Совет 1: Как выделить в слове корень

Нельзя правильно выделить корень слова, не поняв его смысл. В нашей повседневной речи много слов, в которых легко выделить корень. А есть слова, которые имеют древние корни. Чтобы разобраться в их составе, надо понять и их значение.
Как выделить в слове корень
Инструкция
1
Корень - главная значимая часть слова, его центр. Во многих случаях поиски корня не требуются, потому что слово состоит только из корня: стол, день. Но бывает, что слово "обрастает" приставками и суффиксами, потому что корень служит для образования однокоренных слов.
Однокоренные слова должны иметь не только одинаковое написание, но и иметь общее в лексическом значении. Например, слово "белый" и "белка" не будут однокоренными, потому что у них нет ничего общего в лексическом значении. У слова "белый" корень БЕЛ-, а у слова белка БЕЛК-. Доказать это просто, нужно всего лишь подобрать однокоренные слова. БЕЛЫЙ - белеть, беловатый, белизна. БЕЛКА - бельчонок, беличий.
2
Нередко сложность вызывают слова, корень в которых глубоко запрятан среди приставок и суффиксов. Как ребёнку найти корень в словах "наслаждаться", "очаровательный", "впечатление", "земляника", "малина", "бить", "преподавательница", "обаятельный"? Чтобы правильно выделить корень в таких словах, необходимо знать этимологию, то есть происхождение слова.
лово "наслаждаться" произошло от слова "сладкий", значит, корень - СЛАЖД-. Интересная история у слова "впечатление". В старину каждый хозяин метил скотину, выжигая тавро на теле коня или коровы. Для этого раскалённым в печи железом дотрагивались до животного и держали, пока на теле его не оставался знак, который не исчезал всю жизнь. И так пекло обожжённое место, что корень -ПЕЧ- здесь будет обоснованным. Слово "земляника" произошло от слова "земля", потому что на земле выросла. Корень -ЗЕМЛ-. Вы думаете, что малину малиной назвали, потому что маленькая? Вовсе нет. У слова "малина" корень -МАЛИН-. Этимология этого слова еще загадка для нас, поэтому корень нужно просто выучить.
В слове "преподавательница" корень -ДА-, ведь она даёт знания (от слова "дать").
Обаятельным человеком называли такого, который умеет баять, то есть говорить красиво (корень -БА-).
3
Какой корень в слове "бить"? -БИ-. Был такой предмет в старину: било. Использовалось оно для сбора людей на пожар или по иному срочному делу. Да и сейчас вместо этого предмета часто используют то кусок рельса, то вагонный буфер. От этого слова появились другие: битва (-БИ-), бойня (-БОЙ-), прибой (-БОЙ-), боец (-БО-), бивень (-БИ-). Сложно отыскать корень в этих словах потому, что корень здесь с чередованием гласных, с беглым согласным и хитрым И кратким (й).
4
В целом ряде случаев трудно определить корень слова, поэтому обращайтесь к словарям. Наиболее распространенным является Школьный общеобразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова.
Обратите внимание
В слове могут происходить фонетические процессы: чередование гласных и согласных, чередование одного звука с двумя, могут появиться беглые гласные.
Полезный совет
Подберите однокоренные слова.

Определите лексическое значение слова.

Чтобы понять слово, "открепите" от него приставки и суффиксы.
Источники:
  • корень слова день

Совет 2: Что такое корень слова

В любом языке невозможно представить себе слово, не имеющее корня. Есть и слова, состоящие только из корня: бор, дом, кол. Другие морфемы носят вспомогательную, дополняющую функцию, и только в корне заключено значение.
Что такое корень слова
Корень в языкознании – это часть слова или морфема, в которой заключено значение слова, его понятийное зерно. Прочие морфемы (суффиксы, приставки, окончания) не имеют самостоятельного значения. Они только добавляют к основному значению дополнительные оттенки. Владеющий русским языком прекрасно поймет, что «хвостик» – это совсем не то же самое, что «хвостище», но и в том, и в другом случае речь идет об одной и той же части тела животного, т.к. корень у этих слов общий.

Однокоренные слова

Все слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными. Они могут принадлежать как к одной части речи (кот – котик – котофей – котище), так и к разным (пуск – пускать – пусковой).

Сложные слова

Один корень в слове есть обязательно. Но бывают слова, состоящие из двух корней. Такие слова называются сложными. Так, слово «пешеход» имеет два коря: «пеш» и «ход».

Омонимичные корни

Встречаются слова, корни которых пишутся одинаково, но значения они имеют разные. Таковы корни у омонимов – слов одинаковых по написанию, но разных по значению: слова «ключ» в значении «источник» и «ключ» в значении «приспособление для открывания двери, отмычка» пишутся одинаково, но у слова «ключ» в первом значении однокоренным словом будет, например, «ключевая (вода)», а во втором значении – «ключник».

Чередование звуков в корне

Бывает, что гласные или согласные звуки в одном и том же корне в разных однокоренных словах пишутся по-разному, чередуются, например «бег – бежать» или «положить – прилагательное». Понять, как именно пишется корень в том или ином слове, помогают правила. Иногда это зависит находится гласная под ударением, или нет (загар – загорелый), иногда от того, на какую букву заканчивается корень (рос – выращен), порой – от значения слова, например макать (погружать в жидкость) и мокнуть (пропитываться влагой). Чередование звуков обусловлено историческими процессами, происходящими в языке (историческое чередование) или особенностями произношения (фонетическое чередование).

Сращивание корней

В результате изменений в языке некоторые корни «срослись» с приставками, суффиксами. В таких словах можно выделить исторический (этимологический) корень и современный, принятый в языке на данный момент. Так, в слове «заводской» этимологический корень «вод», современный – «завод». Такие корни называются связанными. Корни современных слов, совпадающие с этимологическими, называются свободными – таких в русском языке большинство.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500