Совет 1: Как определить вид односоставного предложения

Когда школьники на уроках русского языка приступают к синтаксическому разбору предложения, они должны охарактеризовать его по наличию и количеству главных членов предложения. В том случае, если имеется только подлежащее или сказуемое, им нужно будет также назвать вид односоставного предложения.
Как определить вид односоставного предложения
Инструкция
1
Обозначьте грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).
2
Обратите внимание на то, имеются ли оба главных члена в предложении или только один из них (подлежащее или сказуемое). Так, в предложении "Друзья весело провели время во время поездки в горы" имеется подлежащее "друзья" и составное сказуемое "провели время". Такое предложение называется двусоставным. А вот в предложении "Помогите товарищу выполнить домашнее задание" есть только составное глагольное сказуемое "помогите выполнить". Оно является односоставным.
3
Выясните, какой именно главный член (подлежащее или сказуемое) имеется в односоставном предложении. Например, в предложении "Раннее утро" вы сможете обнаружить лишь подлежащее. Такие синтаксические конструкции называются односоставными, назывными предложениями.
4
Имейте в виду, что предложение, в котором имеется только сказуемое, может быть как определенно-личным, так и неопределенно-личным, обобщенно-личным и даже безличным.
5
Определите, в каком лице и времени употребляется глагол, являющийся сказуемым. Для этого попробуйте подставить к нему местоимения. Если вам потребуются местоимение "я", "мы", то это значит, что глагол употребляется в форме первого лица, если местоимения "ты", "вы" - в форме второго лица, а если "он", "она", "оно" или "они" - в форме третьего лица.
6
Если вы определили, что в односоставном предложении глагол, являющийся сказуемым, употребляется в первом или во втором лице, в настоящем или в прошедшем времени, то такое предложение будет являться определенно-личным. В нем отсутствие подлежащего не мешает в понимании смысла предложения. Например, в предложении "Люблю грозу в начале мая" глагол "люблю" употребляется в первом лице (я люблю) и в настоящем времени (действие происходит в данную минуту). Подлежащего в этом предложении нет. Следовательно, оно является определенно-личным.
7
Если вы обнаружите во время анализа предложения, что имеется только сказуемое (глагол) в форме третьего лица, настоящего или прошедшего времени, во множественном числе, знайте, что это односоставное неопределенно-личное предложение.
8
Если же вы определили, что сказуемое - это глагол в форме единственного числа, настоящего времени, а действие обобщено (касается любого), то делайте вывод о том, что это односоставное обобщенно-личное предложение. Например, в предложении "Что посеешь, то и пожнешь" глаголы "посеешь" и"пожнешь" находятся в форме единственного числа. второго лица (ты посеешь и пожнешь). Это обобщенно-личное предложение.
9
Запомните, что в безличном предложении сказуемым является либо безличный глагол, категория состояния (светает, моросило, знобит и т.д.), либо слова со значением отрицания (нет), либо неопределенная форма глагола (инфинитив). В таких синтаксических конструкциях подлежащего нет и быть не может, а лицо у глаголов определить невозможно. Например, в предложении "Знобило меня уже второй день подряд" слово "знобило" - это категория состояния. Лицо определить у него нельзя. В предложении нет подлежащего и восстановить его вам не удастся. Поэтому оно является односоставным, безличным предложением.
Источники:
  • как найти односоставные предложений

Совет 2 : Зачем нужны односоставные предложения

Характерной особенностью односоставного предложения является наличие только одного главного члена предложения в грамматической основе – подлежащего или сказуемого. Этот главный член называет действие, явление или предмет, а также выражает их отношение к действительности. Таким образом создается необходимая для каждого предложения предикативность, т.е. выражение языковыми средствами этого отношения.
Зачем нужны односоставные предложения

Вопрос о синтаксической природе некоторых односоставных предложений до сих пор является спорным среди ученых-лингвистов. Однако в школьном курсе русского языка по форме грамматической основы принято выделять назывные, определенно-личные, обобщенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения.

Назывное (номинативное) предложение выражает наличие, существование предмета или явления, т.е. имеет бытийное значение. Главным членом этого вида односоставных предложений является подлежащее, которое выражено именем существительным, личным местоимением, а также количественно-именным сочетанием. (Утро. Вот она, Отчизна! Часов восемь.) Поскольку назывное предложение строится без глагола, то оно всегда имеет значение настоящего времени и выражает событие, которое происходит «на глазах», непосредственно. Такие предложения часто употребляются в художественных текстах, особенно в поэтической речи. («Ночь, улица, фонарь, аптека. / Бессмысленный и тусклый свет». А.А. Блок)

Определенно-личное предложение выражает действие, совершаемое определенным лицом – говорящим или собеседником. Поскольку главный член − сказуемое − выражен формой 1, 2 лица глагола в изъявительном наклонении или 2 лица в повелительном наклонении, то эти предложения не нуждаются в наличии местоимения, т.к. в форме сказуемого уже заключено указание на определенное лицо. (Не хотите ли чаю? Иду по полю, любуюсь закатом.) Эти предложения по структуре близки личным двусоставным предложениям и часто употребляются в живой разговорной речи. Актуализация субъекта действия достигается использованием обращения. (Надеюсь, Виктор, вас найти на этом месте.)

Неопределенно-личное предложение выражает действие, не отнесенное к конкретному лицу (деятелю), хотя оно мыслится как совершаемое кем-то. Сказуемое, выраженное формой глагола 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени, формой глагола множественного числа в прошедшем времени, позволяет сосредоточить внимание на характере деятельности, а не на субъекте действия. Наиболее часто такой тип предложения используется в разговорном и художественном стилях и практически не употребляется в научном и деловом, где необходима точность и предельная ясность высказывания. (За рекой поют. В дверь постучали.)

Обобщенно-личное предложение выражает действие обобщенного, но не названного лица. Грамматические формы сказуемого такие же, как и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, за исключением форм глагола в прошедшем времени и формы 1 лица. Основная роль обобщенно-личных предложений – образное выражение суждений, часто воплощаемых в пословицах, афоризмах. («Любишь кататься – люби и саночки возить»; «За оскорбление деньгами не платят».)

Безличное предложение выражает действие или состояние, не связанное с лицом, предметом (деятелем). Грамматическая основа состоит из сказуемого, выраженного безличным глаголом или словами категории состояния. (Уж сильно завечерело. Жутко было оставаться в потемках.) Также безличную форму имеют предложения с отрицанием. (Ветра не было. На небе нет ни тучки.) Безличные предложения могут обозначать состояние природы, окружающей среды; состояние живого существа; эмоциональную или морально-этическую оценку действия, названного инфинитивом. Стилистические возможности безличных предложений необыкновенно широки, особенно часто они употребляются в художественной речи. («К сожалению, написать историю вещей невозможно». К.Г. Паустовский)

Видео по теме

Совет 3 : Для чего нужны безличные предложения

Из школьной программы известно, что безличными называются односоставные предложения, в которых указывается на действие или состояние, возникающее и существующее независимо от носителя состояния или производителя действия.
Для чего нужны безличные предложения
Безличные предложения очень выразительны, кратки. Большое значение они имеют в диалогах художественных произведений. Часто употребляются в разговорной речи. В тексте зачастую такого рода предложениями выражены состояния природы, окружающей среды, настроение человека, его душевное и физическое состояние. Безличными предложениями легче сформулировать невозможность, неотвратимость действий, отрицание. Также, по мнению Дитмара Розенталя, этим синтаксическим конструкциям присущ оттенок инертности, пассивности.По словам другого известного лингвиста, Александра Пешковского, с помощью безличных предложений можно выразить: - легкость действия. Такая конструкция помогает автору показать, что действие происходит само по себе, без усилий человека («Сеялось вольготно…»); - состояние, с которым человек сам не может справиться («Ей не сиделось на месте»);- внезапность поступка. Когда люди сами от себя не ожидают таких действий («Вот к ним иду…», - само собою сказалось у Брыкина»);- время, когда действие совершается само по себе, против воли человека. Какие-либо причины, иногда неясные (отсюда и безличная форма выражения), останавливают его, заставляют поступить по-другому («Ты что, не мог сказать?», - спросила Таня. «Да как-то не сказалось», - ответил он ей»);- работу памяти, ее прояснения и другие особенности организма («Вдруг голова заработала очень ясно. Вспомнилось: ехал по выцветшему полю.»);- душевные процессы, связанные с деятельностью воображения («Сейчас вот грезится: захворать бы недельки на две, на три»);- веру человека во что-либо, не имеющую под собой оснований. Человек верит, т.к. хочет, чтобы это исполнилось («Верилось почему-то, что весна будет ранняя»);- работу мысли, совершающуюся независимо от того, хочет человек думать об этом или нет («А еще подумалось, что теперь все пойдет по-другому»).Таким образом, общее значение безличных предложений - утверждение независимого действия (признака), не соотнесенного с деятелем.
Видео по теме

Совет 4 : Как определить неопределенно-личное предложение

Предложение выражает сообщение, побуждение или вопрос. Двусоставные предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа односоставного предложения представлена либо подлежащим, либо сказуемым.
Как определить неопределенно-личное предложение
Инструкция
1
Среди односоставных предложений выделяют назывные и глагольные. В назывных предложениях присутствует только подлежащее, но нет сказуемого: «Сибирская зима». Глагольные подразделяются на определенно-личные, неопределенно-личные и безличные.
2
Все глагольные односоставные предложения имеют сказуемое, но не имеют подлежащего. Причем в определенно-личном предложении форма глагола и смысл сообщения подсказывают, что действие относится к определенному лицу: «Люблю читать книги», «Найдите правильное решение», «Береги платье снову, а честь смолоду».
3
Глагол может стоять в форме первого или второго лица единственного или множественного числа изъявительного или повелительного наклонения. Первое лицо означает, что глагольный вопрос задается от местоимений «я», «мы»; второе лицо – от местоимений «ты», «вы». Повелительное наклонение побуждает к действию, изъявительное просто сообщает информацию.
4
В неопределенно-личном предложении действие совершается неопределенными или необозначенными лицами. Это действие является важным само по себе. Глагол стоит в форме третьего лица множественного числа настоящего или прошедшего времени. Примеры: «По телевизору показывают новости», «В пятницу сообщили о трагедии», «С двери убрали плакат». Чтобы получить глагол в форме третьего лица множественного числа, задайте вопрос к местоимению «они».
5
В безличном предложении сказуемое указывает на процесс или состояние, которые в принципе не зависят от активного деятеля: «За окном стемнело», «В комнате душно», «В поле пахнет полынью», «Об этом было оговорено заранее». Сказуемое выражается безличным глаголом (стемнело), безличной формой личного глагола (пахнет), наречием (душно) и кратким страдательным причастием (было оговорено). Наречия и краткие причастия могут идти с глаголом-связкой «быть» или без него. Также сказуемое в безличном предложении может быть выражено словами «нет», «не было»: «Пробелов в знаниях больше нет».
Видео по теме
Обратите внимание
Не путайте односоставные предложения с неполными двусоставными. Пропущенный главный член двусоставного неполного предложения легко восстанавливается по контексту и речевой ситуации. Например, если лицо, совершающее действие, названо в предыдущих предложениях.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500