скорописи:
некоторые постоянно употребляющиеся слова можно заменить значками, употребляющимися в скорописи, например, вместо слова «который» ставят знак «альфа».
Видео по теме
Обратите внимание
Помните, вы записываете лекцию не для кого-то, а только для себя. Чем будет тетрадь с конспектами лекций во время подготовки экзамена – макулатурой или полезным инструментом – зависит исключительно от вас!

Совет 3: Как писать продуктивные конспекты

Правильно оформленный конспект - это признак успешного студента, который умеет оптимизировать информацию для дальнейшей работы с ней. В огромном информационном потоке мы нередко путаемся мыслями и теряемся в мире знания. Во избежание этих пагубных последствий студенту рекомендуется выполнять компактные и полезные конспекты, используя различные таблицы и графики. Как правильно вести записи ваших лекций и семинаров и что для этого нужно?
Как писать продуктивные конспекты

Что нужно для того, чтобы вести продуктивные конспекты? Во-первых, это тетрадь. Лучше всего использовать тетрадь на кольцах, так как она легко сгибается и в ней запросто можно выдергивать ненужные или испорченные листы, но, как известно, у каждого свои предпочтения, поэтому в конечном счете выбор остается только за вами. Также вам потребуется удобная ручка, маркеры или текстовыделители, а также линейка для того, чтобы обеспечивать расстановку границ между разными частями конспекта.

Перейдем к оформлению. Как же все-таки оформлять конспект?

Дата и номер страницы. Всегда начинайте с того, чтобы поставить эти знаки на развороте вашего конспекта, так как в университетской жизни вам придется столкнуться с огромным количеством различной информации и зачастую становится тяжело отыскать данные по определенному предмету, а данные символы значительно облегчат это задание.

Одна тетрадь - один предмет. Это самый оптимальный способ вести конспект по той или иной науке. Таким образом вам не придется искать информацию в стопке случайных тетрадей. Рекомендуется в начале учебы подписать все свои студенческие тетради, чтобы потом не возникло путаницы на этот счет.

Записывайте только самое важное. Не стоит писать все, что говорит преподаватель. Выделяйте лишь самую ценную информацию, составляйте необходимые связи и системы. Оптимизируйте процессы запоминания и пишите более разборчиво, чтобы в дальнейшем можно было с легкостью перечитать конспект.

Используйте сокращения. Для того чтобы ускорить процесс написания, необходимо пользоваться сокращенными знаками, символами и словами. Существуют общепринятые аббревиатуры для ускорения письма, но также вы можете придумать свои, чтобы облегчить собственную работу.

Делайте записи на полях. Если какие-либо данные после лекции остались для вас непонятными, то следует записать о них на полях или на специальном стикере в качестве напоминания о том, что к ним нужно обязательно вернуться, чтобы узнать больше сведений.

Пользуйтесь цветными ручками и маркерами. Выделяйте самое важное. Можно придумать собственную систему использования цветовой гаммы, например, заголовки выделять только красным цветом, подзаголовки - желтым, а актуальные термины - зеленым. Это поможет вам сосредоточиться на определенных этапах вашего конспекта и разграничить важные моменты. 

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500