Инструкция
1
Наблюдение является одним из основных методов изучения естественных дисциплин. В начальной школе задания по описанию природы должны быть доступными для понимания ребенка, при этом носить научный характер.
2
Для задания по описанию природы обычно выбирается растение, животное, птица, которые встречаются ученику по дороге домой или в школу, произрастающие или живущие вблизи дома и предлагается пронаблюдать за ними в течение определенного отрезка времени, фиксируя изменения, происходящие с ними в различные времена года.
3
Чтобы упростить ребенку задачу и более четко его сориентировать, необходимо составить и предложить план, по которому необходимо наблюдать за выбранным объектом. Например:
1) Как изменяется питание птиц с приходом зимы?
2) Как смена времен года влияет на их рост и размножение?
3) Оберегает ли птица-мать своих птенцов от дождя и холода? Если да, то как она это делает?
4) Есть ли у птицы-матери «особый язык» для «разговора» с птенцом? И так далее.
4
Подобное наблюдение должно вестись на протяжении длительного промежутка времени. Ребенку необходимо фиксировать все замеченные черты и особенности в отдельной тетради. Итогом проделанной работы ученика должно стать сочинение-наблюдение на основе полученных фактов, с обязательным логическим выводом.
5
В первых-вторых классах ученикам предлагается вести дневники наблюдений за природой, в которых день за днем фиксируется погода и отмечаются связанные с ней явления. В таких дневниках, которые обычно оформляются в альбомах по рисованию, делаются зарисовки, чертятся схемы и таблицы, подбираются и выписываются стихи, пословицы и поговорки, а также народные приметы, посвященные природе и окружающему миру.
6
В третьем классе детям уже по силам решить более сложные задачи. Им предлагается пронаблюдать и написать рассказ о каком-то конкретном явлении или животном (птице). Ребенок способен создать целостное представление о живом существе и подробно описать его внешний вид, повадки и поведение; или рассказать о природных и погодных явлениях (радуге, дожде, процессе появления и опадания листвы на деревьях).
7
Письменные работы также могут быть выполнены по следам проведенных экскурсий в городской парк, ботанический сад, лес, заповедник или на выставку экзотических растений.