Совет 1: Где учат звукооператоров

Профессия звукооператора, в отличие от звукорежиссера имеет более узко направленный профиль. Звукооператор занимается записью звука и его качеством под руководством звукорежиссера. Поэтому, чтобы освоить звукооператорскую работу необходимо получить диплом на кафедре звукорежиссуры. Несколько вузов в Москве и Петербурге выпускают таких специалистов.
Вам понадобится
  • Справочник "Профессии и вузы Петербурга и Москвы"
Инструкция
1
Перед выбором факультета разберитесь для себя в разнице профессий звукооператора, звукорежиссера и звукоинженера. Первый занимается записью звука, второй - его концепцией, третий - технической стороной вопроса. Высшие учебные заведения предлагают кафедры и факультеты звукорежиссуры, которые включают в себя обучение навыкам работы звукооператора и звукоинженера.
2
В дальнейшем вы сможете работать звукооператором в различных областях: кино, радио, театр, концертная звукорежиссура, студийная работа с классикой, джазом, рок музыкой. Стоит заранее прикинуть для себя, что вам ближе, так как все факультеты предлагают те или иные области в звукозаписи: "Музыкальная звукорежиссура", "Звукорежиссура кино и телевидения", "Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников".
3
Если в ваших планах специальность "Музыкальная звукорежиссура", то вы можете освоить профессию в следующих вузах Москвы: Российская Академия музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных), Государственный специализированный Институт Искусств (ГСИИ), Институт современного искусства. В Петербурге выдает дипломы по этой специальности Санкт-Петербургский Государственный университет Профсоюзов (СПбГУП). Самым престижным считается первый.
4
По специальности "Звукорежиссура кино и телевидения" вы получите диплом в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, Всероссийском Государственном университете кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). В Петербурге диплом выдает Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ).
5
Если ваш выбор - "Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников", то поступайте или в Московский Государственный университет культуры и искусства, или в Петербургский университет Профсоюзов.
Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения единственный вуз, который предлагает сугубо инженерную профессию работы со звуком на кафедре акустики и звукотехники. Это техническая должность. Вступительные испытания проходят с уклоном на знания физики и математики.

Совет 2: Как отстроить звук

Задача отстроить звук возникает в концертной практике звукорежиссера и звукооператора. И, если, к примеру, на стационаре (то есть на собственной сцене) звук отстраивается один раз, а дальше только корректируется, то на гастролях каждый раз приходится отстраиваться заново. Все, разумеется, зависит от зала, но на такие случаи есть довольно устойчивый алгоритм – на «раз-два-три-четыре».
Инструкция
1
Проверка наличия аппаратуры, имеющейся в звукоцехе этого зала – «раз». Прямо по списку проверьте наличие обязательной аппаратуры: микшера, микрофонов, коммутации, предусилителей, усилителей выхода, акустических систем (портал, сателлиты, сабвуфер), эквалайзера, процессора эффектов, компрессора/лимитера, MD-CD-плеера (или компьютера с выходом).
2
Вместе с местным звукооператором определитесь, работаете вы с «местного» пульта (микшера), или со своего, или со своего через местный, в зависимости от коммутации, установленной на сцене – это «два». Как правило, на выездныве концерты усилители выхода и акустические системы с собой берут немногие; если вы входите в число этих немногих, то общее правило таково: акустика и микрофоны – только свои (если мало – дополняем местными). В этом случае вы работаете со своего пульта. Так же, со своего – но выдавая звук через местный – работаете в случае специфических условий (например, у нас цифровой пульт с набором сложных предустановок). Во всех прочих случаях лучше работать через местный пульт, дополнив набор имеющихся процессоров своими при необходимости.
3
Расставьте на сцене микрофоны, инструменты, подключите шнуры, скоммутируйте – это «три». Проверьте, все ли работает.
4
Собственно отстройка, или «саунд-чек», происходит непосредственно перед выступлением – «четыре». Ваша задача – максимальная разборчивость звука при оптимальной плотности. Сначала установите общую акустическаую картину: выставьте уровни звука, панораму, реверберацию. Солиста, если он один, поставьте в центр панорамы, если несколько, разнести вправо-влево. Стереобаза сопровождения (если есть) в целом выставляется не более 70 градусов, если солистов нет, то до 90-100. Общую реверберацию проверьте на самом громком звуке – должно быть аккуратное эхо, не разрушающее разборчивости. Отстойте динамический диапазон (разницу самого громкого и самого тихого звучания), в зависимости от этого установите компрессию. После этого вам остаются тонкие, «художественные» настройки. Эквалайзером выделите наиболее яркие тона голоса солиста и инструментов. Можете аккуратно добавить реверберации в отдельные каналы, перепроверить общую картину на самом громком и самом тихом звучании. Проверьте слышимость в мониторах: у солиста отдельно, сопровождения отдельно, у всех вместе. Установите точные уровни громкости и нужных эффектов. Спраосите музыкантов, все ли хорошо звучит. Если да, объявите «готово» и включите на пульте Mute на всех рабочих каналах. С этого момента аппаратура не выключается из сети до конца концерта. Когда артисты встанут на сцену и возьмут инструменты, в нужное время mute снимается, и концерт начинается.

