Совет 1: Как определить спряжение глагола

Спряжение - это одна из грамматических категорий глагола, которая определяет его изменение по числам и лицам. Вопрос о спряжении глаголов является одним из самых затруднительных при изучении русского языка. Однако разобраться в этой теме надо, иначе ошибок в письме не избежать.
Инструкция
1
Для того чтобы определить спряжение глагола, необходимо прежде всего понять, является ли его окончание ударным. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется по гласной в сильной позиции. Глаголы 1-го спряжения будут иметь окончания –ет, -ем, -ете, -ут(-ют), -у (-ю) или –ешь, например, «зовешь», «ведешь». Глаголы 2-го спряжения будут иметь окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, например, «горишь», «спят».
2
Если глагол не имеет ударения в личном окончании, то его спряжение следует определять по инфинитиву, то есть по безличной форме. Если безличная форма оканчивается на –ить, следовательно, перед вами глагол 2 спряжения. Исключениями являются следующие глаголы: брить, стелить, зыбиться и зиждиться.
3
Ко второму спряжению также относится ряд глаголов с окончанием на –еть и на -ать : смотреть, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, обидеть, слышать, дышать, держать, гнать. Этот список необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок. Все остальные глаголы без ударения в личном окончании являются глаголами 1 спряжения.
4
Кроме глаголов 1 и 2 спряжения различают и разноспрягаемые глаголы. Одни формы у них образуются согласно первому спряжению, а другие - согласно второму. Среди них такие глаголы, как хотеть, бежать, чтить, брезжить. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе образуется по правилам 1 спряжения, а во множественном - по образцу второго.

Совет 2: Как определить спряжение

Существует два понимания спряжения, широкое и узкое. В широком понимании спряжением называется изменение глагола по временам, лицам, числам и наклонениям. А в узком смысле спряжением называют изменение глагола по числам и лицам. Давайте посмотрим, как определить спряжение.
Инструкция
1
В русском языке выделяется два спряжения, различающиеся личными окончаниями. Глаголы с окончаниями -ем, -ет, -ете, -ешь, -ут, -ют относят к первому спряжению. Глаголы, оканчивающиеся на -ишь, -ите, -ат, -ят, -им, -ит относятся ко второму спряжению.
2
Существует алгоритм, помогающий без труда определить спряжение глагола. Во-первых, сначала следует определить, падает ли на окончание глагола ударение. Если падает, получается, гласная в окончании данного глагола автоматически становится в сильную позицию. Если ударение на окончание не падает, то спряжение определяют по глагольной теме или по суффиксу. Если взять глаголы с безударным окончанием –ить, то все они относятся ко второму спряжению. К нему же относятся и исключения из правил: гнать, держать, видеть, смотреть, вертеть, обидеть, дышать, ненавидеть, слышать, зависеть, терпеть.
3
Все без исключения остальные глаголы, имеющие безударное окончание, относят к первому спряжению. К тому же спряжению относятся также некоторые глаголы см окончанием –ить. Только в этих глаголах звук «и» включен в состав корня, а чередуется он со звуками «э» и «й». Среди этих глаголов числятся: пить, шить, брить, бить, лить и прочие.
4
А вот глагол «стелить» а такой же форме используется лишь в инфинитиве, а его личные формы образовываются от глагола «стлать», который относится к первому спряжению.
5
Есть и разноспрягаемые глаголы. К ним относятся глаголы «хотеть», «бежать», а также их производные. Так глагол «хотеть» в единственном лице склоняется по образцу первого спряжения, а вот во множественном уже по образцу второго.
6
Глагол «бежать» в единственном числе в форме 1-го и 2-го лица склоняют по образу первого спряжения, во всех остальных случаях – по образу спряжения второго.
7
Существуют еще глаголы «дать» и «есть». Эти глаголы вместе с их производными имеют архаические окончания при спряжении.
8
Специально следует выделить глаголы «опротиветь», «выздороветь» и тому подобные, которые спрягаются по образу второго спряжения.

Совет 3: Как определить спряжение и лицо

Грамматическая категория глагола – лицо служит для выражения отношения субъекта действия к говорящему. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Это основные характеристики глагола, которые надо уметь определять и отражать в морфологическом разборе.
Инструкция
1
Лица глагола зависят от субъекта действия. Им может быть сам говорящий («я пишу»), тогда глагол употребляется в форме 1-го лица ед. числа. Действие, производимое группой лиц, среди которых находится говорящий, тогда выражается формой 1-го лица мн. числа («мы пишем»). Если действие производится одним собеседником, то глагол выступает в форме 2-го лица ед. числа («ты пишешь»), а если несколькими собеседниками или группой лиц – то 2-го лица мн. числа («вы пишете»). Действие, которое совершается тем, кто не является ни говорящим, ни собеседником, выражается 3-м лицом ед. числом («он/она пишет»), если же производители действия выступают в количестве больше одного, употребляется форма 3-го лица мн. числа («они пишут»).
2
Глаголы настоящего и будущего времени изъявительного наклонения представлены во всех шести формах. В прошедшем времени, а также в сослагательном наклонении показателями лица являются личные местоимения («я писал», «ты писал», «он/она писал(а)», «мы писали», «вы писали», «они писали»).
3
В зависимости от различных гласных в составе окончаний, глаголы настоящего и будущего простого времени (за небольшим исключением) делятся на первое и второе спряжения.
4
К первому спряжению относятся глаголы, которые имеют следующие флексии: в единственном числе – в 1-м лице «-у», «-ю» («беру», «колю»), во 2-м лице «-(ё)ешь» («берёшь», «колешь»), в 3-м лице «-(ё)ет» («берёт», «колет»); во множественном числе – в 1 лице «-(ё)ем» («берём», «колем»), во 2-м лице «-(ё)ете» («берёте», «колете»), в 3-м лице «-ут», «-ют» («берут», «колют»).
5
Ко второму спряжению относятся глаголы с флексиями: в единственном числе – в 1-м лице «-у», «-ю» («сушу», «пылю»), во 2-м лице «-ишь» («сушишь», «пылишь»), в 3-м лице «-ит» («сушит», «пылит»); во множественно числе – в 1-м лице «-им» («сушим», «пылим»), во 2-м лице «-ите» («сушите», «пылите»), в 3-м лице «-ат», «-ят» («сушат», «пылят»).
6
Различия гласных в окончаниях первого и второго спряжений отчетливо проявляются в сильной позиции или под ударением. Поэтому при определении спряжения глаголов с безударными флексиями пользуются следующим правилом: все глаголы с инфинитивом на «-ить», кроме «брить», семь глаголов на «-еть» («вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «смотреть» и «терпеть») – и четыре с инфинитивом на «-ать» («дышать», «гнать», «слышать», «держать») относятся ко 2-му спряжению. Все остальные относятся к первому.
7
В русском языке есть глаголы, не относящиеся ни к первому, ни ко второму спряжению («есть», «быть») или объединяющие окончания обоих спряжений («хотеть», «бежать»). Традиционно, они называются разноспрягаемыми.
Видео по теме
Полезный совет
Если на окончание 1-го лица ед. числа ударение падает, повелительное наклонение использует суффикс «-и» - «пиши». Форма мн. числа (она же форма вежливости) требует употребления суффикса «-те» - «пишите».
Источники:
  • Спряжение глаголов в 2017
Видео по теме
Обратите внимание
1)Глаголы спрягаются только в двух временах: в настоящем и будущем. 2)Все исключения необходимо запомнить. 3) В сложных глаголах спрягается глагол «быть», а смысловой глагол остается в безличной форме. 4) Глаголы «есть» и «дать» спрягаются по архаичному образцу
Источники:
  • 1 спряжение примеры
  • Урок № 5
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500