Совет 1: Как определить неопределенную форму глагола

Глаголы в неопределенной форме и в третьем лице единственного и множественного числа произносятся одинаково. Как определить, какое из таких слов — глагол в неопределенной форме? А сделать это важно для того, чтобы написать слово без орфографической ошибки. Это nfr;t необходимо, чтобы правильно выполнить синтаксический и морфологический разбор слова.
Инструкция
1
Определить инфинитив можно по вопросу. Найдите глагол и задайте к нему вопрос. Если это глагол в неопределенной форме, то он будет отвечать на вопрос «что делать?», «что сделать?». Например, кидать, расти, печь, затопить, развести, лечь.
На конце таких глаголов всегда пишется мягкий знак.
2
Необходимо отличать инфинитив от глаголов в личной форме, особенно если есть возвратный суффикс «-ся», «-сь». Для этого задайте вопрос к слову. Если глагол отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?», то это неопределенная форма. А если на вопрос «что делает?», «что сделает?» - третье лицо единственного числа.

Эта задача (что делает?) решается просто. - На этот поступок (что сделать?) решиться непросто.
3
Посмотрите на написание данного слова. Если слово пишется с мягким знаком (-ться), то это инфинитив. А если без мягкого знака, то это глагол в третьем лице единственного или множественного числа.
4
Трудно отличить инфинитив от личной формы, если слово записано в транскрипции. Запись финалей данных форм совпадают: [уч'ица] ( учится) - [уч'ица] (учиться). В таком случае обратите внимание на ударение, гласную перед [-ца] или контекст, где можно задать вопрос. Если эта работа невыполнима, то здесь уместны обе формы.
5
Неопределенная форма глагола входит в составное именное сказуемое. В таком случае в предложении находятся два неоднородных глагола. Чтобы определить, какой из них инфинитив, нужно обозначить грамматическую основу. Сказуемое будет состоять из двух глаголов. Тот , в котором заключается лексическое значение, - инфинитив, в нем надо писать мягкий знак. Так, в предложении «Ученики смогут позаниматься дополнительно» сказуемое «смогут позаниматься». А неопределенная форма - «позаниматься».
6
Неопределенная форма глагола может выступать в качестве второстепенных членов предложения. Определить ее в таких случаях можно, следуя логике рассуждений. Задайте вопрос косвенного падежа от сказуемого к инфинитиву. Если это возможно, то в данном случае он дополнение. Например, в предложении «Тренер велел нам заняться разминкой» слово «заняться» будет дополнением (велел что?). В таком случае рассуждайте так: действие, обозначенное в глаголе «велел», выполняет тренер, а выполнять его будут другие. Значит это не сказуемое, ведь предложение простое.

Обстоятельства, выраженные неопределенной формой глагола, чаще всего отвечают на вопросы «с какой целью?», «по какой причине?». В предложении «Я пришел в спортивный зал тренироваться» к инфинитиву задаем вопрос «пришел с какой целью?».
К определению задавайте вопрос от существительного. В предложении «Я в совершенстве владею умением играть на гитаре» инфинитив - определение: умением (каким?) играть.

Совет 2: Как определить лицо глагола

Глагол – это часть речи с постоянными и непостоянными признаками. Лицо глагола является его непостоянным признаком, причем оно есть лишь у глаголов в настоящем и будущем временах. Не все его могут сразу определить. Для этого мы и приведем небольшую инструкцию, как определить лицо глагола.
Инструкция
1
Итак, дано предложение, в котором нужно определить лицо глагола, или глагол в отдельности.

Во-первых, нужно выписать глагол отдельно (на этапе изучения определения лица глагола это обязательно). Будем рассматривать на примере глагола «смотрят».
2
Во-вторых, нужно выделить окончание у глагола, например, у глагола «смотрят» окончание «–ят».
3
В-третьих, необходимо к глаголу подставить личное местоимение, наиболее подходящее по смыслу. В нашем случае это местоимение «они».
4
Далее надо посмотреть на окончание и местоимение. Если к глаголу подходит местоимение «я» или «мы», то значит у вас глагол первого лица, и указывает он на говорящего. Если к глаголу подходит местоимение «ты» или «вы», то это глагол второго лица, а указывает он на собеседника говорящего. Если глагол сочетается с одним из этих местоимений: он, она, оно, они, то это глагол третьего лица. У нашего примера окончание «-ят» и местоимение «они», значит глагол третьего лица.
5
Но, как и в любом правиле, есть исключения. В этом правиле исключением являются безличные глаголы. К таким глаголам невозможно подобрать местоимение, привязать действие к какому-либо предмету, человеку, животному и прочему тоже нельзя. Эти глаголы показывают то, что они происходят само собой, без чьей либо помощи. Например, это глагол «смеркается».
Некоторые глаголы могут не иметь форм во всех лицах, эти глаголы называются недостаточными. Примером может служить глагол «победить», этот глагол не может употребляться в 1 лице единственного числа, в данном случае говорят «одержу победу», а не «побежу».
Видео по теме

Совет 3: Как найти неопределенную форму глагола

К изучению глаголов, в том числе его неопределенной формы, школьники приступают еще в начальных классах. Если материал будет усвоен плохо, возможны ошибки в написании «тся» и «ться». Поэтому учителю необходимо обратить их внимание на опознавательные признаки инфинитива.
Инструкция
1
Вы должны знать, что неопределенную форму глагола часто называют инфинитивом. Глагол в такой форме не изменяется ни по числам, ни по лицам. Нельзя у него определить и наклонение, и вид.
2
Можно, конечно, образовать неопределенную форму глагола при помощи вспомогательных вопросов «что делать?»,«что сделать?». Но такой способ не всегда может вам полезным. Так, школьникам трудно бывает поставить в инфинитив безличные глаголы, что в дальнейшем может стать следствием орфографических ошибок.
3
Дети также путают глаголы в форме третьего лица с инфинитивом, а значит, не смогут определить, как правильно написать: «тся» или «ться». Например, к глаголу в синтаксической конструкции «кажется успешным» дети затрудняются поставить вспомогательные вопросы «что делать?», «что сделать?». Таким образом, они не смогут проверить написание слова.
4
Находить неопределенную форму глагола или образовывать ее проще, обращая внимание на некоторые детали. Так, вы должны знать, что инфинитив имеет окончание «ть» или «ти». Например, в слове «принести» окончанием будет «ти», а в слове «успеть» - «ть».
5
Окончание «ти» пишется в неопределенной форме, если перед ним находится гласный звук, а «ть» - после согласного. Так, в инфинитиве «цвести» перед окончанием «ти» стоит согласный звук «с», а в слове «увидеть» - гласный «е».
6
Глагол в неопределенной форме может также оканчиваться на «чь». Но в этом случае «чь» не будет являться окончанием, а будет входить в состав корня. Это можно увидеть, изменив форму слова: беречь - бережет. Вы видите, что в корне происходит чередование звуков.
7
Чтобы научиться без ошибок образовывать неопределенную форму, необходимо поставить вопросы «что делать?» или «что сделать?» и не забывать обращать внимание на строение слова.
Источники:
  • не случится глагол в неопределённой форме

Совет 4: Как определить форму существительного

Имя существительное является отдельной частью речи русского языка. Ему присущи формы числа и падежа, классифицирующие категории рода, а также одушевленности и неодушевленности в зависимости от обозначаемых предметов.
Инструкция
1
Представьте несколько вариантов одного и того же существительного: «дом», «дому», «домом». Как определить его начальную форму (или словарную форму)? Начальной формой существительного является форма именительного падежа. Этот падеж обозначает понятие, выражаемое словом. Наиболее часто имена существительные в данном падеже выполняют роль подлежащего в предложении, реже - сказуемого. Именительный падеж отвечает на вопросы: «кто?», «что?» Например, «что?» – «дом», «кто?» – «птица». Задайте подобные вопросы, чтобы определить форму существительного.
2
Вспомните из школьной программы, что имя существительное, стоящее в начальной форме, в большинстве случаев находится в единственном числе. Поэтому, чтобы определить словарную форму данной части речи, поставьте ее в единственное число: «много домов» – «один дом».
3
Учтите, что некоторые существительные имеют лишь форму множественного числа, и видоизменить их, приведя к единственному, невозможно. К ним можно отнести, к примеру, названия временных отрезков, парных предметов, массы вещества: «сутки», «очки», «брюки», «будни», «макароны», «каникулы», «чернила», «ножницы». Начальной формой у подобных существительных является форма именительного падежа множественного числа.
4
Обратите внимание на необходимость отличия омонимов (слов, одинаковых по звучанию и написанию, но различных по значению) друг от друга. Например: «На стене висят часы» (здесь существительное «часы» будет иметь начальную форму только во множественном числе). Или же: «В эти часы небо обычно такое светлое» (начальная форма существительного «часы» будет иметь вид «час»).
5
Примите к сведению, что неизменяемые существительные иностранного происхождения: «пальто», «мадам», «шимпанзе», «кино» и т.п. - во всех своих формах звучат одинаково.

Совет 5: Что такое неопределенная форма глагола

Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?» Глаголы имеют свойство спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам. Однако у этой части речи есть исходная, или начальная, форма.

Инфинитив, или неопределенная форма глагола

Глагол в начальной, или неопределенной, форме называется инфинитивом. Инфинитив всегда отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Никогда нельзя применительно к начальной форме глагола задать вопросы: «что делает?», «что сделает?», «что будет делать?», «что делала?», «что делал? » и т.д. То есть инфинитив по определению имеет минимальное количество морфологических признаков.

Примеры. Глагол «идти» отвечает на вопрос «что делать?». Соответственно, это глагол в неопределенной (начальной) форме, или инфинитив. Однако глаголы «идет», «будет идти», «идут» отвечают на вопросы «что делает?», «что будет делать?», «что делают?». Эти глаголы уже имеют морфологические признаки – лица, числа и времена - и инфинитивами не являются.

Другой пример. Глагол «написать» отвечает на вопрос «что сделать?» и является инфинитивом. От этой начальной формы образуются глаголы в прошедшем и будущем временах, первого, второго и третьего лиц, единственного и множественного чисел: «написал», «написали», «написала», «напишут», «напишет».

Иными словами, глагол в инфинитиве – это всегда нулевая (неопределенная) форма, от которой всегда можно образовать разные формы этого же слова в различных лицах и числах. Этот процесс называется спряжением.

Какие признаки глагола можно определить по начальной форме

Если инфинитив – это начальная, нулевая, неопределенная форма глагола, можно ли по ней определить какие-то признаки этой части речи, или морфологические признаки? Да, можно определить постоянные, неизменяемые признаки глагола.

Во-первых, по неопределенной форме можно определить виды глагола – совершенный или несовершенный. Глагол несовершенного вида в начальной форме отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает незавершенное действие. Например, «гулять», «читать», «петь», «сочинять» и т.д. Глагол совершенного вида в инфинитиве отвечает на вопрос «что сделать?» и обозначает завершенное, законченное действие. Например, «погулять», «прочитать», «пропеть», «сочинить», «слетать» и т.д.

Во-вторых, по инфинитиву можно определить спряжение глагола. В русском языке существует два спряжения – первое и второе. К первому спряжению относятся все глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –еть, -ать, -уть, -оть, -ть, -ыть, а также несколько глаголов-исключений на –ить. Ко второму спряжению относится большая часть глаголов на –ить, а также некоторые глаголы-исключения на –ать, -ять и –еть.
Видео по теме
Обратите внимание
Только в односоставных предложениях с главным членом сказуемым нет слов, от которых задается вопрос к глаголу.
Полезный совет
Вопросы задавайте от одного слова к другому. Если второстепенный член выражается глаголом, то это только неопределенная форма. Обязательно пишите мягкий знак.
Источники:
  • глаголы в неопределенной форме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше