Инструкция
1
Определите часть речи (в нашем случае – глагол) и общее значение (обозначение действия), а также задайте вопрос к слову. Например: проплыл (что сделал?) – глагол, обозначает действие.
2
Теперь укажите начальную форму слова. Для глаголов начальной будет являться неопределённая форма. Например: н.ф. – проплыть.
3
После этого укажите постоянные признаки: вид глагола (совершенный/несовершенный), возвратность (показатель возвратности – возвратная частица –сь/-ся), переходность (возможность присоединять к себе прямое дополнение – существительное в винительном падеже без предлога) и спряжение (I или II). Например: проплыть – глагол совершенного вида, невозвратный, переходный, I-го спряжения.
4
Далее укажите непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, повелительное или условное), время (для изъявительного наклонения), лицо (для настоящего и будущего времен и для повелительного наклонения), число и род (для глаголов в прошедшем времени и условном наклонении). Например: проплыл – глагол в изъявительном наклонении, прошедшем времени, единственном числе, мужском роде.
5
В конце разбора определите синтаксическую функцию глагола (роль в предложении). Чаще всего глагол входит в состав простого или составного глагольного сказуемого, однако может выполнять и другие функции. Например, в предложении «Курить – здоровью вредить» глагол «курить» будет являться подлежащим. А в предложении «Я проплыл эту дистанцию быстрее всех» глагол «проплыл» будет выполнять функцию простого глагольного сказуемого.