Совет 1: Как делать синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор сложного предложения заметно отличается от разбора простого, поэтому в начале анализа вам нужно будет определить, сколько частей входит в состав предложения: одна или несколько.
Инструкция
1
На первом этапе вам нужно разобрать предложение по членам и подчеркнуть их: подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя, определение – волнистой линией, дополнение – пунктирной, а обстоятельство – чередованием тире и точек. Иногда требуется также указать связи между членами предложения и задать воспросы к каждому из них.
2
Если предложение простое, укажите тип сказуемого: простое глагольное (ПГС), составное глагольное (СГС) или составное именное (СИС). В случае если сказуемых несколько, укажите тип каждого из них. Если же предложение сложное, пронумеруйте каждую из его частей и составьте схему этого предложения, указав средства связи (союзы и союзные слова). Кроме того, укажите типы придаточных (определительные, изъяснительные или обстоятельственные: придаточные времени, места, причины, следствия, условия, цели, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени или присоединительные) и типы отношений между ними (последовательные, параллельные или однородные).
3
Далее опишите предложение, указав его тип по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное) и по количеству грамматических основ (простое или сложное: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). Если предложение простое, продолжайте анализ, указывая тип по количеству главных членов (двусоставное или односоставное: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное или безличное), по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное), по наличию пропущенных главных членов (полное или неполное), а также укажите, чем оно осложнено (однородными членами, обособленными членами, вводными или вставными конструкциями, прямой речью, обращение или же не осложнено ничем). Если предложение сложное, продолжайте анализ по той же схеме, но для каждой из его частей в отдельности.

Совет 2: Как составить схему предложения

Схема предложения - не просто прихоть преподавателей. Она позволяет лучше понять структуру предложения, определить его специфику, наконец, быстрее разобрать. Любая схема - это прежде всего наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, например, с Львом Николаевичем, наглядность для понимания предложения очень нужна.
Инструкция
1
Начать нужно с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое - грамматическую основу. Так у вас уже будет вполне определённая "печка", от которой можно будет "плясать". Затем распределяем по членам предложения остальные слова, учитывая то, что все они делятся на группу подлежащего и группу сказуемого. В первую группу входит определение, во вторую - дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (например, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а бывает и так, что сразу несколько слов все вместе составляют один член предложения (деепричастные и причастные обороты).
2
Итак, у вас уже есть какая-то начальная схема предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только линии, которыми подчёркиваются члены предложения, то это уже можно считать схемой. Однако, предположим, в вашем случае всё сложнее. У вас, например, предложение осложнённое, то есть, например, в нём есть деепричастный оборот. Такой оборот полностью подчёркивается как обстоятельство, а на схеме будет отделяться от остальных линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|,
3
Если у вас сложное предложение, то на схеме нужно будет отразить все предикативные части, которые вы найдёте в этой громаде. Предикативную часть можно выделить посредством поиска в предложении всех грамматических основ: одна грамматическая основа - одна предикативная часть. То есть, если у нас сложносочинённое предложение (то есть, части в нём равноправны и одна от другой никак не зависит), то обе части мы будем выделять квадратными скобками, а между ними поместим знак препинания и союз, который их соединяет: [], и [].
4
Если же у вас сложное предложение, то вам придётся показать все взаимосвязи между частями, поскольку в таком предложении одна часть подчиняется другой. Та, которой подчиняются, - главная, та, которая подчиняется, - придаточная. Главная обозначается квадратными скобками, придаточное - круглыми: [], (который... ). Такая схема будет уместна для предложения, например: "Мы увидели дом, который построил Джек", и предложение будет сложноподчинённым с придаточным определительным.
5
При составлении схемы учитывайте требования вашего преподавателя, поскольку требования эти могут различаться. Также не забывайте, что схема - это как бы прелюдия к разбору предложения, поэтому чем больше вы напишете в схеме, тем больше сможете понять и потом сказать. Но не перегружайте схему: например, зачастую ни к чему показывать на схеме большого сложноподчинённого предложения все члены предложения, которые там есть. Можно отметить только грамматическую основу.
Видео по теме
Источники:
  • составление схем предложений

Совет 3: Как сделать синтаксический разбор предложения

В основу различия между простым и сложным предложением положена их структура: если простое предложение заключает в себе одну грамматическую основу, то сложное содержит две и более таких основ. Поэтому синтаксический разбор предложений, который должен уметь выполнять выпускник или абитуриент, имеет свои особенности в зависимости от вида. По какой схеме его выполнить?
Инструкция
1
Дайте общую характеристику предложения:
а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);
б) по эмоциональной окраске (восклицательное или нет);
в) по наличию грамматических основ (простое или сложное);Если предложение простое, дополните следующими пунктами:
г) по составу грамматической основы: двусоставное или односоставное (безличное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, назывное);
д) полное или неполное;
е) по наличию второстепенных (распространенное или нераспространенное).
2
Если предложение простое, расскажите о его строении:
а) разберите по членам и определите, какими частями речи они выражены;
б) укажите, чем осложнено предложение (однородные члены; сравнительные обороты; прямая речь; обособленные определения, выраженные причастным оборотом, и т.п.).
3
Расскажите о строении сложного предложения:
а) определите вид (союзное, бессоюзное или с различными видами связи) и количество частей, из которых состоит сложное предложение.
б) укажите в бессоюзном сложном предложении значение отношений между частями (последовательность, одновременность, противопоставление и т.д.);
в) в союзном сложном предложении выделите союзы или союзные слова и охарактеризуйте их, определите вид (сложносочиненное или сложноподчиненное):
- в сложносочиненном определите вид сочинительных союзов и охарактеризуйте смысловые отношения между частями предложения (чередование, последовательность, одновременность, противопоставление);
- в сложноподчиненном определите главное предложение, вид придаточного (изъяснительное, определительное, обстоятельственное места, времени и т.п.) и способ подчинения (параллельное, последовательное, однородное).
4
Составьте схему предложения, объясните постановку знаков препинания.
Видео по теме

Совет 4: Как делать морфемный разбор

Морфемный разбор слова – разбор по составу, определение и выделение значимых словообразовательных частей слова. Морфемный разбор предшествует словообразовательному – определяющему, каким способом появилось слово.
Инструкция
1
Морфемный разбор слова производится в той его форме, в которой оно взято из текста. Посмотрите на сочетаемость вашего слова с другими лексическими единицами и определите часть речи, к которой оно относится. Иногда можно спутать наречие и краткое причастие – для этого внимательно прочитайте предложение, из которого берете слово.
2
Морфемный разбор всегда начинается с определения окончания. Разберитесь, к какой части речи относится слово. Обратите внимание, что неизменяемые формы не имеют окончания – это наречия, деепричастия, сравнительная степень имени прилагательного, местоимения, междометия, глагольные инфинитивы (неопределенная форма глагола), а так же неизменяемые существительные. В таких случаях морфемы на конце слова будут являться не окончаниями, а суффиксами, или будут входить в часть корня. Например, неизменяемое существительное «кино» полностью является корнем, а в наречии «хорошо» последняя «О» будет суффиксом. Во многих школах учат, что «-ть» в инфинитиве является окончанием. На самом деле это постфикс (суффикс, стоящий в постпозиции по отношению к корню).
3
Если ваше слово для разбора изменяемое, выделите в нем флексию (окончание). Обнаружить окончание можно, если просклонять/проспрягать слово. Изменяемая его часть и будет окончанием. В морфемном разборе окончание выделяется в прямоугольник.
4
Главная часть слова, несущая смысловую нагрузку, - корень. Найдите корень слова, подбирая к нему однокоренные слова. Воспоминайте похожую группу слов со сходным значением и общим корнем. Минимальная морфема, повторяющаяся во всей группе однокоренных слов, и будет корнем. Запишите однокоренное слово рядом с вашим, выделите корень у каждого слова, изобразив дугу над этой морфемой.Будьте осторожны с омонимичными корнями: иногда эти части слова имеют одинаковое звучание и написание, но различаются по смыслу. Например, в слове «водяной» корень «вод» обозначает принадлежность к прозрачной жидкости, а в слове «газопровод» омонимичный корень «вод» имеет глагольное значение «проводить».В сложных словах с двумя и более корнями выделите каждый корень, соединительные гласные обозначив как суффиксы «крышечкой». Каждому корню подберите однокоренное слово.
5
Выделите приставку, мысленно подобрав слова, где эта приставка имеет похожее значение.
6
Найдите и определите суффиксы слова.
7
Последним шагом в морфемном разборе будет выделение основы – это часть слова без окончания. Основа подчеркивается снизу.
Видео по теме

Совет 5: Что такое синтаксический разбор

Синтаксический разбор может проводиться в отношении словосочетания, простого или сложного предложения. В каждом случае применяется своя схема анализа и выделяются характерные компоненты.
Инструкция
1
При синтаксическом разборе словосочетания выделяется главное и зависимое слово, а также выясняется, к каким частям речи они относятся. Далее определяется грамматическое значение словосочетания (предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и его признак; действие и его причина и т.д.). Устанавливается способ синтаксической связи между словами (согласование (зависимое слово стоит в тех же формах, что и главное), примыкание (зависимое слово связано с главным только по смыслу) или управление (зависимое слово ставится при главном в определенном падеже, т.е. при изменении формы главного слова форма зависимого не изменяется)).
2
При синтаксическом разборе простого предложения выделяется грамматическая основа (подлежащее и сказуемое). Затем определяется тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное), его эмоциональная окраска (восклицательное или невосклицательное). После этого необходимо установить тип предложения по его грамматической основе (односоставное или двусоставное), по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное), по наличию или отсутствию какого-либо члена (полное или неполное). Также простое предложение может быть осложненным (присутствуют однородные или обособленные члены) или неосложненным.
3
При синтаксическом разборе сложного предложения помимо определения грамматической основы и типа предложения по цели высказывания необходимо доказать, что оно является сложным и установить вид связи между простыми предложениями (союзная или бессоюзная). Если связь союзная, то определяется тип предложения по характеру союза: сложносочиненное или сложноподчиненное. Если предложение является сложносочиненным, то необходимо выяснить, каким сочинительным союзом связаны части предложения: соединительным, разделительным или противительным. В сложноподчиненном определяется главное и придаточное предложение, средство связи придаточного с главным, вопрос, на который отвечает придаточное, тип сложноподчиненного предложения. Если сложное предложение является бессоюзным, то определяются смысловые отношения между простыми предложениями и объясняется постановка знака препинания. Также необходимо начертить схему предложения.
Видео по теме

Совет 6: Как определить неопределенно-личное предложение

Предложение выражает сообщение, побуждение или вопрос. Двусоставные предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа односоставного предложения представлена либо подлежащим, либо сказуемым.
Инструкция
1
Среди односоставных предложений выделяют назывные и глагольные. В назывных предложениях присутствует только подлежащее, но нет сказуемого: «Сибирская зима». Глагольные подразделяются на определенно-личные, неопределенно-личные и безличные.
2
Все глагольные односоставные предложения имеют сказуемое, но не имеют подлежащего. Причем в определенно-личном предложении форма глагола и смысл сообщения подсказывают, что действие относится к определенному лицу: «Люблю читать книги», «Найдите правильное решение», «Береги платье снову, а честь смолоду».
3
Глагол может стоять в форме первого или второго лица единственного или множественного числа изъявительного или повелительного наклонения. Первое лицо означает, что глагольный вопрос задается от местоимений «я», «мы»; второе лицо – от местоимений «ты», «вы». Повелительное наклонение побуждает к действию, изъявительное просто сообщает информацию.
4
В неопределенно-личном предложении действие совершается неопределенными или необозначенными лицами. Это действие является важным само по себе. Глагол стоит в форме третьего лица множественного числа настоящего или прошедшего времени. Примеры: «По телевизору показывают новости», «В пятницу сообщили о трагедии», «С двери убрали плакат». Чтобы получить глагол в форме третьего лица множественного числа, задайте вопрос к местоимению «они».
5
В безличном предложении сказуемое указывает на процесс или состояние, которые в принципе не зависят от активного деятеля: «За окном стемнело», «В комнате душно», «В поле пахнет полынью», «Об этом было оговорено заранее». Сказуемое выражается безличным глаголом (стемнело), безличной формой личного глагола (пахнет), наречием (душно) и кратким страдательным причастием (было оговорено). Наречия и краткие причастия могут идти с глаголом-связкой «быть» или без него. Также сказуемое в безличном предложении может быть выражено словами «нет», «не было»: «Пробелов в знаниях больше нет».
Видео по теме
Обратите внимание
Не путайте односоставные предложения с неполными двусоставными. Пропущенный главный член двусоставного неполного предложения легко восстанавливается по контексту и речевой ситуации. Например, если лицо, совершающее действие, названо в предыдущих предложениях.

Совет 7: Как заменить союзные предложения на бессоюзные

В нашем языке передавать мысли можно, используя разные конструкции предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения способны замещать друг друга в речи: при изменении структуры смысловое содержание остается прежним. Опустите союз – и перед вами бессоюзное предложение. Не исказите смысл и правильно расставьте знаки препинания!
Инструкция
1
Сложное предложение выражает сложную мысль, его состав объединяет не менее двух простых предложений. Входящие в структуру составные части вне сложной конструкции не имеют интонации завершенности. Объединение простых предложений в синтаксическое целое происходит не механически, а согласно семантическому единству. В союзных предложениях установить смысловые отношения помогает наличие союзов и союзных слов. Если предложение бессоюзное, на смысловую связь частей указывает содержание. Замена бессоюзных конструкций сложных предложений на союзные и наоборот бывает необходима для определения характера смысловых отношений, правильной расстановки знаков препинания.
2
В союзном предложении по союзам и союзным словам установите, сложноподчиненное оно или сложносочиненное. Возможность замены на бессоюзное будет зависеть от значения входящих в структуру предложения частей.
3
Перестроить в бессоюзные можно сложносочиненные предложения с соединительными и противительными союзами. Передача одновременных или последовательных событий, противопоставление составляют смысловое содержание таких языковых конструкций. Например, «Конец мая, (и) в поле еще прохладно», «Солнце зашло, (и) начало смеркаться», «В декабре светает поздно, (да) смеркается рано». Значение перечисления требует постановки запятой (точки с запятой) в бессоюзном предложении, при противопоставлении – тире.
4
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, изъяснительными, условия, времени и следствия тоже можно изменить на бессоюзные. Часто вид придаточного помогают определить союзы, которые отчетливо указывают на выраженные в предложении смысловые отношения. Понаблюдайте за примерами: «Пассажиры спешили, потому что (причинность) до отправления поезда оставалось пять минут» - «Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось пять минут»; «Я понимаю, что (дополнение) успеть к теплоходу нельзя» - «Я понимаю: успеть к теплоходу нельзя»; «Если (условие) скажешь слово, то добавят десять» - «Скажешь слово – добавят десять»; Когда (время) зяблики прилетели, лес ожил» - «Зяблики прилетели – лес ожил»; «Дрова вышли, так что (следствие) топить нечем» - «Дрова вышли – топить нечем». В подобных бессоюзных конструкциях предложений основными пунктуационными знаками являются двоеточие и тире.
5
Простые предложения, входящие в состав бессоюзных сложных, обычно нельзя поменять местами: это исказит смысл или повлечет его изменение. Замена возможна в предложениях со значением перечисления одновременно совершающихся явлений: «Кричат иволги, кукушки отсчитывают непрожитые кем-то годы» - «Кукушки отсчитывают непрожитые кем-то годы, кричат иволги».
Видео по теме
Обратите внимание
В бессоюзном предложении пунктуация сложнее, чем в сложноподчиненном и сложносочиненном: здесь необходимо решать вопрос о постановке точки, точки с запятой, тире или двоеточия. Чтобы не ошибиться, задумайтесь над смыслом, объединяющим несколько частей в одно целое.
Источники:
  • Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  • Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения в 2017
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500