Совет 1: Как определить род существительного в русском языке

Род имени существительного относится к его лексико-грамматическим категориям. Морфологический признак рода проявляется в способности этой части речи сочетаться с зависимыми словами. Существительные, относящиеся к разным родам, отличаются друг от друга падежными окончаниями при склонении, словообразовательной структурой и некоторыми лексическими особенностями. В русском языке существует три формы рода – мужской, женский и средний.
Вам понадобится
  • - анализируемое слово;
  • - лингвистический словарь или учебное пособие.
Инструкция
1
При определении женского рода имен существительных неодушевленных учитывайте, что у них окончания в форме именительного падежа единственного числа -а, -я (стена, воля) и нулевое, если существительное оканчивается на мягкий знак (рожь). Для одушевленных существительных определяющим признаком является принадлежность их к существам женского пола (девочка, кошка). Чтобы не спутать по окончанию существительные женского и мужского рода, подставьте для проверки местоимения «она, моя». Например, песня (она, моя).
2
Определяйте мужской род имен существительных по окончанию начальной формы: нулевое у слов, оканчивающихся на согласную (дом, стол), -а, -я – у одушевленных существительных, называющих существ мужского пола (дядя, Сережа). Чтобы не спутать род существительных, оканчивающихся на мягкий знак, также подставьте для проверки местоимения «он, мой» (пень, день).
3
Существительные среднего рода определяйте по окончаниям начальной формы -о, -е и с помощью подстановки местоимений «оно, мое» (поле, окно). Обратите внимание, что группа разносклоняемых существительных, заканчивающихся на сочетание -мя, также относится к среднему роду (племя, семя и т.д.). Среди существительных среднего рода почти нет одушевленных, их количество совсем незначительно (дитя, существо, животное).
4
Среди существительных выделяется несколько особых групп, определение рода в которых затруднено. К ним относятся существительные общего рода, несклоняемые и сложносокращенные слова.
Соотносите значения существительных общего рода с их принадлежностью к одушевленным предметам женского или мужского пола. Например, девочка-неряха (женский род), мальчик-зазнайка (мужской род). К существительным общего рода относятся такие, которые обозначают качества людей (обжора, невежа, плакса) или наименование лиц по профессии, должности, роду занятий (архитектор Иванов – архитектор Иванова).
5
Учитывайте, что род несклоняемых существительных связан с их одушевленностью / неодушевленностью, видовым / родовым понятием. У одушевленных несклоняемых существительных род определяйте по принадлежности к полу (месье, мисс). Существительные, дающие наименования животным, птицам, относятся к мужскому роду (пони, кенгуру, какаду). Неодушевленные обычно относятся к среднему роду (пальто, кашне). Исключения составляют слова, род которых определяется по ассоциации с родовыми наименованиями: кольраби – капуста (женский род), хинди – язык (мужской род) и т.д.
6
Для определения рода несклоняемых собственных имен существительных, обозначающих географические наименования, подберите родовое понятие (озеро, город, река, пустыня и т.д.). Например, город Рио-де-Жанейро (мужской род), пустыня Гоби (женский род).
7
Род сложносокращенных слов (аббревиатур) определяйте по роду ведущего слова «расшифрованного» словосочетания: ООН – Организация Объединенных Наций, ведущее слово «организация» (женский род).

Совет 2: Как определить род у существительного

Чтобы определить род у существительных нужно сначала определить слово, которое отвечает на вопрос кто, что. Это имя существительное. В русском языке оно может быть мужского, женского и среднего рода.
Инструкция
1
Определите род существительного по окончанию или конечной согласной. К мужскому роду относятся слова на согласный и на –й. Например, дом, каравай. К женскому роду относятся существительные на –а, -я, -ия. Например, кузина, семья. К среднему роду относятся существительные на –о, -е, -ие. Например, окно, платье.
2
Посмотрите, не является ли данное существительное исключением. К ним относятся существительные, оканчивающиеся на –ь. Такие существительные могут быть как женского, так и мужского рода. Так, слово словарь относится к мужскому роду, а слово тетрадь – к женскому.
3
Обратите внимание на род одушевленных существительных. Это существительные, которые означают живых существ. Такие слова относятся либо к женскому, либо к мужскому роду. Исключения – дитя, животное, которые относятся к среднему роду. У одушевленных существительных определяйте род либо естественным полом человека или животного, либо окончанием существительного. Слон – существительное мужского рода, а обезьяна – существительное женского рода.
4
Правильно определяйте род у существительных, обозначающих профессии. Они бывают мужского и женского рода. При этом большинство существительных, обозначающих профессии, относится к мужскому роду: врач, инженер, учитель.
5
Особое внимание уделите роду заимствованных существительных. Существительные иноязычного происхождения часто имеют нетипичные для русского языка окончания -и, -у, -ю. Такие существительные не изменяются ни по числам, ни по падежам. К мужскому роду относят мужские имена и фамилии и названия городов и островов. К женскому роду относят женские имена и фамилии, названия рек и названия газет. К среднему роду относят названия неодушевленных предметов.
Обратите внимание
Существительные на согласный и –й всегда относятся к мужскому роду.

