Совет 1: Как определить начальную форму местоимения

Местоимение традиционно относят к именным частям речи наряду с именами существительными, прилагательными и числительными. Название термина определяет его роль в речи – употребляться вместо имени. Замещая другие именные части речи, местоимение указывает на предмет, признак, количество или порядок при счете. При определении его начальной формы необходимо учитывать разряд по значению и особенности употребления в речи.
Как определить начальную форму местоимения
Инструкция
1
Определите разряд местоимения по значению и его грамматическим особенностям. В школьном курсе русского языка традиционно выделяют восемь групп:• личные (я, ты, он и др.);• возвратное (себя)• вопросительно-относительные (кто, какой, сколько и др.);• неопределенные (некто, кто-нибудь и др.);• отрицательные (никто, нисколько и др.);• притяжательные (мой, свой и др.);• указательные (тот, такой и др.);• определительные (весь, сам, иной и др.).
2
Выясните, на какую номинативную функцию указывает местоимение – предмета, признака или количества. Например, личное местоимение «я указывает на предмет, а притяжательное «наш ? на признак.
3
Для определения начальной формы местоимения поставьте его в форму именительного падежа, единственного числа, мужского рода. При этом используйте вопросы: кто? что? (при указании на предмет); какой? каков? (при указании на признак); сколько? (при указании на количество). Если местоимение не изменяется по родам и числам (например, кто, я, кое-что), его начальной формой является грамматическая форма именительного падежа.
4
Помните, что некоторые местоимения не имеют формы именительного падежа (например, себя, некого, нечего). Для них определяется в качестве начальной форма родительного падежа, т.е. первая словоформа в падежной парадигме русского языка.
5
Различайте в контексте по вопросу и смысловому значению личные и притяжательные местоимения «её , «его , «их . Сравните:• Увидел его (кого?). Это личное местоимение. Начальная форма «он (кто?).• Его ботинки (чьи?). Это притяжательное местоимение. Употребляется только в данной форме, т.е. следует именно ее считать начальной.
Полезный совет
Не следует путать местоимения с местоименными наречиями. Их сходство ограничивается функцией указания. Такие наречия указывают на признак действия. Поскольку семантически они входят в общие разряды наречий, поэтому не имеют формы падежа, числа и рода.
Источники:
  • начальная форма и разряд местоимения мы

Совет 2 : Какие местоимения относятся к притяжательным

К типу притяжательных относятся местоимения, указывающие на признак предмета или его принадлежность. В рамках этой категории также разделяются еще две группы – личные местоимения и одно возвратное (свой). Первая предназначена для указания на принадлежность к определенному лицу. Например, «твой», «ваш», «наш». А вторая отсылает к одному из трех лиц, которые выступают субъектом речи.
Какие местоимения относятся к притяжательным
Инструкция
1
Примечательно и то, что только 1 и 2 лица обладают специальными словами для выражения принадлежности, а 3 лицо для этого использует форму родительного падежа от исходных «он», «она», «оно» и «они» – «его», «ее» и «их».
2
К морфологическим особенностям притяжательных местоимений относится возможность изменения в трех категориях – рода, падежа и числа. К примеру, следующие цепочки изменений: «мой», «моего», «моему», «моего», «моим», «о моем» и «твой», «твоего», «твоему», «твоего», «твоим», «о твоем». Возвратное местоимение меняется следующим образом: «свой», «своего», «своему», «своего», «своим» и «о своем».
3
Также нужно помнить, что притяжательные «наш» и «ваш» в именительном и винительном падежах образуют схожую краткую форму и нулевое окончание. Они склоняются как качественные и относительные типы прилагательных. К примеру: «наш», «нашего», «нашему», «наш», «нашим», «о нашем» и «ваш», «вашего», «вашему», «ваш», «вашим», «о вашем».
4
Притяжательные местоимения также имеют синтаксические особенности. Их связь с определяемым существительным называется согласованием, где притяжательные местоимения выступают в качестве согласованного определения. Пример: «Я вижу бескрайнее море любви в твоих глазах», «Ее лицо было наполнено грустью» и «Их ребенок очень воспитанный и спокойны».
5
Но как отличить притяжательные местоимения «его», «ее» и «их» от схожих, но относящихся к типу личных? В случае возникновения подобного затруднения нужно помнить, что первый тип характеризуется тремя «моментами»: он отвечает на вопросы «чей?», «чье?», «чья?» и «чьи?» (Пример: «Это был его (чей?) убийца»); притяжательное местоимение всегда является несогласованным определением в предложении; при добавлении какого-либо предлога не возникает начальная «н» («Я спросил его отца» и «Я спросил у его отца»).
6
Личное местоимение также характеризуют три аспекта: этот тип слов отвечает на вопросы косвенных падежей («Она слушала его (кого?) с плохо скрываемым призрением и молчала»); местоимения выполняют в предложении функцию дополнения; если к личному типу добавить предлог, у него всегда появляется начальное «н» («Я спросил его» и «Я спросил у него»).
7
Помня данные правила, можно разобраться во многих проблемных вопросах, возникающих в случае определения типа, к которому относится местоимение. Также довольно частым затруднением является то самое дополнительное «н».
Видео по теме

Совет 3 : Какие местоимения относятся к личным

К личным местоимениям относятся следующие – «я», «ты», «мы», «вы», «он», «она», «они» и «оно», которые в речи и в предложении указывают на определенное лицо или предмет. У подобных слов есть свои морфологические и синтаксические особенности.
Какие местоимения относятся к личным
Инструкция
1
Местоимения «я» и «мы» указывают на говорящего или на группу лиц, в состав которой может входить говорящий. «Ты» и «вы», в свою очередь, сигнализируют об определенном собеседнике, к которому обращаются, или о группе, частью которой является этот собеседник. «Он», «она» и «оно» указывает на определенное лицо, которое не участвует в речи непосредственно, но о котором может идти речь. Местоимение «они», в свою очередь, обозначает группу лиц, не участвующих в речи, но упоминаемых.
2
Личные местоимения не имеют морфологической категории рода и лишены так называемых формальных родовых показателей, но они могут приобретать значение нужного рода, в зависимости от контекста. Примеры: «он мне вообще никогда позвонил» и «она наконец позвонила». Представление о том, что местоимение «он» разделяется по родам на «она» и «оно», в настоящее время считается устаревшим.
3
Характерной особенностью склонения именно личных местоимений является так называемый суплетивизм их основ. Примеры: «я, меня, мне, меня, мной или мною, обо мне», «ты, тебя, тебе, тебя, тобой или тобою, о тебе», «мы, нас, нам, нас, нами, о нас», «вы, вас, вам, вас, вами, о вас», «он, его, ему, его, им, о нем», «она, ее, ей, ее, ей, о ней» и «они, их, им, их, ими и о них». Таким образом, личные местоимения, в отличие от отсутствия рода, все же обладают категорией лица.
4
Теперь о синтаксических особенностях. Чаще всего личные местоимения выступают в предложении в роли подлежащего или дополнения. Пример: «Ты ее не буди так рано, пусть она больше поспит». Но возможно кроме прямого значения употребление и в переносном значении. Так «мы» может фигурировать в значении «я», но обычно как авторское – «мы посовещались и внесли несколько предложений о возможных правках в этой публикации» (в научной и публицистической речи); в значении «ты» и «вы», как выражение сочувствия – «ну и как мы сегодня себя чувствуем?». «Мы» как вельможное или императорское «я» при выражении дополнительной важности – «мы, Николай I, повелеваем настоящим указом». «Ты» довольно часто также заменяется на «вы» при повышенном уважении к собеседнику – «бабушка, как вы себя чувствуете?». «Он» или «она» в предложении обозначает «ты», как выражение некоторого пренебрежения – «я тебя совершенно не понимаю: я одно говорю, а она говорит другое».
Видео по теме

Совет 4 : Какие местоимения относятся к относительным

К категории относительных местоимений в русском языке относятся те, которые указывают на определенные предметы, их признаки, определенное количество. Это «кто», «что», «какой», «который», «каковой», «чей», «кой» и «сколько». Они связывают придаточное предложение с главным и выступают в роли союзных слов.
Какие местоимения относятся к относительным
Инструкция
1
Не стоит путать относительные местоимения с вопросительными, которые являются омонимами первых. Например, в двух предложениях – «на день рождения пришли все те, кто искренне хотел поздравить именинника» и «я записываю в небольшую книжку, сколько денег потратила за неделю» - «кто» и «сколько» являются именно относительными, а в «кто же придет на наш следующий праздник в следующем году?» и «сколько денег ты успел потратить в прошлом месяце?» - это вопросительные местоимения.
2
Две этих группы, в целом, схожи по грамматическим и семантическим особенностям и признакам, но есть и небольшие особенности. К примеру, местоимение «кой» не имеет форму именительного падежа в единственном числе женского рода. Когда это слово выступает в предложении в роли подлежащего, оно склоняется только как притяжательное прилагательное. В свою очередь, местоимения «который» и «какой» могут употребляться в речи и письменности в качестве синонимов: «только с ним я испытала то по-настоящему сильное чувство, которое, как мне раньше казалось, уже давно и навсегда забыла». В других предложения «который» может заменять местоимение «что»: «большое торговое здание, что построили с ноля всего год назад, принимает большое количество посетителей и гостей».
3
В предложении относительные местоимения не имеет определенного «предназначения» и могут выступать в роли самых разных членов предложения. Примеры: «кто не может быть честным в своей жизни, тот не может жить правильно», «вечером на улице было так тихо, и было слышно, о чем говорят соседи по дачному поселку» и «в прошлом году на отдыхе мы сняли отличный номер, окна которого выходили на море и пляж».
4
Обыкновенно некоторые трудности выступают в том случае, если необходимо разграничит союзы и союзные слова, которые выражаются относительными местоимениями. Как правило, такие проблемы актуальны для «что». Если такое слово является местоимением, то оно имеет несколько признаков: так называемую предметную соотнесенность и указывает на определенный предмет, в силу чего его можно заменить существительным; на «что» падает логическое ударение; придаточное предложение трансформируется в вопросительное («мы не знаем, что именно произошло в том доме в тот день» и «что именно произошло в том доме в тот день?»); имеется возможность добавления усилительных частиц; можно поставить предлог перед местоимением.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500