Совет 1: Что такое форма слова

Достаточно часто на уроках русского языка школьники испытывают затруднения в отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова. Изменяя форму той или иной части речи, вы всего лишь измените грамматические признаки, а не лексическое значение.
Что такое форма слова
Прежде всего, важно понять, что каждое слово имеет ту или иную форму, т.е. определенную совокупность признаков. По этим признакам, которые могут быть отражены, например, в окончании (флексии), можно без особых усилий определить часть речи. Например, только у глаголов имеются окончания «ет», «ит», «ат», «ят», и только у причастий - суффиксы «ущ», «ющ», «ащ», «ящ».

В форме слова заключаются различные грамматические признаки тех или иных частей речи. Например, вы можете определить у глагола вид, время, лицо, число, спряжение, переходность. А вот в грамматической форме имени существительного заключены признаки числа, падежа, склонения, рода. Так, в предложении «Ребята, любите и берегите наш язык» слово «язык» употреблено в форме винительного падежа, единственного числа.

Форму слова можно изменить. Например, в предложении «Подготовьте реферат о значении нашего языка» слово «языка» уже употреблено в форме родительного падежа, единственного числа.

Однако в русском языке есть слова, в которых форма слова остается неизменной всегда. Они называются неизменяемыми частями речи. У них нельзя определить ни категории лица, числа, падежа и т.д. К таким словам относятся наречия (быстро, далеко, сплошь и др.), деепричастия (увидев, посмотрев, задевая и др.). У них нет окончания, даже нулевого, так как окончание - это часть изменяемого слова.

К сожалению, часто встречаются ошибки по выявлению слов с одной и той же формой и однокоренных слов. Вероятно, это можно объяснить тем, что в обоих случаях в словах будет один и тот же корень. Однако, изменяя форму слова, вы будете изменять лишь его окончание, а вот все оставшиеся морфемы (приставки, суффиксы), входящие в состав основы, останутся неизменными. Например, в цепочке словоформы «летчик - летчики - летчику» в состав каждого слова входит корень «лет» и суффикс «чик». Следовательно, это формы одного и того же слова.

Если же сравнить слова «водный - подводный - подводник», то можно обнаружить некоторые различия в составе слов. Несмотря на то, что во всех словах присутствует один и тот же корень «вод», состав основы у них неодинаков. В слове «водный», помимо корня «вод», в составе основы - суффикс «н», в слове «подводный» - приставка «под» и суффикс «н», а существительном «подводник» - приставка «под» и суффикс «ник». Поэтому они не являются формами одного слова. Эти слова родственные.
Источники:
  • изменить форму слова

Совет 2: Что такое лексическая ошибка

Неправильные слова в не правильном месте – так можно кратко определить, что такое лексическая ошибка. Казалось бы, все, для кого русский язык является родным, знают, как правильно подобрать нужное слово. Но не деле оказывается, что лексические ошибки – не такая уж редкость не только в школьных сочинениях, но даже в речи профессионалов.
Что такое лексическая ошибка
Словарный состав языка, многообразие значений слов, их происхождение, возможности употребления и сочетаемости между собой изучает такой раздел языкознания, как лексикология. В лексикологии установлены нормы употребления слов в зависимости от контекста, речевой ситуации, других факторов, которые получили название лексических норм. Нарушение этих норм и будет являться лексической ошибкой.

Принято выделять несколько видов лексических ошибок.

Нарушение сочетаемости слов

Некоторые слова русского языка входят в состав устойчивых сочетаний или идиом. Нарушение их целостности, употребление другого слова вместо привычного будет являться лексической ошибкой: «Чтение научно-популярной литературы обогащает кругозор». В этом предложении идиоматическое выражение «расширять кругозор» заменено другим, что является ошибочным.

Порой говорящий или пишущий употребляет слова, противоположные по своей оценочной окраске, либо несовместимые по значению: «страшно красивый». Такое сочетание выглядит нелепо и будет считаться лексической ошибкой. Но существует и литературный прием, основанный на сочетании несочетаемых слов – оксюморон, к примеру «живые мертвецы», и следует отличать одно от другого.

Пропуск слова

Порой в речи, чаще всего в устной, происходит пропуск слова в предложении, в результате чего смысл фразы искажается: «Ее речи, как и ее матери, была присуща некая напевность и медлительность». В данной фразе пропущено слово «речи» перед существительным «матери», от чего общий смысл фразы становится не слишком понятен.

Многословность

Многословность может проявляться в бессмысленном, навязчивом повторении одного и того же слова в каждой последующей фразе: «Я люблю лето. Летом стоит жаркая погода. Летние дни словно созданы для отдыха. Лучшее место для летнего отдыха – берег реки или озера». Ошибки такого рода чаще встречаются в речи людей, имеющих небогатый словарный запас.

Другой формой многословности является тавтология. Классическим примером такого рода является словосочетание «масло масляное», но встречаются и фразы, распознать тавтологию в которых может только достаточно эрудированный человек. Так словосочетание «прейскурант цен» встречается довольно часто. Тем не менее она ошибочна с лексической точки зрения, т.к. само слово «прейскурант» обозначает «перечень цен», а значит слово «цен» в данной фразе является повтором.

Ошибочное употребление слов из-за непонимания их значения

Такая ошибка встречается довольно часто при употреблении заимствованных слов, если люди не знают точного их значения: «Была выявлена целая плеяда мошенников» - неверное употребление слова «плеяда», обозначающая ряд выдающихся личностей.

Также могут быть неверно употреблены фразеологические обороты, если их значение говорящим не понимается или истолковывается неверно: «Скрипя сердцем, он согласился» - выражение «скрипя сердцем» ошибочно употреблено вместо устойчивого словосочетания «скрепя сердце».

К этому же типу лексических ошибок можно отнести неверное употребление паронимов – слов, имеющих сходное звучание и написание, но различных по значению: «Александрийский столб» - слово «столб» следует заменить существительным «столп».

Стилистически неверное употребление слов

К этому типу ошибок относится употребление в предложении одного стиля отдельных слов, присущих другому, например, просторечных выражений и жаргонизмов в нейтральной литературной речи: «На обложки глянцевых журналов обычно попадают фотографии очень крутых девушек» - жаргонизм «крутых» в данном контексте лучше заменить на нейтральные с точки зрения стилистической окрашенности слова «красивых и знаменитых».

К этой же группе можно отнести и употребление слов-паразитов, которые нарушают общую структуру предложения: «Я, типа, написал сочинение, но оно, как бы, дома осталось».
Что такое паронимы: определение и примеры слов
Связанная статья

Совет 3: Что такое переходность глагола

Все глаголы в русском языке характеризуются с точки зрения такой лексико-грамматической категории, как переходность. Переходность/непереходность характеризует глагольное действие по отношению к объекту.
Что такое переходность глагола

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке можно разделить на 2 больших семантических типа:

1) обозначающие действие, переходящее на объект и изменяющее его;

2) обозначающие действие, замкнутое само в себе и на объект не переходящее.

К первому типу относятся глаголы созидания, разрушения, многие глаголы речи и мысли, например: построить, вырастить, воспитать; сломать, разбить, уничтожить; сказать, обдумать, чувствовать.

Второй тип объединяет глаголы, выражающее некое состояние. Примеры: лежать, сидеть, спать, чувствовать.

Подобная семантика глаголов оформляется в области формы с помощью категории переходности.

Глаголы, обозначающие действие, переходящее на объект, и сочетающиеся с формой винительного падежа без предлога, называются переходными.

Глаголы, не способные обозначать действие, переходящее на объект, и не сочетающиеся с винительным падежом без предлога, являются непереходными.

Примеры: Татьяна писала Онегину письмо. Глагол «писала» является переходным.

Он славно пишет, переводит. Глаголы «пишет», «переводит», обозначающие способность к некому действию, являются непереходными.

Переходность — это лексико-грамматический разряд, поэтому категория определяется строго по формальным признакам, а не контексту.

К центральной части переходных глаголов относятся глаголы с отрицанием, сочетающиеся с родительным падежом, например: не любить литературу.

Косвенно-переходные глаголы

Также выделяются косвенно-переходные глаголы, которые могут сочетаться с объектом не в родительном или винительном падежах, например: управлять государством.

Критерием, позволяющим выделить переходные глаголы, является их способность преобразовываться в страдательные причастия. Примеры: построить дом — построенный дом, выпить воды — выпитая вода.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500