Совет 1: Как определить свинец

Свинец – 82-й элемент таблицы Менделеева – представляет собою очень плотный, но при этом мягкий, ковкий и легкоплавкий металл тускло-серого цвета. И сам свинец, и сплавы на его основе, а также многие его соединения находят очень широкое применение в самых разных областях промышленности. Это вещество ранее широко использовалось в качестве добавки к моторному топливу, но было снято с производства ввиду исключительно высокой токсичности. Поскольку все без исключения производные свинца ядовиты, вопрос его определения очень актуален.
Вам понадобится
  • - чистая пробирка;
  • - раствор йодистого калия;
  • - уксусная кислота;
  • - спиртовка или газовая горелка;
  • - лед или емкость с холодной водой;
  • - серная кислота.
Инструкция
1
Предположим, у вас есть проба воды. Необходимо установить, содержатся ли в ней растворимые соединения свинца. Как это можно сделать? Существует очень характерная и высокочувствительная реакция, которую по праву можно назвать одной из самых красивых в химии. Она основана на способности свинца вступать во взаимодействие с йодом, образуя малорастворимое соединение PbI2.
2
Перелейте немного воды из этой пробы в чистую пробирку из тугоплавкого стекла, добавьте к ней немного раствора йодистого калия – KI, подкислите несколькими каплями уксусной кислоты (для лучшего протекания реакции).
3
Встряхните содержимое пробирки. Если в воде содержались растворимые соединения свинца, выпадет желтый осадок йодида свинца. Он ничем не примечательный с виду. Но если хорошо нагреть пробирку на пламени спиртовки или газовой горелки (осадок при этом должен раствориться), а потом быстро охладить, например, поместив в лед или емкость с холодной водой, то осадок РbI2 выпадет вновь, только теперь в виде красивых золотистых кристаллов. Это очень эффектное, впечатляющее зрелище, поэтому такую реакцию часто используют в качестве демонстрационного опыта.
4
Как еще можно определить ионы свинца в растворе? Например, с помощью серной кислоты или какой-либо ее растворимой соли. При взаимодействии с ионом свинца Pb^2+ происходит реакция типа: К2SO4 + Pb(NO3)2 = PbSO4 + 2КNO3. Образовавшийся сульфат свинца выпадает в виде плотного белого осадка.
5
Но, например, выпадение такого же с виду осадка – характерная реакция и на барий-ион. Как можно быть уверенным, что это не сульфат бария? Для этого надо провести контрольную реакцию: добавить к осадку раствор сильной щелочи, после чего нагреть пробирку. Если это именно сульфат свинца, то осадок постепенно исчезнет, из-за образования растворимой комплексной соли. Реакция идет по такой схеме: PbSO4 + 4NaOH = Na2[Pb(OH)4] + Na2SO4. Сульфат бария при таком же контрольном испытании останется в виде осадка.

Совет 2: Как плавить свинец

Свинец сразу распознается по внешним признакам, он достаточно гибок, не ломается, с легкостью плавится под молотком, имеет темно-серый цвет. Он относится к легкоплавким металлам, так как плавится при 327 градусах. В том случае если он находится в сплаве с другим металлом, температура плавления может значительно снизиться или повыситься. Свинец вполне подходит для литейных работ в домашних условиях
Инструкция
1
Достать свинец совершенно не сложно, это можно сделать в организациях, занимающихся утилизацией сырья. Желательно приобретать более чистый свинец. Перед началом плавки свинца, приготовьте форму, в которую будете его заливать. Возьмите старую чугунную кастрюлю, поставьте ее на огонь, кусочки свинца сложите в кастрюлю и держите на огне до тех пор, пока свинец не станет похожим на блестящую жидкость. Следите, чтобы не оставалось мелких кусочков. Если температура, необходимая для плавления свинца, будет превышена, он начнет приобретать красноватый оттенок.
2
В то время пока свинец находится на огне, подготовьте форму для заливки, немного разогрев ее, что позволит избежать частичной или неровной отливки. После этого форму зажмите в тисках, прикрепленных к столу. Для этих целей также существуют специальные струбцины и формы с приваренными ручками.
3
Как только свинец расплавится, соскребите с его поверхности ножом или ложкой весь мусор. Затем большой ложкой зачерпните небольшое количество свинца и осторожно залейте в форму, предварительно поставив ее возле кастрюли, так как он может расплескаться и оставить серьезные ожоги на руках. Люди, постоянно работающие со свинцом, предпочитают разливать его в форму специальной ложкой, имеющей сбоку небольшую выемку.
4
Подождите несколько минут, пока свинец застынет, после этого освободите форму от тисков, откройте ее. Работать лучше в перчатках, так как форма будет очень горячей.
5
Окончательно готовое изделие остынет не менее чем через час. Все издержки из-за неровного прилегания частей формы можно обрезать ножом.
6
Свинец можно добыть и из обычного аккумулятора. Для этого аккумулятор разберите, слив предварительно кислоту и оставив в перевернутом состоянии на один день. После отколите боковые стороны аккумулятора и достаньте свинцовые пластины, которые находятся в резиновых пакетах. Расплавьте их описанным выше способом. А предотвратить поверхностное окисление при плавке поможет древесный уголь - просто посыпьте его поверх свинца во время плавки.
 
Обратите внимание
Несмотря на то, что свинец легко плавится, форму он заполняет хуже, чем другие легкоплавкие металлы.

В холодную форму разливать свинец нельзя, так как он может при соприкосновении с холодной поверхностью дать брызги.
Источники:
  • температура плавления свинца
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше