Совет 1: Что такое форма слова

Достаточно часто на уроках русского языка школьники испытывают затруднения в отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова. Изменяя форму той или иной части речи, вы всего лишь измените грамматические признаки, а не лексическое значение.
Прежде всего, важно понять, что каждое слово имеет ту или иную форму, т.е. определенную совокупность признаков. По этим признакам, которые могут быть отражены, например, в окончании (флексии), можно без особых усилий определить часть речи. Например, только у глаголов имеются окончания «ет», «ит», «ат», «ят», и только у причастий - суффиксы «ущ», «ющ», «ащ», «ящ».

В форме слова заключаются различные грамматические признаки тех или иных частей речи. Например, вы можете определить у глагола вид, время, лицо, число, спряжение, переходность. А вот в грамматической форме имени существительного заключены признаки числа, падежа, склонения, рода. Так, в предложении «Ребята, любите и берегите наш язык» слово «язык» употреблено в форме винительного падежа, единственного числа.

Форму слова можно изменить. Например, в предложении «Подготовьте реферат о значении нашего языка» слово «языка» уже употреблено в форме родительного падежа, единственного числа.

Однако в русском языке есть слова, в которых форма слова остается неизменной всегда. Они называются неизменяемыми частями речи. У них нельзя определить ни категории лица, числа, падежа и т.д. К таким словам относятся наречия (быстро, далеко, сплошь и др.), деепричастия (увидев, посмотрев, задевая и др.). У них нет окончания, даже нулевого, так как окончание - это часть изменяемого слова.

К сожалению, часто встречаются ошибки по выявлению слов с одной и той же формой и однокоренных слов. Вероятно, это можно объяснить тем, что в обоих случаях в словах будет один и тот же корень. Однако, изменяя форму слова, вы будете изменять лишь его окончание, а вот все оставшиеся морфемы (приставки, суффиксы), входящие в состав основы, останутся неизменными. Например, в цепочке словоформы «летчик - летчики - летчику» в состав каждого слова входит корень «лет» и суффикс «чик». Следовательно, это формы одного и того же слова.

Если же сравнить слова «водный - подводный - подводник», то можно обнаружить некоторые различия в составе слов. Несмотря на то, что во всех словах присутствует один и тот же корень «вод», состав основы у них неодинаков. В слове «водный», помимо корня «вод», в составе основы - суффикс «н», в слове «подводный» - приставка «под» и суффикс «н», а существительном «подводник» - приставка «под» и суффикс «ник». Поэтому они не являются формами одного слова. Эти слова родственные.

Совет 2: Что такое морфемы

Школьные разборы слова по составу сменились теперь поморфемным разбором. Что же такое морфема, и как теперь правильно именовать «приставку», «суффикс» и «окончание»? Хорошо еще, что графические обозначения этих частей слова остались пока неизменными.
Морфема (от греческого μόρφημα) - это мельчайшая языковая единица, имеющая семантическое наполнение. Морфемы не являются неделимыми. Однако их части – фонемы – уже не имеют смыслового значения. Термин «морфема» был дан этой единице Л. Блумфилдом, американским структурным лингвистом, в 1933 году.Однако не все исследователи признают самостоятельное значение морфем. По их мнению, морфема может иметь семантику только во время конкретной реализации – в слове. В этом случае морфему принято называть морфом. Тем не менее, существует и другая гипотеза, отрицающая чисто абстрактный характер морфем и признающая за ними семантическое наполнение.Классификация морфем отличается от привычной школьной. Впрочем, корень слова, единственная морфема, значение которой в любом случае не вызывает разногласий, остается корнем и является обязательной частью слова практически в любом языке мира. Хотя, возможно, недалек тот день, когда в школах вместо слова «корень» будут говорить «фикс» («обязательный»).Все остальные морфемы – аффиксальные («необязательные»). Самые распространенные в русском языке – префиксы (в школьной традиции «приставки»), и постфиксы: суффиксы и флексии (грубо говоря, «окончания»). Флексии указывают на связь слова с остальными членами предложения. Кроме того, существует и несколько морфем, которых трудно назвать постфиксами как таковыми, и поэтому принято именовать «возвратными». Возвратных морфем немного: 2 глагольных -ся/-сь и –те (беру-сь/бери-те и т.п.) и 3 местоименных –то, -нибудь, -либо (кто-то, кто-нибудь, кто-либо). Изредка в русском языке встречаются и интерфиксы (по старой школьной традиции – «соединительные гласные») – о и е (например, пар-о-воз).В других языках мира существуют: конфиксы, инфиксы, трансфиксы, циркумфиксы.