Большинство существительных женского рода иностранного происхождения оканчиваются на –ия.
Существительные, оканчивающиеся на суффиктсы –онок, -енок всегда мужского рода.
Какого рода существительные «шимпанзе» и «кенгуру» в русском языке
Связанная статья
Источники:
  • «Грамматика русского языка в иллюстрациях», Пехливанова К.И., Лебедева М.Н., 1985.
  • как определить род в русском языке

Совет 3: Как определить род в русском языке

Определение рода в русском языке – одна из наиболее распространенных задач для изучающих этот язык людей. В русском языке есть три рода – мужской, женский и средний. Кроме того, существует общий род, определение которого вызывает наибольшую сложность.
Вам понадобится
  • Умение выделять окончания у различных частей речи
Инструкция
1
Выделите окончания у согласующихся с нужным словом прилагательных и глаголов. Чаще всего этого бывает достаточно, чтобы определить род существительного. Поставьте глагол в прошедшее время, а существительное с прилагательным возьмите в именительном падеже. Лучш-ий друг приш-ёл, лучш-ая подруг-а пришл-а, нов-ое солнце взошл-о. Это примеры окончаний прилагательных и глаголов в мужском, женском и среднем роде.
2
Определите, не обозначает ли искомое слово профессию или род деятельности. Большинство таких слов формально относятся к мужскому роду. Например, новый врач сказал (о мужчине), новый врач сказала (о женщине); он отличный специалист, она отличный специалист. Обратите внимание, что названия некоторых профессии не имеют формы мужского рода. Например, слово «балерина» имеет форму только женского рода.
3
Запомните, что слова типа «недотёпа, непоседа, задира, невежа, жадина, умница» и тому подобные относятся к общему роду. Эти слова дают эмоциональную окраску как словам мужского, так и женского рода, и называют род занятий этих лиц.
4
Помните, что определение рода у аббревиатур – случай особой сложности. У аббревиатур, образованных путем сложения начальных частей слова, определяйте род по главному слову: нов-ый сбербанк, качествен-ая оргработа. В случае, когда слово образовалось путём сложения звуков или букв (ПТУ, РАН), чётких правил для определения рода нет.
5
Образуйте род несклоняемых существительных, заимствованных из других языков, по следующему правилу. Если существительное обозначает предмет, то оно принадлежит к среднему роду (пальто, кашне). Если оно обозначает животное, то относится к мужскому роду (шимпанзе). Если оно называет географический объект, то относится к роду большинства слов такого типа в русском языке (Миссисипи женского рода, потому что это река). Не забывайте, что в каждом таком случае есть исключения. Обратитесь к авторитетным словарям, если какой-либо пример вызывает у вас сомнение.
Видео по теме

Совет 4: Как определить род аббревиатур

Аббревиатура (итал. abbreviatura от лат. brevis – краткий) представляет собой слово, состоящее из названий начальных букв или звуков лексических элементов исходного словосочетания. Название термина определяет способ образования аббревиатур путем сокращения (усечения основ). При определении рода таких сложносокращенных слов необходимо его «расшифровать», т.е. привести к исходному сочетанию.
Вам понадобится
  • - толковый словарь.
Инструкция
1
Определите, к какому типу относится анализируемая аббревиатура. Традиционно выделяют 3 вида:- буквенного типа, т.е. составленная из алфавитных названий начальных букв слов, образующих исходное словосочетание (РФ, МХТ, ОРТ);- звукового типа, т.е. образованная из начальных звуков слов, входящих в словосочетание (МИД, ООН, МХАТ). Обычно звуковые аббревиатуры образуются при наличии внутри нее гласных звуков;- смешанного типа, т.е. составленная частично из названий начальных букв, частично – звуков (ФРГ, ЦСКА).
2
Определите исходное словосочетание, от которого образована аббревиатура. При затруднениях «расшифровки» обращайтесь к словарям или иным источникам информации.
3
Найдите в словосочетании ведущее (определяемое) слово. Например, МГИМО – Московский институт международных отношений. Главным словом является «институт».
4
Определите род ведущего слова. По нему закрепляется эта грамматическая категория у аббревиатуры. Например, СКВ – свободно конвертируемая валюта. Определяемое слово «валюта» женского рода. Значит, СКВ – такого же рода.
5
Помните, что род некоторых инициальных аббревиатур с течением времени и особенностями их употребления в речи изменился. Если сложносокращенное слово приобрело возможность склоняться по склонению имен существительных, то оно приобрело форму мужского рода. Например, вуз – учиться в вузе. Изначально слово относилось к среднему роду, т.к. вуз – это высшее учебное заведение. Такие аббревиатуры, как правило, оканчиваются на согласный, поэтому похожи на существительные мужского рода.
6
Многие аббревиатуры используются в живой разговорной речи в разных формах. При этом носители языка по аналогии с внешним обликом обычных (не сокращенных) существительных определяют их род. Например, слово «РОНО» стали относить к среднему роду по окончанию существительных типа «окно».
7
В аббревиатурах с ведущим словом, стоящим во множественном числе, не определяйте категорию рода. Например, СМИ – средства массовой информации.
Обратите внимание
Многие лингвисты относят к аббревиатурам слова, образованные путем частичного сокращения основ (комдив, собес). Однако в школьном курсе русского языка принято разделять сложносокращенные слова и аббревиатуры.

Совет 5: Как определить число существительного

Иностранцы, изучающие русский язык, не зря считают его одним из сложных. Даже носителям нашего непростого языка не всегда легко разобраться в его особенностях. Одной из таких особенностей является категория числа имен существительных.

Инструкция
1
Для начала усвойте следующее: если предмет можно сосчитать и он сочетается со словами «один», «два», «три» и т.д. (количественные числительные), то такие существительные имеют формы единственного и множественного числа. Соответственно, единственное число – для обозначения одного предмета, множественное – для обозначения нескольких (окно – окна, река – реки).
2
Если же предмет несчитаемый и не употребляется с количественным числительным, то имя существительное, которым он выражен, имеет только форму единственного числа. Такие существительные называют отвлеченные понятия (грязь, доблесть), вещество или материал (золото, вода), имеют собирательное значение (листва, молодежь). Сюда же относятся и имена собственные (Днепр, Урал).
3
Отвлеченные существительные иногда имеют форму множественного числа – это придает им более конкретное значение (глубина мысли – морские глубины, царская власть – власти города). Вещественные существительные тоже могут употребляться во множественном числе, когда обозначают определенные марки (сливочное масло – эфирные масла) или при изменении первоначального значения слова (уличная грязь – лечебные грязи). Множественное число образуют и имена собственные: когда имеют нарицательное значение (казановы, хлестаковы) или называют группу людей, которые носят одинаковую фамилию (братья Вайнеры).
4
Запомните, что есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа. Это существительные, называющие отвлеченные предметы или игры (именины, прятки), парные предметы (очки, брюки), временные отрезки (каникулы, сутки), вещество (сливки, духи), собирательные существительные (финансы, дебри), а также имена собственные, первоначально имеющие собирательное значение (Анды, Горки). Такие существительные иногда обозначают считаемые предметы, но формой числа это не выражается (Надел новые брюки. – В магазине продаются брюки разных размеров.)
Обратите внимание
Такие существительные, как лыжи, вожжи, сплетни и др., чаще употребляются во множественном числе, хотя и образуют единственное.

Иногда существительные, употребленные в единственном числе, имеют значение множественного, приобретая при этом оттенок собирательности (Основная аудитория писателя – образованный человек. Дать отпор врагу).
Обратите внимание
Некоторые существительные имеют вариантные формы рода. При этом часть из них равноправна (вольер – вольера, банкнот – банкнота), а остальные имеют стилистические пометы: зал – зала (устаревшая форма), жираф – жирафа (устаревшая форма).
Полезный совет
У существительных, которые употребляются только в форме множественного числа, категория рода не определяется (белила, тиски, будни).
Что такое существительные общего рода
Связанная статья
Что такое существительные общего рода
Источники:
  • роды русского языка
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше