Совет 1: Как составить методические рекомендации

В учебном процессе или трудовой деятельности довольно часто приходится использовать методические рекомендации. Этот документ регламентирует определенный порядок выполнения какой-либо работы. Это набор и последовательность действий и правил, выработанных на основе положительного опыта, необходимых для успешного выполнения этой работы.
Как составить методические рекомендации
Инструкция
1
Для любых методических рекомендаций существует определенная структура, которой должны придерживаться авторы. Она в любом случае должна содержать титульный лист, сведения об авторе или коллективе авторов (должности, квалификационные категории, ученые степени), краткую аннотацию, введение, основную часть, список рекомендуемой литературы и приложения, если они есть.
2
На титульном листе укажите название учреждения, фамилию и инициалы автора (авторов), название, которое должно начинаться словами: «Методические рекомендации по», название города, год составления.
3
В краткой аннотации, которая приводится верху на втором листе, напишите суть рассмотренных вопросов, предназначение данных методических рекомендаций, укажите источники положительного опыта, который лег в основу их разработки и перечислите сферы их возможного применения. Внизу второго листа поместите сведения об авторе или авторах.
4
Во введении дайте обоснование необходимости составления данных методических рекомендаций, краткий анализ положения дел по рассматриваемому в них вопросу, охарактеризуйте значимость разработки, перечислите, где и кому они могут быть полезны в практической работе. Определите цели и дайте краткое описание ожидаемых результатов от использования данного документа. Обоснуйте его особенности и новизну в сравнении с другими подобными документами, разработанными в данной области.
5
В основной части рекомендаций опишите поэтапный порядок, алгоритм, формы и методы выполнения данного процесса. Дайте советы по решению сопутствующих вопросов, а также рекомендации по материально-техническому, финансовому, кадровому обеспечению процесса. Обратите внимание на наиболее трудные моменты исходя из того опыта, который уже имеется у автора, предостерегите читателя от типичных ошибок.
6
Составьте список рекомендуемой литературы в алфавитном порядке. Придерживайтесь при его составлении утвержденных нормативной документацией правил оформления литературных источников.
7
В качестве приложения укажите те материалы, которые не вошли в основную часть содержания методических рекомендаций, но являются необходимыми для выполнения данного рабочего процесса. Это могут быть другие методические рекомендации и инструктивные материалы, а так же документы, иллюстрирующие процесс: диаграммы, схемы, карты, фотографии.
Источники:
  • как не давать рекомендации

Совет 2 : Как написать методические рекомендации

Часто бывает, что никак не получается начать какую-нибудь очередную письменную работу – будь то реферат, курсовая или просто докладная записка, отчет о проделанной работе. Однако это внутреннее оцепенение можно одолеть при помощи четко очерченного плана и ясно сформулированных задач и приемов их решения. Совершить такую умственную навигацию и должно любое хорошее методическое пособие, при составлении которого всегда не лишне обозначить следующие этапы для написания работы.
Методические рекомендации укажут верный путь
Вам понадобится
  • Навыки работы с методическими текстами (умение их сокращать, реферировать и проч.)
  • Пособия по написанию курсовых и дипломных работ
  • Пособия по написанию специализированных отчетов, докладов
Инструкция
1
Прежде всего, необходимо каждый этап методического пособия расписать подробно, объясняя цели того, зачем тот или иной этап написания работы нужен. Ведь, как известно, понимание того, что делаешь, обычно вдохновляет на большее творчество.
2
В рамках первого этапа пропишите в методичке необходимость сначала дать предварительное название/тему письменной работы или доклада, а исходя из этого – в общих чертах определить цели работы и то, что начинающий писать эту работу собирается донести до своих потенциальных читателей или слушателей. Таким образом, проявятся очертания замысла, отдельные ценные мысли, интуиции по теме, которые автору нужно записывать, а потом, конечно, использовать.
3
Следующим этапом поставьте составление плана, где как минимум должно быть три части: введение (обчычно с несколькими подпунктами), основная часть (обычно с несколькими подпунктами) и заключение. План пока может быть предварительным, т.к. в процессе написания работы он, скорее всего, будет уточняться. При этом стоит отметить в методичке, что план нужно составлять в обязательном порядке даже если он не войдет в окончательный текст, например, доклада или отчета.
4
Для очередного этапа дайте предписание определиться с литературой, источниками, вообще материалами (артефактами, видеозаписями, фотографиями, рисунками и т.д.), которые планируется привлечь/задействовать в письменной работе или отчете. Здесь важно отобрать только все соответствующее теме, решительно отбросив все остальное, даже очень интересное и близкое по содержанию, – иначе есть опасность закопаться в материале.
5
Далее стоит поставить этап «Проработка материала», в ходе которого необходимо также уточнить тему, чему поможет и сам материал, относящийся к теме. Здесь же можно прописать и окончательный план.
6
В рамках следующего этапа предпишите правильное размещение проработанного и проанализированного материала в тексте письменной работы. Во введение, как минимум, автор работы должен объяснить мотивы, почему он взялся за тему, сказать об актуальности работы, целях, задачах, методах достижения поставленных задач. В основной части помещается сам проработанный и проанализированный материал. В заключении излагаются результаты и в выводы, к которым пришел автор.
7
Далее напомните потенциальному автору о необходимости оформить свою работу в соответствии с требованиями той организации, куда он собирается представить свой труд. Вместе с тем не лишне дать краткий свод общепринятых правил оформления (см., например, пособие У. Эко. Как написать дипломную работу).
8
Для заключительного этапа можно прописать основные принципы подготовки к выступлению по защите курсовой, диплома или просто для оглашения доклада или отчета (здесь можно воспользоваться рекомендациями любого дельного учебника риторики, например: Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями).
Источники:
  • Эко У. Как написать дипломную работу скачать

Совет 3 : Как оформить методическую разработку

Методическая разработка – это пособие, в котором раскрываются формы и средства, методы и элементы технологий или сами технологии. Она может быть результатом индивидуальной или коллективной работы и обычно направлена на совершенствование или повышение качества работы.
Как оформить методическую разработку
Инструкция
1
При оформлении необходимо соблюдать строгую структуру документа. На титульном листе следует указать наименование вышестоящей организации и наименование вашего учреждения; название и вид работы. Внизу укажите место и год издания.
2
На обороте титульного листа укажите библиографические данные о работе, здесь же поместите аннотацию. Ниже - данные о рассмотрении рукописи на заседании комиссии. Если при перечислении участников вы используете сведения о звании, ученой степени и должности, они должны быть приведены в соответствие с существующими правилами сокращения.
3
Учтите следующие требования к оформлению текста. Поля и отступы со всех сторон по 2 см. Номера страниц - арабские цифры, расположены внизу страницы. Титульный лист включите в общую нумерацию, но номер на нем не указывается. Для шрифта используйте размер 12 или 14. Соблюдайте красную строку и одинарный междустрочный интервал, исключите переносы. Обязательно выровняйте текст. Объем работы не менее 24 печатных листа. Основная часть – не менее половины рукописи.
4
Приложения должны быть расположены в конце, пронумерованы арабскими цифрами, соблюдайте порядок упоминания их в тексте. Каждое приложение на новой странице. Справа вверху следует написать слово «Приложение». Объём приложений не ограничен, но они должны соответствовать содержанию, быть уместными. Не забудьте о ссылках на приложения в основной части.
5
Все ссылки на использованную вами для написания методической разработки литературу, оформляйте в соответствии с ГОСТами – они должны быть заключены в квадратные скобки: [1].
6
Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются внутри раздела. При этом цифра должна быть двойной: номер рисунка и номер раздела: 1.1
7
Список литературных источников - 10 – 15 названий. Если работа имеет чисто практический характер, то список литературы можно не приводить.
Источники:
  • оформление методической разработки

Совет 4 : Как написать учебное пособие

Учебное пособие – это печатное издание, разработанное для помощи студентам в изучении какого-либо учебного предмета. От обычной научной литературы учебные пособия отличаются тем, что не только содержат теоретический материал, но и включают разнообразные практические задания и вопросы. Многие преподаватели, читающие лекционные курсы, часто сталкиваются с необходимостью написания учебных пособий для более качественного усвоения студентами пройденного материала.
Как написать учебное пособие
Инструкция
1
Независимо от предмета и курса любое учебное пособие должно отвечать ряду требований. Прежде всего оно должно соответствовать существующей учебной программе того курса, для которого готовится пособие. Поэтому, прежде чем приступать к созданию пособия, определите основные цели изучаемого курса в подготовке специалиста. Обозначьте задачи обучения и воспитания, которые должны быть решены в процессе преподавания. Впоследствии эти сведения вы должны сформулировать во "Введении" вашего пособия.
2
Составьте четкую структуру учебного пособия. Помните, что изложенный в нем теоретический материал должен соответствовать учебной программе курса, разработанной на основе государственного образовательного стандарта. Очень важно, чтобы последовательность изложения материала в учебном пособии соответствовала последовательности лекционного курса и темам программы. В противном случае у студентов могут возникать трудности с поиском и усвоением необходимых сведений.
3
Работая над теоретическим материалом каждой главы, помните, что информация должна быть изложена максимально доступным, понятным языком. Желательно избегать чрезмерного злоупотребления специальными терминами и сложносочиненными предложениями. Важно, чтобы после ознакомления с текстом, у студентов оставалась ясное понимание прочитанного. Все используемые специальные или иностранные термины должны иметь расшифровку и пояснения.
4
Учебное пособие предполагает не только изложение теоретического материала, но и помощь учащимся в подготовке к практическим занятиям. Поэтому каждую тему вашего учебного пособия вы должны сопроводить перечнем вопросов для самопроверки и списком научных трудов, отражающих данную проблематику. Желательно также включить в каждую главу возможные темы рефератов и докладов. При этом каждая теоретическая тема (глава) в конце должна содержать четко сформулированные выводы из изложенного материала.
5
Каждое учебное пособие должно быть оформлено с соблюдением всех требований, принятых в научной литературе и типографике. Проследите за правильностью и полнотой оформления всех сносок, приложений и схем, включенных в пособие. Особое внимание уделите общему списку литературы, помещенному в конце пособия. Каждое издание в нем должно содержать полные данные о его авторах, названии, дате выхода и издательстве. Эти сведения в будущем будут очень полезны студентам при самостоятельной работе с курсом.
Полезный совет
Графики и схемы значительно облегчают восприятие и усвоение теоретического материала. Не пренебрегайте возможностями, которые представляют таблицы, схемы и рисунки. Они не только украсят вашу работу, но и помогут студентам лучше понять изложенные сведения.

Совет 5 : Как издать учебник

Для того чтобы издать какое-либо учебное пособие, необходимо учесть целый ряд очень важных факторов: быть лицензированным и статусным специалистом в той области, о которой вы пишите; знать этапы работы над этим проектом, следовать им; правильно выбрать типографию.
Как издать учебник
Вам понадобится
  • опыт в той сфере, по которой вы издаете учебное пособие и умение доступно, хорошо писать.
Инструкция
1
Начнем с этапов работы.

Первый этап: определяем тему учебного пособия, начинаем собирать материал.

Второй этап: выстраиваем этот материал по определенному плану, что за чем следует. Особое внимание следует уделять вопросам: "Интересно ли его читать?", "Интересно ли по этому учебному пособию работать?", а также подбору практического материала.
2
Следующий этап: непосредственное написание и подбор практического материала.
3
Дальше готовый материал попадает в редакционно-издательский совет (далее РИО), скажем, ВУЗа. А до этого момента, чтобы он попал на рассмотрение в РИО, его нужно внести в план научной работы на предстоящий год, потом потом вовремя сдать готовый материал. В РИО материал вычитывают, делают правки, то есть дают на него рецензию, после чего возвращают автору на доработку.
4
Если правок мало, то исправить и показать можно только те места, где необходимо было внести изменения. Если правок много, автор вправе выбирать - соглашаться с замечаниями или нет, но тогда процесс выхода учебного пособия, как вы понимаете, затягивается.
5
Если РИО утвердил материал, он же готовит автору смету: сколько будет стоить конкретное количество экземпляров этого учебного пособия в конкретной типографии. И сам автор оплачивает эти работы. Если вам придет в голову спросить, для чего автору пособия это нужно - ответ прост: таким образом автор подтверждает свою квалификацию и право заниматься научной деятельностью. Определенным образом (в сторону незначительного увеличения) это влияет и на оклад специалиста.
Видео по теме
Обратите внимание
Чтобы подтвердить свою квалификацию совсем не обязательно замахиваться на учебник или учебное пособие. В большинстве случаев можно ограничиться статьями и выступлениями в прессе.
Полезный совет
Автору учебного пособия стоит определенное количество времени уделить (совместно с РИО) и внешнему виду будущего издания: определиться с форматом, переплетом, шрифтом, шириной наборной полосы, способу заверстки иллюстраций (если они предусмотрены), прочими важными моментами.
Источники:
  • Рассуждения о том, как издать электронную книгу (не учебник) в принципе

Совет 6 : Учебно-методическое пособие: как его написать

Главная задача учебно-методического пособия – осветить основные разделы научной дисциплины с точки зрения методики их преподавания. Для решения этой задачи требуются обширные знания в данной области и многолетняя преподавательская практика.
Учебно-методическое пособие: как его написать
Вам понадобится
  • - опыт преподавательской деятельности;
  • - информационная база.
Инструкция
1
Создание разнообразных учебно-методических пособий связано с потребностью по-другому взглянуть на преподавание определенной дисциплины. В 90-е годы российская образовательная система пришла в упадок. В дидактике и методике преподавания образовалось огромное количество «белых пятен». Поэтому если вы имеет богатый опыт работы в сфере образования, накопили большое количество материалов, знаете основные недостатки существующего учебного процесса, то вы можете написать собственное учебно-методическое пособие.
2
При составлении пособия опирайтесь на существующие учебники. Ведь именно они содержат теоретический и тренировочный материал по всем темам дисциплины. Ваше методическое пособие должно использовать достоинства учебников и компенсировать их недостатки.
3
Для удобства пользования сделайте содержание своего учебно-методического пособия идентичным содержанию учебника, чтобы любой преподаватель быстро мог найти интересующий его раздел.
4
Старайтесь давать больше практических рекомендаций, основанных на вашем личном опыте. Литературы, где человек самостоятельно должен перевести теорию в практику, на сегодняшний день накопилось достаточно. А вот качественных справочников и пособий, помогающих решить насущные методические проблемы, не хватает.
5
Укажите как можно больше источников информации, к которым может обратиться специалист, чтобы расширить свои познания по этой теме. Это обстоятельство значительно повысит популярность вашего пособия и продемонстрирует основательный научный подход к решению образовательных задач.
6
Обязательно выделите в отдельную главу методические приемы, позволяющие проводить междисциплинарные занятия (например, план урока сочетающего историю и литературу, с распределением материала для обоих преподавателей). Подобный подход значительно обогатит обе дисциплины и поможет вам развить у учащихся способность построения причинно-следственных связей не только в рамках вашего предмета, но и между разными предметами.

Совет 7 : Как оформить методические рекомендации

Каждая научная работа, будь то диссертация, диплом, курсовая или даже небольшой школьный реферат, должна соответствовать определённым требованиям. Помочь автору определить эти требования и призваны методические рекомендации. Как правило, выдают их вместе с темами. Оформить методические рекомендации можно на отдельном листе или даже небольшой брошюрой, в зависимости от характера и размера работы.
Как оформить методические рекомендации
Вам понадобится
  • - методические разработки по написанию научных работ нужной тематики;
  • - умение реферировать методические разработки.
  • - текстовый редактор.
Инструкция
1
Объясните будущим авторам, с какой целью пишется данная работа. Укажите примерный объем, количество частей, их деление, требования к оформлению, которые приняты в вашем учебном заведении. Для диссертаций, дипломов и курсовых существуют государственные стандарты, для рефератов и других небольших работ можно предложить и свои варианты оформления. Может быть допустимой и произвольная форма. В требования к оформлению входит расположение частей (начинается ли каждая с новой страницы или нет), шрифт, междустрочный интервал, ширина полей и т. д. Если есть госстандарт, просто его перепишите или укажите, где его можно взять.
2
Просмотрите существующие методические разработки по интересующей вас теме. Как правило, они носят общий характер, поэтому выберите то, что вам подходит. В любом случае необходимо определить не только цель работы в целом и каждой ее части, но также пути и средства достижения этих целей, то есть собственно методику. Предложите будущим авторам назвать свою работу и составить примерный ее план, даже если он не войдет потом в окончательную редакцию. Обязательными являются три части — введение, основная часть и заключение. Объясните, что во введении необходимо дать краткую историю изучения вопроса и современные тенденции, а также объяснить, почему автор взялся за эту тему. Основная часть может состоять из нескольких подпунктов. Она может включать в себя также данные различных исследований. Расскажите, что она должна включать переосмысленный и переработанный материал. В заключении подводится итог и делаются выводы.
3
Укажите, какой литературой необходимо пользоваться. В первую очередь укажите источники, затем — работы общенаучного плана, исследования по более узкой тематике, художественную и иную литературу. Объясните, какими материалами еще можно пользоваться при написании работы. Это могут быть видео- и аудиозаписи, фотографии, продукты изобразительной деятельности и многое другое. Их можно использовать и как источники, и как иллюстрации. Отметьте, что наглядный материал необходимо подбирать в строгом соответствии с темой.
4
Расскажите, какие еще материалы необходимо приложить к работе. Это могут быть таблицы, рисунки, чертежи и т. д. Укажите стандарты, согласно которым они должны быть оформлены. Подскажите будущим авторам, как оформляется ссылка на приложение в тексте работы.
5
Дайте рекомендации по защите курсовой или диплома. Расскажите, в какой форме она будет происходить. Предложите автору составить тезисы, написать резюме или автореферат, в зависимости от уровня и тематики работы. Напишите, какими пособиями он может воспользоваться при подготовке к защите.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500