Совет 1: Что такое местоимение

Местоимение – это служебная часть речи, которая используется вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Оно не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них или спрашивает о них. В зависимости от выражаемого значения и грамматических особенностей выделяют девять разрядов местоимений: указательные, личные, притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, определительные, неопределенные и возвратное.
Что такое местоимение
Инструкция
1
К личным местоимениям относятся: "я", "ты", "мы", "вы", "он", "она", "оно", "они". Это местоимения-существительные. Они получили такое название, потому что указывают на лица, участвующие в речи. Личные местоимения склоняются по падежам (при этом меняется все слово), изменяются по родам, лицам и числам. Местоимения 1-го и 2-го лица указывают на говорящего ("я", "ты", "вы", "мы"), а местоимения 3-го лица указывают на того, о ком говорят или на то, о чем говорят ("он", "она", "они", "оно").
2
В русском языке присутствует лишь одно возвратное местоимение – "себя". По своему значению оно похоже на суффикс "ся" в возвратных глаголах. Возвратное местоимение обозначает, что действие, выполняемое кем-либо, направлено на само действующее лицо. Местоимение "себя" не имеет лица, рода, формы именительного падежа.
3
Притяжательными местоимениями считаются: "ваш", "наш", "мой", "твой", "свой". Они указывают на признак предмета по его принадлежности. Как и прилагательные, притяжательные местоимения изменяются по падежам, числам и родам (например, "моя куртка", "мои знакомые", "моего стихотворения", "моих друзей" и так далее).
4
Вопросительные местоимения: "что", "кто", "чей", "какой", "который", "где", "сколько", "когда", "откуда", "куда", "почему", "зачем" и другие. Они употребляются в вопросительных предложениях. Способность склоняться по падежам, а также изменяться по числам и родам зависит от свойства того слова, которого они заменяют.
5
Местоимения "что", "кто", "какой", "который", "чей", "когда", "сколько", "где", "куда", "как" и другие являются относительными лишь в тех случаях, когда они используются как союзные слова для связи нескольких простых предложений в сложноподчиненное.
6
Неопределенные местоимения: "некто", "нечто", "некоторый", "несколько", "некогда", "кто-то", "что-то", "кто-нибудь", "что-нибудь", "какой-то", "где-то", "кто-либо", "кое-когда" и другие. Они указывают на неизвестные, неопределенные предметы, свойства, количество. Неопределенные местоимения образуются в результате прибавления частицы "не" к вопросительным местоимениям.
7
Отрицательные местоимения: "никто", "никого", "ничто", "никакой", "ничего", "ничей", "нигде", "никуда", "никогда" и так далее. Используются для указывания на отсутствие предметов, признаков или количества. Они изменяются также как и вопросительные местоимения.
8
Определительными местоимениями являются: "сам", "весь", "каждый", "всякий", "любой", "другой", "иной", "везде", "всюду", "всегда" и др. Они изменяются по числам, родам и падежам, в предложении выполняют функцию определения.
9
Указательные местоимения: "этот", "такой", "столько", "тот", "тут", "там", "туда", "тогда", "оттуда", "поэтому", "отсюда", "здесь" и т.п. В сложном предложении они служат для связи главного предложения с придаточным.
Источники:
  • как это местоимение

Совет 2 : Какие местоимения относятся к возвратным

В русском языке к категории возвратных местоимений относится только одно – «себя». Оно указывает на объект, который равен субъекту. Данную точку зрения разделяет большинство лингвистов, но некоторые, составляющие меньшинство (к примеру, Н.Ю. Шведова), причисляют к этой категории местоимений и еще одно – «друг друга».
Какие местоимения относятся к возвратным
Инструкция
1
«Себя» не имеет таких морфологических признаков, как род и число. Последний признак выражается только синтаксически при помощи формы самого согласуемого слова. Примеры: «Я могу сделать отличный маникюр самой себе», «На день рождения он пожелал самому себе будущих успехов и отличного здоровья» и «Самих себя винить в этом не стоит» или «Я всегда считала саму себя очень красивой», «Даже близкие всегда считали, что он был сам себе на уме», «Когда они узнали о будущем ребенке, то не помнили сами себя от счастья».
2
У «себя» нет формы именительного падежа в единственном числе и множественного числа. Косвенные падежи этого местоимения образуются при помощи тех же окончаний, что и различные формы личного местоимения «ты». В свою очередь, у местоимения «друг друга», которое некоторыми лингвистами относится к возвратным, при склонении меняется вторая часть, причем так же, как и существительное. Склонения: кроме формы именительного падежа, остальные «себя», «себе», «себя», «собой» или «собою» и «о себе», и второе местоимение так же без формы именительного падежа, а далее – «друг друга», «друг другу», «друг друга», «друг другом», «о друг друге».
3
Причем определенные падежные формы «себя» закрепились и в ряде фразеологических сочетаний: «В их компании мне было как-то не по себе», «Ну ничего себе!», «На той вечеринке было так себе», «Он себе на уме», «Живет сам по себе» и «Она не в себе». Нашла свое отражение во фразеологии и форма творительного падежа «собой». Примеры: «Конечно, это само собой разумеется» и «Нужно быть самим собой». Также очень устойчивый характер приобрела эта форма при характеристике человеческой внешности. Примеры: «Она хороша собой» и «Собою он писанный красавец».
4
В предложении «себя» чаще всего выступает в роли дополнения, немного реже – в качестве обстоятельства. Примеры: «Он воздвиг сам себе памятник еще при жизни» и «Он постоянно шарил вокруг себя, как будто что-то потерял». Также необходимо помнить то, что «себе» должно отличаться от омонимичной частицы. Возвратное местоимение в этом случае обязательно отвечает на вопрос «кому?» Примеры этого: «Я наконец-то нашла себе занятие по душе» и «Лучше помоги себе сам», которые отличаются от «Он идее себе и не думает ни о чем серьезном» и «Новая книжка этого писателя оказалась так себе».
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500