Совет 1: Как образовать причастие и деепричастие

Категоризация причастия и деепричастий – один из самых спорных вопросов в современном русском языке. Одни ученые считают, что их следует рассматривать как отдельные части речи, другие – что это особые формы глагола. Вторая точка зрения считается более академической, и в последнее время в школе все чаще эта тема объясняется именно так. В любом случае, образование причастий и деепричастий тесно связано с глаголами, от производными которых они являются.
Вам понадобится
  • Справочник «Русский глагол и его причастные формы».
Инструкция
1
Причастием называют неспрягаемую форму глагола со значением признака предмета, протекающего во времени. В русском языке образование причастия зависит от вида глагола, от которого оно сформировано, поэтому возможны четыре вида причастий: действительное и страдательное причастие настоящего времени и действительное и страдательное причастие прошедшего времени.
2
Итак, сначала выберите глагол, от которого вы хотите образовать причастие, и определите его основные морфологические признаки: вид, переходность, спряжение и время. Затем выделите основу, от которой будет образовано причастие. От основы глагола в настоящем времени образуются причастия настоящего времени. Для образования действительного причастия настоящего времени используйте суффиксы –ущ/-ющ (для глаголов 1 спряжения) и –ащ/ящ (для глаголов 2 спряжения). Для образования страдательного причастия настоящего времени к основе присоединяйте суффиксы –ем (1 спряжение) и –им (2 спряжение). Примеры: чита-ющ-ий, гон-им-ый.
3
От основ глаголов в форме инфинитива или, реже, в форме прошедшего времени образуются причастия прошедшего времени. К основе присоедините суффиксы –вш/-ш (для действительных причастий) или –енн/-нн/-т (для страдательных причастий). Суффикс –вш используется, если основа глагола оканчивается на гласный, -ш – на согласный. Примеры: увид-енн-ый, помни-вш-ий.
4
Деепричастие – это неспрягаемая форма глагола, соединяющая в себе признаки глагола и наречия. Отвечает на вопросы «что делая?», «что сделав?» и, одновременно с этим, на вопросы «как?», «каким образом?». Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола в настоящем времени с помощью суффиксов –а/-я и с помощью основы инфинитива с суффиксом –ва. Примеры: лета-я, стуч-а, умыва-я. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –в/-вши/-ши. Примеры: укра-в, верну-вши-сь.

Совет 2: Как отличать причастие от деепричастия

Причастия и деепричастия, равно как и причастные и деепричастные обороты, выполняют в предложении разные функции, исполняют разные роли. Они также имеют ярко выраженные морфологические отличия.
Инструкция
1
Причастие (причастный оборот) обязательно относится к определяемому слову – имени существительному или местоимению, зависит от него, изменяется по числам, родам и падежам, имеет полную и – некоторые – краткую форму.
Например: улыбающийся человек; нас, подписавшихся под данным документом, …
В качестве определяемого слова могут выступать и другие именные части речи, если они употреблены в значении существительного.
Например: прибранная столовая; «154-й», попросивший посадку, ... (о самолете).Деепричастие или деепричастный оборот относится только к глаголу-сказуемому и обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. В отличие от причастия, деепричастие – неизменяемая словоформа.
Например: лежал, не шевелясь; мёрзли, стоя на ветру.
2
Причастие и причастный оборот выполняют в предложении функции определения – одиночного или распространенного, согласованного или несогласованного, обособленного или необособленного.
Например: Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
Причастия в краткой форме употребляются только в качестве именной части составного сказуемого.
Напр.: Волосы посеребрены ранней сединой.Деепричастие и деепричастный оборот выступают в роли различных обстоятельств.
Бледнея, заря затихает (И. Никитин).
3
Формальными признаками, различающими причастия и деепричастия, являются суффиксы.
В школьных классах вся информация о суффиксах сведена в таблицы, которые размещены на стенах. Для удобства их можно выписать, например, на обложку тетради.
Словообразовательные суффиксы действительных причастий: -ущ-( -ющ-), -ащ-( -ящ); -вш-, -ш-; страдательных: - ом-( -ем-), -им-; -енн-, -нн-, -т-.
Словообразовательные суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида : -а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

Совет 3: Как определять деепричастие

В повседневной речи люди редко задумываются, какие падежи или причастные обороты следует употребить в том или ином случае, и говорят легко и непринужденно. Но вот грамматика с одной стороны может казаться слишком сложной, а с другой – именно она показывает все богатство и силу русского языка. Но поверьте - не все так сложно, как кажется. Определить деепричастие для вас не составит труда.
Инструкция
1
Сделайте синтаксический разбор предложения. Отметьте подлежащее, сказуемое. Это самое простое, что вы наверняка умеете делать еще с начальных классов. Синтаксический признак деепричастия – это зависимость его от сказуемого, деепричастие в предложении будет обстоятельством, поясняющим сказуемое. Чаще проблемный момент в том, чтобы избежать путаницы с причастием. Поскольку причастие – также глагольная форма. Но оно имеет признаки прилагательного, которых нет у деепричастия.
2
Проверьте, имеются ли у слова, вызывающего сомнение, признаки глагола. Т.е. обозначает ли слово действие, имеет ли оно отношение к действию. Общий грамматический признак деепричастия – это добавочное действие лица или предмета, которые указаны в предложении подлежащим. Например: Антон ехал в автобусе, засыпая. Здесь добавочное действие «засыпая»: Антон ехал и Антон же засыпал. Деепричастие изредка употребляется в безличных предложениях и только тогда, когда подлежащее (лицо) выражено дательным падежом: мне нужно было признаться, глядя в глаза. Или подразумевает неопределенное обобщение, которое может быть отнесено ко всем лицам вообще. Например: читая книгу, трудно было не рассмеяться.
3
Определите, следует ли слово за глаголом по смыслу, сопровождает ли оно глагол, поясняя обстоятельства, о которых идет речь. Чувствуете ли глагольную форму, которая усиливает, описывает, передает состояние, уточняет или параллельно сопровождает другое действие лица? Например: собака сидела в будке, дрожа от холода. Собака сидела и вдобавок дрожала. При этом физически деепричастие может стоять и перед глаголом. Например: поговорив, мы разошлись (При каких условиях мы разошлись?); мы шли, разговаривая (Как мы шли?). Таким образом, деепричастие поясняет сказуемое, отвечая на один из вопросов: Как? При каких условиях? Когда? Что делая? Что сделав?
4
Сделайте морфологический разбор слова. Морфологический признак деепричастия – это глагольная форма, сочетающая в себе признаки глагола и наречия. Деепричастие несовершенного вида образуется от основы настоящего времени прибавлением суффикса –а или –я: путешествовать – путешествуя, дышать – дыша; суффикса –учи: быть – будучи, глядеть – глядючи (фольклорные формы); иногда суффикса –ва: отставать – отставая, сознавать – сознавая. Деепричастие совершенного вида образуется с помощью суффикса –в, -вши, -ши: открывши, сознавши, высохши.
Видео по теме
Источники:
  • Все о деепричастии. Интерактивные таблицы

Совет 4: Что такое страдательное причастие

В великом и могучем русском языке помимо основных частей речи существуют так называемые переходные, например причастие, которое в свою очередь подразделяется на действительное и страдательное. Причастие представляет собой синтез глагола и прилагательного и обладает признаками и той и другой части речи.

Причастие в лингвистике принято считать особой формой глагола, которая называет признак предмета по действию. Эта форма вобрала в себя и некоторые признаки глагола (возвратность), и некоторые признаки прилагательного (специфические суффиксы – «в», «вш», «ш»). Отвечает эта часть речи сразу на два вопроса: «какой?» и «что сделавший?». Первый вопрос свойственен имени прилагательному, а второй появился от типичного вопроса, на который отвечает глагол – «что делать?»

Данная часть речи подразделяется на два подвида: действительные и страдательные. Страдательное причастие обозначает признак предмета, который в момент речи находится под влиянием действия со стороны человека или другого предмета. Например, в словосочетании «Машина, управляемая водителем» слово «управляемая» будет являться страдательным причастием.

Слова, относящиеся к данному подвиду причастий, образуются из переходных глаголов несовершенного вида. Последний нужно поставить в настоящее время, выделить в нем основу, при необходимости провести ее усечение, а затем прибавить к тому, что получилось, суффикс. В том случае, если вы использовали глагол I спряжения, нужно прибавить суффикс «ем» или «ом», например «выращиваемый», «ведомый». Если же перед вами глагол II спряжения – прибавляйте суффикс «им», например «гонимый», «хранимый». От некоторых глаголов и вовсе невозможно образовать страдательные причастия, например шить, бить, писать и т.д.

Данные причастия прошедшего времени образуются при помощи основы переходного глагола прошедшего времени и суффиксов «н» и «нн» (если глагол оканчивается на «ать», «еть», «ять»), например «затерянный», «прочитанный»; суффиксов «ен» и «енн» (если основа глагола оканчивается согласным звуком), например «крашеный», «взвешенный»; суффикса «т» (если глагол оканчивается на «ереть», «нуть», «оть» и является односложным), например «тертый», «мятый». Часть глаголов, которые оканчиваются на «сть», «сти» образуют причастия прошедшего времени при помощи основ настоящего или будущего времени.

У страдательных причастий существует две формы бытования: краткая и полная. Если причастие находится в первой форме - оно не может изменяться по падежам и почти всегда является именной частью составного сказуемого.

Обратите внимание
Образование всех четырех видов причастий от любого глагола невозможно. Ведь, например, действительные причастия могут быть образованы как от переходных, так и от непереходных глаголов, а страдательные – от переходных.

Деепричастия несовершенного вида нельзя образовать от глаголов: 1) с основной настоящего времени, оканчивающейся на шипящий и с основой инфинитива на з, с, cт, х; 2) с основой, содержащий только согласные (шьют); 3) с основой на г, к и в некоторых других случаях.
Полезный совет
Если у вас возникают сложности с образованием причастий, обратитесь к справочнику Справочник «Русский глагол и его причастные формы».
Источники:
  • О причастиях и деепричастиях
  • как образовывать времена
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше