Совет 1: Как составить положение

Положение — локальный правовой акт, который регулирует правила организации и работы структурного подразделения, например, управления, отдела, службы, бюро. Положение может определять порядок осуществления какого-либо вида деятельности, в частности, охраны труда, оплаты труда, проведения аттестации.

Цель создания положения - разграничить функции, полномочия и ответственность подразделений или урегулировать какую-либо сферу деятельности.
Положение имеет четкую структуру, состоит из разделов.
Инструкция
1
Укажите реквизиты положения: наименование организации, кем и когда утверждено, его порядковый номер, буквенно-цифровой код, заголовок (о ком, о чем).
2
В преамбуле содержатся причины, основания и цели создания документа.
3
Раздел 1 содержит общие положения об отделе: его место в структурной схеме организации, кем и когда создан, какими нормативными документами руководствуется в своей деятельности.
4
Раздел 2 определяет структуру и подчиненность внутри отдела, должностной и численный состав.
5
Раздел 3 закрепляет цели создания и направления деятельности.
6
Раздел 4 детализирует функции подразделения.
7
Раздел 5 - права и ответственность.
8
Раздел 6 - служебные связи. Здесь укажите с какими подразделениями и по каким вопросам происходит взаимодействие отдела.
9
Указать и разработать необходимые приложения: образцы и бланки документов, таблицы значений, показатели.
10
Согласуйте проект со службами, которых касается выполнение положения.
11
Утвердите руководителем организации, заверьте печатью.
12
Введите в действие отдельным приказом, где укажите дату начала и срок действия.

Совет 2: Как разработать положение

В текущей хозяйственной деятельности организации возникает необходимость регулирования какой-либо сферы. Разработать положение – значит определить последовательность действий, порядок осуществления операции. Положение, как любой локальный нормативный акт, распространяет свое действие на всех работников организации, независимо от места выполнения работы (нахождение в командировке, работа в филиале).
Инструкция
1
Определите конкретные цели создания локального акта, на какие отношения будет распространять свое действие.
2
Определите нормативные документы, действующие в данной сфере. Документ не должен противоречить нормам закона. Положение не устанавливает новые правила, оно уточняет содержание законодательных актов применительно к особенностям конкретной организации.
3
Структура положения представляет собой:
- реквизиты документа: сведения о должностном лице, утвердившем положение, его регистрационный номер, буквенно-цифровой код, эмблема организации, дата принятия и введения в действие, название.
- непосредственно текст, который отражает цели и направления деятельности, закрепляет четкие механизмы, компетенцию, права, обязанности, ответственность тех лиц, на которых распространяется действие документа.
- срок действия, порядок его продления, внесение изменений.
4
Оформите приложения к документу. Здесь могут быть утверждены бланки и формы заявлений, структурные схемы, таблицы, коэффициенты.
5
Приложите лист согласования и приказ о введении в действие документа.
Видео по теме
Обратите внимание
Принимая на работу нового сотрудника, необходимо ознакомить его под подпись с положениями, касающимися его работы.
Полезный совет
При разработке положения, можно воспользоваться образцами, размещенными в справочных правовых системах. В основу можно взять положения, утвержденные для государственных органов, бюджетных организаций.
Источники:
  • ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт РФ. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов, утв.Постановлением Госстандарта России №65-ст от 03.03.2003г.

Совет 3: Как составить положение об организации

Положение об организации – документ, на основании которого осуществляется деятельность государственных и муниципальных некоммерческих организаций, которые выполняют свои функции за счет средств соответствующих бюджетов. К ним, в первую очередь, относятся органы власти и управления. Этот документ определяет статус организации, задачи и функции, которые она призвана выполнять, порядок деятельности, права и ответственность. Юридический статус этого документа определен в статье 52 Гражданского кодекса РФ.
Инструкция
1
Определите, какой вид документа необходимо разработать для вашей организации: типовой, примерный или индивидуальный. Типовые и примерные положения разрабатывают подведомственные организации, отделения, филиалы и представительства, одинаковые по значимости в иерархии органов управления и осуществляющие одинаковые виды деятельности. Индивидуальные Положения об организации разрабатываются на основе типовых и примерных.
2
Положение об организации составляйте на стандартных листах бумаги формата А4, предусмотрите в правом верхнем поле первого листа гриф утверждения вышестоящей организацией, он впоследствии должен быть подписан и заверен соответствующей печатью. Напишите под ним посередине название вида документа, оно должно составлять одно целое с заголовком к тексту.
3
В основном тексте документа должны быть разделы, в которых даются общие положения, описываются основные задачи и функции, оговариваются права и обязанности. Права установите в обьеме, который необходим для реализации тех функций, которые возлагаются на данную организацию. Это может быть, например, право на ведение переписки, осуществления какой-либо деятельности, издание нормативной и распорядительной документации, право на запрос информации и выдачу предписаний.
4
В Положении об организации опишите, каким образом осуществляется руководство организацией, ее взаимоотношения с органами власти. Укажите в отдельном разделе порядок контроля, проверки и ревизии документов и мероприятия по реорганизации и ликвидации.
5
Чтобы документ получил юридическую силу, утвердите его в вышестоящем органе управления. Как правило, утверждение положения об организации проводится распорядительным документом вышестоящей организации. Оно также может быть утверждено и непосредственно руководителем этого органа без соответствующего документа.

Совет 4: Как составить структуру организации

Функционирование любой организации определяется ее структурой, поэтому создание предприятия начинается с ее составления. Под этим термином понимается взаимодействие уровней управления и функциональных блоков, а также штат предприятия. Он определяется руководством в соответствии со структурой, утвержденной на определенный период времени. Структура устанавливает состав подразделений, их функциональное взаимодействие и соподчиненность должностей.
Инструкция
1
Ваша задача – составить оптимальную структуру, лучше всего соответствующую целям и задачам организации и внешним факторам, влияющим на нее. Такая структура позволит организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, оптимизировать усилия своих сотрудников и удовлетворять потребности заказчиков продукции, достигать поставленных целей с высокой эффективностью. Поэтому начните работу с анализа деятельности предприятия и тех задач, которые оно будет решать.
2
Разделите всю работу, которую будет выполнять ваше предприятие, на составляющие элементы. Выделите сразу те подразделения, без которых не может функционировать ни одна организация – бухгалтерию, отдел кадров, юридический отдел и административно-хозяйственный отдел. Остальные подразделения, которые будут выполнять отдельные специализированные задания, определите в соответствии с характером работы и специализацией вашей компании.
3
Определите горизонтальные связи между всеми подразделениями – какие из них будут взаимодействовать между собой в процессе производства. Для производственного предприятия традиционным будет такое горизонтальное разделение труда, как непосредственно производство, продажа или сбыт продукции, финансы.
4
Деятельность каждой группы людей, входящих в состав подразделения, должна сознательно координироваться и направляться для достижения общих целей. Значит, установите вертикальные связи между ними, которые будут отражать процесс управления деятельностью каждого отдельного подразделения и всего предприятия в целом.
5
Управление предприятием, вертикальное разделение труда, важная задача, от которой зависит успех деятельности предприятия, достигаемый при этом экономический успех. Продумайте систему оперативного управления и контроля и отразите в структуре предприятия цепочку, позволяющую осуществлять передачу управляющих импульсов сверху вниз.
6
Для этого назначьте руководителей каждого подразделения, определите для каждого из них круг обязанностей и ответственности. Для эффективности составляемой структуры учтите несколько основных принципов: решение одних и тех же вопросов должно быть в ведении одного, а не нескольких подразделений, функции управления должны осуществлять только руководители подразделений, данное подразделение не должно решать те вопросы, которые эффективнее решит другое.

Совет 5: Как составить положение об оплате труда

Положение об оплате труда является локальным актом конкретного предприятия. В положении, как правило, подробно описываются такие процессы, как оплата труда, особенности исчисления и выплаты заработной платы, а также содержатся нормы о системе премирования. Разработка и утверждение положения не являются обязательными, поскольку большинство норм, регулирующих данный вопрос, заранее включены в правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, либо непосредственно в трудовой договор. Тем не менее, если перед вами стоит цель систематизировать информацию об оплате труда в одном локальном акте, составить данное положение будет весьма полезно.
Инструкция
1
Первый раздел Положения об оплате труда именуется «Общие положения» либо «Основные положения». В этом разделе содержится информация общего характера.
В первом разделе целесообразно указать: законы, подзаконные акты, локальные акты, на основании которых осуществляется правовое регулирование процесса оплаты труда; лицо или нескольких лиц, назначенных ответственными за исчисление заработной платы, а также за премирование. Также здесь рекомендуется обозначить круг работников, которые подпадают под действие настоящего положения.
2
Второй раздел называется «Заработная плата». Соответственно в нем детально рассмотрите порядок формирования, начисления и выплаты заработной платы сотрудникам. Укажите систему оплаты труда, размер заработной платы в зависимости от квалификации работника, место и срок выплаты, правила ознакомления работника с расчетным листком и требования к его форме. Если в вашей организации суммы выплат зависят от норм труда, также пропишите их в данном разделе.
3
Третий раздел «Порядок премирования». В этом разделе стоит поместить информацию о видах премий, размерах, необходимых показателях, достижение которых предшествует их выплате. Также указывается круг работников, на которых распространяются положения о премировании и сроки выплаты предусмотренных премий.
4
Четвертый раздел «Прочие условия». Опишите здесь вопросы незатронутые в других разделах в силу своей специфики, например: выплата заработной платы при нахождении в декрете, при потере кормильца, при выходе на пенсию и т.д.
5
Пятый раздел «Заключительные положения» посвящен, как правило, вопросам вступления составляемого положения в силу. Здесь указывается ответственное лицо и место хранения данного документа, а также иная значимая информация.
6
Положение об оплате труда утверждается руководителем организации, о чем делается соответствующая отметка. После того как положение разработано и утверждено, необходимо ознакомить каждого работника с его содержанием под роспись.
Обратите внимание
Стоит помнить, что Трудовой кодекс РФ не предусматривает строгих требований к Положению об оплате труда. Однако перед началом работы все же имеет смысл обратить внимание на содержание глав 20 и 21 данного кодекса. Указанные главы помогут вам определиться с тем, какие именно вопросы следует включить и рассмотреть в положении.

Совет 6: Как составить положение об отделе

Многие, даже не очень крупные предприятия имеют в своей структуре подразделения или отделы, сотрудники которых выполняют определенные однотипные функции, решая при этом задачу, стоящую перед этим подразделением. Положение об отделе – локальный нормативный акт, в котором закреплены функции, права и обязанности данного конкретного отдела и его сотрудников.
Инструкция
1
Положение об отделе регламентирует его ежедневную работу и определяет порядок оценки, контроля и приемки ее результатов, а также ответственность сотрудников данного подразделения. Основанием для положения об отделе служит типовой документ, регламентирующий работу подобных служб в данной конкретной отрасли. Как правило, разрабатывается положение руководителем структурного подразделения или группой его специалистов, согласовывается с бухгалтерией, юристами и кадровиками, а утверждается руководителем предприятия.
2
Положение об отделе оформляйте в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003. Для титульного листа используйте бланк вашего предприятия, на котором должно быть отражено не только полное наименование вашей организации, но и, если имеется, наименование вышестоящей. Напишите на нем также название структурного подразделения, регистрационный номер документа, грифы согласования и утверждения, заголовок документа.
3
Продумайте основные разделы, которые должны быть отражены в структуре данного документа. Обычно, в ней даются общие положения, перечисляются задачи и функции отдела, права и обязанности сотрудников. Завершить текст следует заключительными, обобщающими положениями.
4
В общих положениях отразите статус подразделения, его подчиненность и место в общей структуре предприятия. В нем должен быть прописан порядок назначения и снятия руководителя, его замещения на время болезни и отпуска. Здесь же перечислите порядок зачисления и увольнения сотрудников.
5
Перечислите содержание задач, которые стоят перед отделом, сформулируйте основные направления его деятельности. В разделе функции подробно опишите деятельность отдела, зоны ответственности и степень самостоятельности подразделения в принятии управленческих решений.
6
Составьте перечень прав и обязанностей, которыми необходимо обладать сотрудникам данного подразделения для того, чтобы решать проставленные перед ними задачи.
7
Отдельными пунктами определите порядок действий руководителя отдела и его сотрудников. Перечислите те позиции, за которые несет персональную ответственность руководитель, и те, где ответственность – коллективная. Она должна быть дифференцирована в зависимости от занимаемых должностей и, соответственно, от должностных обязанностей. Определите квалификационные требования к должности руководителя и остальным должностям, в соответствии со штатным расписанием.
8
В заключении отразите порядок взаимодействия данного отдела с другими структурными подразделениями вашего предприятия и условия, обеспечивающие его деятельность – наличие и количество компьютеров, оргтехники, телефонов и т.п.
Полезный совет
К положению рекомендуется приложить листок ознакомления лиц, которые им руководствуются.
Источники:
  • ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше