Совет 1: Что такое лексическое и грамматическое значение слова

Когда школьники на уроках русского языка знакомятся со словом, учителю важно сообщить им о том, что в нем содержится как лексическое, так и грамматическое значение. Учащиеся же должны научиться не только толковать смысловое значение слов, но и выделять их грамматические признаки.
Что такое лексическое и грамматическое значение слова
Лексическое значение слова - это тот смысл, который содержит в себе слово. Вы сможете сами попытаться сформулировать значение слова и обратиться за помощью к толковому словарю. Так, например, характеризуя смысловую составляющую слова "школа", можно сказать, что это "вид сооружения, помещения для обучения детей".

Более точный смысл этого существительного можно узнать, например, в толковом словаре Ожегова. В нем же вы сможете выяснить, имеет ли оно одно лексическое значение или несколько, т.е. является однозначным или многозначным.

Например, слово "айсберг" обозначает "большое скопление льда или большую ледяную глыбу, оторвавшуюся от ледника". Другого значения слово не имеет. Следовательно, оно является однозначным. А вот у слова"коса" может быть несколько толкований. Например, "коса" - это "вид прически" (девичья коса), а также - "берег у реки особой формы" (пошел купаться на косу) и, кроме того, это еще и "орудие труда" (хорошо наточить косу). Таким образом, слово "коса" является многозначным.

Грамматическое значение слова - это определенный набор признаков, позволяющих слову менять свою форму. Так, у глагола - это признаки времени, лица, числа и т.д., а у причастия - времени, настоящего или прошедшего, рода, числа и падежа.

Если основная составляющая лексического значения заключена, как правило, в его корне, то грамматическое значение слова легче всего определять по окончанию (флексии). Например, по окончанию имени существительного несложно определить его род, падеж или число. Так, в предложении "Утро выдалось прохладным , но солнечным" имя существительное имеет следующие грамматические признаки: именительный падеж, средний род, единственное число, второе склонение. Кроме этого, можно сказать, что слово является нарицательным существительным, неодушевленным.

Если вы попытаетесь определить лексическое значение слова "утро", то, наверняка, уточните, что это время суток, следующее после ночи, т.е. начало дня.

Если вы научитесь правильно определять лексическое и грамматическое значение слов, то сможете составлять красивые по выразительности и верные с точки зрения грамматики и употребления синтаксические конструкции (словосочетания и предложения).
Что значит «суть» и «не суть важно»
Связанная статья
Что значит «суть» и «не суть важно»
Источники:
  • лексическое значение это

Совет 2: Как определить вид причастия

При морфологическом разборе причастия необходимо определить его вид, который относится к постоянным признакам данной части речи. Это очень важно и для переводчика, поскольку изменившее свой вид при переводе причастие нередко меняет смысл всего текста на противоположный.
Как определить вид причастия
Вам понадобится
  • - таблица форм причастий.
Инструкция
1
Определите, от какого глагола образовано причастие. Оно является особой глагольной формой и означает признак предмета по его действию. Объект, о котором говорится в предложении, либо действует сам, либо что-то делают с ним. Именно этим и определяется, является причастие действительным или страдательным. Например, причастие «овевающий» и «овеянный» образованы от одного и того же глагола. Но в первом случае это может быть ветер, овевающий лицо, а во втором — лицо, овеянное ветром.
2
Причастие сочетает в себе признаки глагола и прилагательного. Отвечает оно на вопросы прилагательного. Мысленно проверьте, может ли причастие ответить на вопрос «что делающий» или «что делавший». Писать этого не нужно, но действительное причастие при помощи такого вспомогательного способа определяется сразу.
3
Разберите причастие по составу. Вам важно определить его суффикс, поскольку именно он является основным формальным признаком его вида. Действительные причастия образуются от инфинитива с помощью суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, а также -вш- или -ш- в прошедшем времени. У страдательных причастий суффикс может быть -нн-, -енн, -ем. Но возможны и другие варианты, в том числе и образование страдательных причастий без суффиксов. Например, если они получаются из односложных глаголов.
4
Попробуйте поставить полное причастие в краткую форму. Со страдательным чаще всего это возможно, оно всегда имеет обе формы, а вот с действительным вам вряд ли удастся проделать подобную операцию. Во всяком случае, в современном русском литературном языке действительные причастия краткой формы не имеют. В некоторых диалектах она есть. Краткая форма страдательного причастия изменяется по родам и числам. Впрочем, некоторые страдательные причастия тоже в современном русском языке в краткую форму обычно не ставятся. Например, «разбиваемый», «читаемый» и т. д. В подобных случаях краткая форма существует, но относится, скорее, к архаичному стилю.
Видео по теме
Обратите внимание
Некоторые причастия с течением времени превращаются в прилагательные. Это происходит в тех случаях, когда то или иное действие или состояние является постоянным признаком данного предмета. Это могут быть как действительные, так и страдательные причастия — шагающий экскаватор, консервированный горошек и т.д. В этом случае вид их определять, конечно, не нужно.
Полезный совет
Обычно для определения вида причастия бывает достаточно какого-либо одного признака. Но в сомнительных случаях примените их все по очереди.

Таблицу форм причастий можно найти во многих справочниках по русскому языку. Но для удобства составьте ее самостоятельно. Состоять она может всего из трех столбцов и трех строк. В первой строке напишите "Признаки", "Действительное причастие", "Страдательное причастие". В следующих строках будут стоять суффиксы, образующие ту или иную форму, дополнительные вопросы, наличие или отсутствие краткой формы.
Источники:
  • что такое вид причастий в 2018

Совет 3: Что такое айсберг

В океанах северного и южного полюсов можно встретить огромное количество айсбергов. Что же такое айсберг? Если сложить в совокупность все определения из многих энциклопедий и словарей, то просто можно сказать, что айсберг – это огромные, плавающие в океане куски льда, которые откололись от ледников.
Iceberg_

Большинство айсбергов имеют очень внушительные размеры (есть экземпляры, которые достигают высоту в 800 метров). В основном все они только на 10 – 15 %  выглядывают над водой. Надводная вершина айсберга в сравнении с основным массивом очень невелика. Неслучайно в русском народе существует выражение о «верхушке айсберга».

Нет в цивилизованном мире человека, который бы не знал и не помнил, из-за чего произошла трагедия с судном «Титаник» в 1912 году. Ведь именно «хитро спрятавшийся » айсберг и привел корабль к затоплению.

Интересный факт заключается в том, что айсберги состоят из пресной замороженной воды, поэтому во время их таяния океан вокруг них становится пресным.

Несмотря на то, что айсберги представляют немалую опасность для моряков, они могут быть и очень полезны.  Уже около двухсот лет назад впервые было предложено использовать айсберги как основные источники пресной воды для особо засушливых участков планеты. Правда, к сожалению, эта идея пока не нашла своей полной реализации. Согласно расчетам ученых, количеством пресной воды, которое можно добыть из айсберга весом около семи миллионов тонн, можно на год обеспечить 35 тысяч человек.

Различают айсберги выводных, шельфовых и покровных ледников. Наибольший айсберг, зафиксированный человеком, представлял собой осколок шельфового ледника Росса. Его обнаружили в 2000 году. Площадь поверхности поражает – она составляет свыше 10000 квадратных киллометров.

Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500