Совет 3: Что такое склонения

На уроках русского языка школьники знакомятся со склонением имен существительных. От того, насколько хорошо усвоят учащиеся навык определения склонения в словах, зависит безошибочное написание окончаний у существительных.
Инструкция
1
Запомните, что склоняются только имена существительные. Это свойство выражается в изменении формы слова в результате изменения у имени существительного падежа и числа.
2
Существительные могут относиться к одному из трех склонений: первому, второму или третьему. Чтобы определить склонение, необходимо выяснить, к какому роду относится слово. Стоит обратить внимание на окончание слова в форме именительного падежа единственного числа. К первому склонению нужно отнести слово, которое имеет окончания «а» или «я», в мужском или женском роде. Существительное «ночка» — женского рода, имеет окончание «а», значит, относится к первому склонению.
3
Если имя существительное — среднего рода и имеет окончание «о» или «е», а также в мужском роде стоит с нулевым окончанием (не выраженным звуками), его нужно отнести ко второму склонению. Существительное «стол» — второго склонения, т.к. оно мужского рода, с нулевым окончанием.
4
Отнесите к третьему склонению имена существительные женского рода, у которых в конце слова имеется мягкий знак — ночь, степь, дичь т.д.
5
Не ошибайтесь в определении склонений у таких слов: дочь (третье склонение) и дочка (первое), нить и нитка, ветвь и ветка.
6
В русском языке есть слова, которые называют разносклоняемыми. К ним относятся несколько существительных среднего рода, которые оканчиваются на «мя»: время, стремя, имя, бремя, семя, время и т.д. Кроме того, к ним нужно отнести и существительное мужского рода «путь». Эти слова нельзя отнести к какому-то определенному склонению, т.к. они меняют форму: то как существительные второго склонения, то как третьего. В форме творительного падежа слово «семя» имеет окончание «ем» (семенем), как во втором склонении. Однако, употребив это существительное в родительном, дательном или в предложном падежах (семени), вы обнаружите окончание «и», как в третьем склонении.
7
Обратите внимание на то обстоятельство, что могут встретиться и несклоняемые имена существительные. Их нельзя отнести ни к одному из склонений. Они не меняют форму при употреблении в любом падеже, числе. К несклоняемым существительным относятся такие слова: пальто, кофе, кино и т.д.
Видео по теме

Совет 4: Что такое реферат

Термин «реферат» произошел от латинского слова refero – «сообщаю, докладываю». Он обозначает краткое изложение в письменной форме или в виде устного доклада содержания одного или нескольких источников. Также реферат может представлять результаты изучения научной проблемы.
Инструкция
1
В зависимости от того, какая работа была проведена автором, различают два типа рефератов: продуктивные и репродуктивные. В продуктивном реферате человек должен творчески переработать и критически осмыслить текст одного или нескольких первоисточников. При этом готовый продукт может быть представлен в одном из двух видов: реферат-обзор либо реферат-доклад.
2
В обзоре автор должен привести несколько точек зрения, которые выражают несколько источников (достаточно авторитетных для такого типа работы). Необходимо выявить основные различия представленных теорий и, возможно, точки их соприкосновения. Подтверждая тот или иной тезис цитатами из первоисточников, автор должен следить за достаточностью аргументов для всех представленных позиций. В реферате-докладе к описанному содержанию добавляется критическая авторская оценка и анализ проблемы. Причем в ходе исследования и доклада автор должен стремиться к объективности.
3
Репродуктивные рефераты также делятся на два вида: реферат-коспект и реферат-резюме. Конспект получается более широким по содержанию: в нем перечислены основные тезисы из источника информации, данные о методах и результатах исследования, иллюстративный материал и рекомендации по применению всей этой информации. В реферате-резюме автор лишь перечисляет основные тезисы используемого источника.
4
При оценке реферата учитываются как его содержание, так и оформление. Титульный лист, основной текст, ссылки и список литературы должны быть оформлены в соответствии с ГОСТами. Весь объем текста делится на несколько частей. Во введении автор говорит о причинах выбора темы, о ее актуальности и новизне. Кратко указывает на методы работы и называет основные источники информации. Основная часть реферата представляет собой изложение тезисов, их аргументацию и (в зависимости от вида реферата) объективный анализ. В заключении автор подводит итоги работы, формулирует выводы и указывает на практическую значимость проведенного исследования. В списке использованной литературы должны быть указаны все книги, статьи, диссертации, изученные при подготовке реферата.
Видео по теме

Совет 5: Как определить форму существительного

Имя существительное является отдельной частью речи русского языка. Ему присущи формы числа и падежа, классифицирующие категории рода, а также одушевленности и неодушевленности в зависимости от обозначаемых предметов.
Инструкция
1
Представьте несколько вариантов одного и того же существительного: «дом», «дому», «домом». Как определить его начальную форму (или словарную форму)? Начальной формой существительного является форма именительного падежа. Этот падеж обозначает понятие, выражаемое словом. Наиболее часто имена существительные в данном падеже выполняют роль подлежащего в предложении, реже - сказуемого. Именительный падеж отвечает на вопросы: «кто?», «что?» Например, «что?» – «дом», «кто?» – «птица». Задайте подобные вопросы, чтобы определить форму существительного.
2
Вспомните из школьной программы, что имя существительное, стоящее в начальной форме, в большинстве случаев находится в единственном числе. Поэтому, чтобы определить словарную форму данной части речи, поставьте ее в единственное число: «много домов» – «один дом».
3
Учтите, что некоторые существительные имеют лишь форму множественного числа, и видоизменить их, приведя к единственному, невозможно. К ним можно отнести, к примеру, названия временных отрезков, парных предметов, массы вещества: «сутки», «очки», «брюки», «будни», «макароны», «каникулы», «чернила», «ножницы». Начальной формой у подобных существительных является форма именительного падежа множественного числа.
4
Обратите внимание на необходимость отличия омонимов (слов, одинаковых по звучанию и написанию, но различных по значению) друг от друга. Например: «На стене висят часы» (здесь существительное «часы» будет иметь начальную форму только во множественном числе). Или же: «В эти часы небо обычно такое светлое» (начальная форма существительного «часы» будет иметь вид «час»).
5
Примите к сведению, что неизменяемые существительные иностранного происхождения: «пальто», «мадам», «шимпанзе», «кино» и т.п. - во всех своих формах звучат одинаково.

Совет 6: Что такое лексическая ошибка

Неправильные слова в не правильном месте – так можно кратко определить, что такое лексическая ошибка. Казалось бы, все, для кого русский язык является родным, знают, как правильно подобрать нужное слово. Но не деле оказывается, что лексические ошибки – не такая уж редкость не только в школьных сочинениях, но даже в речи профессионалов.
Словарный состав языка, многообразие значений слов, их происхождение, возможности употребления и сочетаемости между собой изучает такой раздел языкознания, как лексикология. В лексикологии установлены нормы употребления слов в зависимости от контекста, речевой ситуации, других факторов, которые получили название лексических норм. Нарушение этих норм и будет являться лексической ошибкой.

Принято выделять несколько видов лексических ошибок.

Нарушение сочетаемости слов



Некоторые слова русского языка входят в состав устойчивых сочетаний или идиом. Нарушение их целостности, употребление другого слова вместо привычного будет являться лексической ошибкой: «Чтение научно-популярной литературы обогащает кругозор». В этом предложении идиоматическое выражение «расширять кругозор» заменено другим, что является ошибочным.

Порой говорящий или пишущий употребляет слова, противоположные по своей оценочной окраске, либо несовместимые по значению: «страшно красивый». Такое сочетание выглядит нелепо и будет считаться лексической ошибкой. Но существует и литературный прием, основанный на сочетании несочетаемых слов – оксюморон, к примеру «живые мертвецы», и следует отличать одно от другого.

Пропуск слова



Порой в речи, чаще всего в устной, происходит пропуск слова в предложении, в результате чего смысл фразы искажается: «Ее речи, как и ее матери, была присуща некая напевность и медлительность». В данной фразе пропущено слово «речи» перед существительным «матери», от чего общий смысл фразы становится не слишком понятен.

Многословность



Многословность может проявляться в бессмысленном, навязчивом повторении одного и того же слова в каждой последующей фразе: «Я люблю лето. Летом стоит жаркая погода. Летние дни словно созданы для отдыха. Лучшее место для летнего отдыха – берег реки или озера». Ошибки такого рода чаще встречаются в речи людей, имеющих небогатый словарный запас.

Другой формой многословности является тавтология. Классическим примером такого рода является словосочетание «масло масляное», но встречаются и фразы, распознать тавтологию в которых может только достаточно эрудированный человек. Так словосочетание «прейскурант цен» встречается довольно часто. Тем не менее она ошибочна с лексической точки зрения, т.к. само слово «прейскурант» обозначает «перечень цен», а значит слово «цен» в данной фразе является повтором.


Ошибочное употребление слов из-за непонимания их значения



Такая ошибка встречается довольно часто при употреблении заимствованных слов, если люди не знают точного их значения: «Была выявлена целая плеяда мошенников» - неверное употребление слова «плеяда», обозначающая ряд выдающихся личностей.

Также могут быть неверно употреблены фразеологические обороты, если их значение говорящим не понимается или истолковывается неверно: «Скрипя сердцем, он согласился» - выражение «скрипя сердцем» ошибочно употреблено вместо устойчивого словосочетания «скрепя сердце».

К этому же типу лексических ошибок можно отнести неверное употребление паронимов – слов, имеющих сходное звучание и написание, но различных по значению: «Александрийский столб» - слово «столб» следует заменить существительным «столп».

Стилистически неверное употребление слов



К этому типу ошибок относится употребление в предложении одного стиля отдельных слов, присущих другому, например, просторечных выражений и жаргонизмов в нейтральной литературной речи: «На обложки глянцевых журналов обычно попадают фотографии очень крутых девушек» - жаргонизм «крутых» в данном контексте лучше заменить на нейтральные с точки зрения стилистической окрашенности слова «красивых и знаменитых».

К этой же группе можно отнести и употребление слов-паразитов, которые нарушают общую структуру предложения: «Я, типа, написал сочинение, но оно, как бы, дома осталось».
Что такое паронимы: определение и примеры слов
Связанная статья
Что такое паронимы: определение и примеры слов

Совет 7: Что такое переходность глагола

Все глаголы в русском языке характеризуются с точки зрения такой лексико-грамматической категории, как переходность. Переходность/непереходность характеризует глагольное действие по отношению к объекту.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке можно разделить на 2 больших семантических типа:

1) обозначающие действие, переходящее на объект и изменяющее его;

2) обозначающие действие, замкнутое само в себе и на объект не переходящее.

К первому типу относятся глаголы созидания, разрушения, многие глаголы речи и мысли, например: построить, вырастить, воспитать; сломать, разбить, уничтожить; сказать, обдумать, чувствовать.

Второй тип объединяет глаголы, выражающее некое состояние. Примеры: лежать, сидеть, спать, чувствовать.

Подобная семантика глаголов оформляется в области формы с помощью категории переходности.

Глаголы, обозначающие действие, переходящее на объект, и сочетающиеся с формой винительного падежа без предлога, называются переходными.

Глаголы, не способные обозначать действие, переходящее на объект, и не сочетающиеся с винительным падежом без предлога, являются непереходными.

Примеры: Татьяна писала Онегину письмо. Глагол «писала» является переходным.

Он славно пишет, переводит. Глаголы «пишет», «переводит», обозначающие способность к некому действию, являются непереходными.

Переходность — это лексико-грамматический разряд, поэтому категория определяется строго по формальным признакам, а не контексту.

К центральной части переходных глаголов относятся глаголы с отрицанием, сочетающиеся с родительным падежом, например: не любить литературу.

Косвенно-переходные глаголы

Также выделяются косвенно-переходные глаголы, которые могут сочетаться с объектом не в родительном или винительном падежах, например: управлять государством.

Критерием, позволяющим выделить переходные глаголы, является их способность преобразовываться в страдательные причастия. Примеры: построить дом — построенный дом, выпить воды — выпитая вода.

Источники:
  • изменить форму слова
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше