Совет 1: Как разобрать предложение по составу

Предложение – это грамматическая единица, оформляющая высказывание – сообщение, вопрос, побуждение. Оно имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них. В зависимости от этого простые предложения делятся на односоставные и двусоставные. Как сделать их разбор?
Как разобрать предложение по составу
Инструкция
1
Выделите грамматическую основу предложения. Подлежащее может быть выражено именем существительным в именительном падеже, местоимением-существительным, именем числительным, неопределенной формой глагола, любой частью речи в значении имени существительного, а также цельным по значению словосочетанием. Сказуемые по типу делятся на простые, составные глагольные и составные именные.
2
Подчеркните второстепенные члены предложения, если они есть. К ним относятся определения (его разновидностью является приложение), которые могут быть согласованными или несогласованными; дополнения (прямые или косвенное); обстоятельства (времени, места, образа действия и т.д.). Сделайте вывод о распространенности (нераспространенности) предложения.
3
Определите полноту предложения: полное или неполное – по наличию или частичному отсутствию всех необходимых членов данной структуры предложения.
4
Укажите тип предложения. Если грамматическая основа полная, т.е. состоит из подлежащего и сказуемого, то предложение двусоставное. Предложения с одним главным членом называются односоставными.
5
Если предложение односоставное, определите его вид:

а) назывное – предложение, в котором только один главный член – подлежащее.

б) определенно-личное – односоставное предложение со сказуемым, выраженным глаголом в форме 1 или 2 лица настоящего или будущего времени.

в) неопределенно-личное – односоставное предложение, в котором глагол-сказуемое стоит в форме 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени, а также в форме множественного числа прошедшего времени или условного наклонения.

г) обобщенно-личное. В таком предложении сказуемое может быть выражено глаголом в форме 2 лица единственного лица, иногда в форме 1 или 3 лица множественного лица.

д) безличным называется односоставное предложение со сказуемым, форма которого не выражает лица.
Ваши деньги должны работать на вас!
вклад на выгодных условиях
Возможность вернуть до 260 000 рублей
Если вы решили взять ипотеку
Карта с большими бонусами
Дебетовая карта
Настроить автоплатежи просто
настройка автоплатежей за пару минут
Видео по теме
Обратите внимание
Отличайте от односоставных предложений двусоставные неполные, в которых также один главный член предложения. Предложение является двусоставным неполным, если сказуемое выражено глаголом в форме:
а) изъявительного наклонения, прошедшего времени, женского или мужского рода, единственного числа;
б) условного наклонения;
в) изъявительного наклонения, настоящего или будущего времени, 3 лица, единственного числа.
Полезный совет
В сложном предложении по составу определяйте каждое простое предложение, входящее в состав сложного.
Источники:
  • как правильно разбирать предложение

Совет 2: Как определить вид односоставного предложения

Когда школьники на уроках русского языка приступают к синтаксическому разбору предложения, они должны охарактеризовать его по наличию и количеству главных членов предложения. В том случае, если имеется только подлежащее или сказуемое, им нужно будет также назвать вид односоставного предложения.
Как определить вид односоставного предложения
Инструкция
1
Обозначьте грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).
2
Обратите внимание на то, имеются ли оба главных члена в предложении или только один из них (подлежащее или сказуемое). Так, в предложении "Друзья весело провели время во время поездки в горы" имеется подлежащее "друзья" и составное сказуемое "провели время". Такое предложение называется двусоставным. А вот в предложении "Помогите товарищу выполнить домашнее задание" есть только составное глагольное сказуемое "помогите выполнить". Оно является односоставным.
3
Выясните, какой именно главный член (подлежащее или сказуемое) имеется в односоставном предложении. Например, в предложении "Раннее утро" вы сможете обнаружить лишь подлежащее. Такие синтаксические конструкции называются односоставными, назывными предложениями.
4
Имейте в виду, что предложение, в котором имеется только сказуемое, может быть как определенно-личным, так и неопределенно-личным, обобщенно-личным и даже безличным.
5
Определите, в каком лице и времени употребляется глагол, являющийся сказуемым. Для этого попробуйте подставить к нему местоимения. Если вам потребуются местоимение "я", "мы", то это значит, что глагол употребляется в форме первого лица, если местоимения "ты", "вы" - в форме второго лица, а если "он", "она", "оно" или "они" - в форме третьего лица.
6
Если вы определили, что в односоставном предложении глагол, являющийся сказуемым, употребляется в первом или во втором лице, в настоящем или в прошедшем времени, то такое предложение будет являться определенно-личным. В нем отсутствие подлежащего не мешает в понимании смысла предложения. Например, в предложении "Люблю грозу в начале мая" глагол "люблю" употребляется в первом лице (я люблю) и в настоящем времени (действие происходит в данную минуту). Подлежащего в этом предложении нет. Следовательно, оно является определенно-личным.
7
Если вы обнаружите во время анализа предложения, что имеется только сказуемое (глагол) в форме третьего лица, настоящего или прошедшего времени, во множественном числе, знайте, что это односоставное неопределенно-личное предложение.
8
Если же вы определили, что сказуемое - это глагол в форме единственного числа, настоящего времени, а действие обобщено (касается любого), то делайте вывод о том, что это односоставное обобщенно-личное предложение. Например, в предложении "Что посеешь, то и пожнешь" глаголы "посеешь" и"пожнешь" находятся в форме единственного числа. второго лица (ты посеешь и пожнешь). Это обобщенно-личное предложение.
9
Запомните, что в безличном предложении сказуемым является либо безличный глагол, категория состояния (светает, моросило, знобит и т.д.), либо слова со значением отрицания (нет), либо неопределенная форма глагола (инфинитив). В таких синтаксических конструкциях подлежащего нет и быть не может, а лицо у глаголов определить невозможно. Например, в предложении "Знобило меня уже второй день подряд" слово "знобило" - это категория состояния. Лицо определить у него нельзя. В предложении нет подлежащего и восстановить его вам не удастся. Поэтому оно является односоставным, безличным предложением.
Источники:
  • как найти односоставные предложений

Совет 3: Как определить неопределенно-личное предложение

Предложение выражает сообщение, побуждение или вопрос. Двусоставные предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа односоставного предложения представлена либо подлежащим, либо сказуемым.
Как определить неопределенно-личное предложение
Инструкция
1
Среди односоставных предложений выделяют назывные и глагольные. В назывных предложениях присутствует только подлежащее, но нет сказуемого: «Сибирская зима». Глагольные подразделяются на определенно-личные, неопределенно-личные и безличные.
2
Все глагольные односоставные предложения имеют сказуемое, но не имеют подлежащего. Причем в определенно-личном предложении форма глагола и смысл сообщения подсказывают, что действие относится к определенному лицу: «Люблю читать книги», «Найдите правильное решение», «Береги платье снову, а честь смолоду».
3
Глагол может стоять в форме первого или второго лица единственного или множественного числа изъявительного или повелительного наклонения. Первое лицо означает, что глагольный вопрос задается от местоимений «я», «мы»; второе лицо – от местоимений «ты», «вы». Повелительное наклонение побуждает к действию, изъявительное просто сообщает информацию.
4
В неопределенно-личном предложении действие совершается неопределенными или необозначенными лицами. Это действие является важным само по себе. Глагол стоит в форме третьего лица множественного числа настоящего или прошедшего времени. Примеры: «По телевизору показывают новости», «В пятницу сообщили о трагедии», «С двери убрали плакат». Чтобы получить глагол в форме третьего лица множественного числа, задайте вопрос к местоимению «они».
5
В безличном предложении сказуемое указывает на процесс или состояние, которые в принципе не зависят от активного деятеля: «За окном стемнело», «В комнате душно», «В поле пахнет полынью», «Об этом было оговорено заранее». Сказуемое выражается безличным глаголом (стемнело), безличной формой личного глагола (пахнет), наречием (душно) и кратким страдательным причастием (было оговорено). Наречия и краткие причастия могут идти с глаголом-связкой «быть» или без него. Также сказуемое в безличном предложении может быть выражено словами «нет», «не было»: «Пробелов в знаниях больше нет».
Видео по теме
Обратите внимание
Не путайте односоставные предложения с неполными двусоставными. Пропущенный главный член двусоставного неполного предложения легко восстанавливается по контексту и речевой ситуации. Например, если лицо, совершающее действие, названо в предыдущих предложениях.

Совет 4: Как разбирать местоимение как часть речи

Местоимения обладают некоторыми признаками имен существительных, прилагательных и числительных. Индивидуальной морфологической категорией этой части речи является разряд по значению. Умение установить разряд, грамматическое значение местоимения поможет правильно определить его признаки. Выполняйте морфологический разбор в соответствии с планом.
Как разбирать местоимение как часть речи
Инструкция
1
Для указания на предмет или лицо, признак или количество, не называя их, используются местоимения. Подобно замещаемым ими знаменательным словам, местоимения обладают рядом морфологических категорий, выступают в качестве главного или второстепенного члена предложения. Для местоимений характерны свойства существительных, прилагательных или числительных. Устанавливайте все имеющиеся признаки, следуя определенному порядку действий.
2
Найдите слово, от которого можно задать вопрос к местоимению. Выпишите словосочетание, соответствующее схеме: «главное слово + зависимое местоимение». Указав грамматическую характеристику местоимения, поставьте его в начальную форму. Выясните, к какой именной части речи принадлежит слово, замещаемое местоимением. Если оно соотносится с именами существительным или числительным, именительный падеж будет определять начальную форму. Для местоимений-прилагательных она соответствует именительному падежу, мужскому роду, единственному числу.
3
Рассмотрите у местоимения все имеющиеся признаки. Начинайте с постоянных, неизменяемых характеристик. Определите, к какому разряду оно относится. В соответствии со значением выделяются: личные, относительные, вопросительные, возвратное, отрицательные, неопределенные, притяжательные, определительные и указательные. Личные отличаются от местоимений-существительных, принадлежащих к другим грамматическим разрядам, неизменяемыми признаками лица и числа (в 1 и 2 лице).
4
Далее переходите к рассмотрению признаков, которые способны изменяться. Форму падежа устанавливайте у всех местоимений. Другие возможные непостоянные морфологические характеристики будут зависеть от грамматического значения и разряда. Если перед вами местоимения, заменяющие прилагательные, или личные (3 лица), определяйте сначала категорию числа. Затем можно узнать, к какому роду отнести местоимение (этот признак определяется только в единственном числе).
5
Заданный от главного слова вопрос поможет вам решить, главным или второстепенным членом выступает местоимение в предложении. Эта часть речи выполняет в предложении разные синтаксические функции. Обычно подлежащим и дополнением бывают в предложении местоимения-существительные и числительные, а определением – местоимения-прилагательные.
6
Рассмотрите пример морфологического разбора местоимения по установленному плану:

Предложение «Посмотрите на себя со стороны» в своем составе имеет местоимение «себя», указывающее на лицо.

I. (Посмотрите «на кого?») – на себя – мест.
II. Н. ф. – себя. Пост. - возвратное; непост. – вин. п.
III. Дополнение (подчеркивается пунктиром).
Обратите внимание
• Именительный падеж отсутствует у отрицательного местоимения «некого» и возвратного - «себя».
• Род местоимений-прилагательных устанавливается только в случаях употребления их в единственном числе.
Источники:
  • Что обозначает местоимение как часть речи?
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500