Совет 3: Кино как современное искусство

Кинематограф – полноправный представитель современного искусства, и, в отличие от остальных его жанров, наиболее понятный массовому зрителю. Несмотря на это, кино вполне можно назвать самым молодым жанром в искусстве: ему едва насчитаешь хотя бы сотню лет.
Инструкция
1
В начале 20 века бывали случаи, что когда люди видели на экране первого кинотеатра паровоз, который ехал прямо на них, они вскакивали со своих мест и в ужасе разбегались в стороны. Современный зритель настолько привык к кино, что воспринимает 3Д-технологии, при которых действие практически разворачивается вокруг него самого, как нечто само собой разумеющееся.
2
Некоторые критики во всеуслышание заявляют, что кино перестало быть искусством, так как утратило смысловое содержание и стало массовым. Но так ли это? Кино позволяет погрузить зрителя в совершенно необычный мир, фантастический и нереальный, остро ощутить любую ситуацию, как никакой другой вид искусства. После хорошего кинофильма люди чувствуют смятение, а особо впечатлительные целыми днями ходят под впечатление. Кто-то годами не может забыть определенные сцены из фильмов. Искусство – это то, что влияет на человека, приводит его внутренний мир в движение. Кино делает это как нельзя лучше, пусть даже порой жертвуя прямыми смысловыми интерпретациями.
3
Тем не менее, совершенно нельзя сказать, что современное кино лишено смысла. В любую эпоху в любом виде искусства встречаются как «проходные» произведения, которые будут быстро забыты, так и волнующие вещи, которые люди будут помнить, спустя века после их появления. Кто скажет, что картины Брейгеля, написанные сотни лет назад, устарели? Можно почти быть уверенным, что живи Брейгель сегодня, он бы снимал кино.
4
Удивительная особенность кинематографа в том, что он охватывает самые различные виды аудитории. Если музеи посещает одна довольно небольшая часть населения, театры – еще одна небольшая часть, и эти группы нередко пересекаются, то в кино ходит практически каждый. Людей, не смотрящих кино, найти, наверное, невозможно: если не в кинозале, то на экране компьютера, если не на компьютере, то по телевизору, но фильмы смотрят все люди. Секрет успеха кинофильмов в том, что они позволяют захватить внимание зрителя полностью, он воспринимает характеры героев и применяет их к своей жизни, с интересом смотрит на визуальный ряд, попадает под воздействие настроения саундтрека фильма.
5
Кино – продукт для массового зрителя, но и создает его масса людей. Замысел возникает у режиссера, но чего он стоил бы без услуг сценариста? А они вдвоем, что они смогли бы сделать, не имея актеров, съемочной группы, гримеров, костюмеров и других полезных людей? Как и многие другие продукты современного искусства, кинофильм делается усилием многих людей. Его можно сравнить с перфомансом – самым необычным и до сих пор еще не везде прижившимся жанром, где зритель участвует в создании произведения наравне с художником. Только в кино режиссер сначала выбирает небольшую группу зрителей-соавторов для своей идеи, которые помогают воплотить ее, и лишь затем выпускает получившийся готовый продукт на суд публики.
Видео по теме
Обратите внимание
Во всех российских вузах специальности работы со звуком - это молодые факультеты, зарубежные учебные заведения могут лучше вас подготовить.
Полезный совет
Если вы имеете хорошую музыкальную подготовку, или закончили музыкальное училище, то есть шанс получить бесплатное место в Петербургском университете Профсоюзов.
Источники:
  • Санкт-Петербургский университет кино и телевидения
  • Российская Академия музыки им. Гнесиных
  • ВГИК
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше