Совет 1: Как доказать характер оксида

Оксид – химическое соединение, которое состоит из двух элементов. Один из элементов оксида - кислород. По характеру оксиды классифицируются на кислотные и основные. Кислотность или основность можно доказать, зная химические свойства веществ, и подтвердить знания реакциями на практике.
Инструкция
1
Кислотными свойствами обладают оксиды, которые при взаимодействии с гидроксидами образуют соли с водой. Добавьте к исследуемому оксиду основание. Получили соль с водой – оксид кислый. CO₂ + Ba(OH)₂ →BaCO₃↓ +H₂OSO₃ + Ba(OH)₂ →BaSO₄↓ + H₂O
2
Кислотные оксиды образуют с основными оксидами соли. Смешайте с предполагаемым кислотным оксидом заведомо известный основной оксид. Получили соль – оксид кислотный.CO₂ + BaO →BaCO₃↓SO₃ + BaO →BaSO₄↓
3
Кислотные оксиды, взаимодействуя с водой, образуют кислоты. Прилейте в пробирку с оксидом воду, образовалась кислота – оксид был кислый. Если реакция прошла без видимых изменений, опустите в пробирку лакмусовую бумажку. Кислота окрашивает лакмус в красный цвет.CO₂ + H₂O → H₂CO₃ (мгновенно разлагается) → CO₂↑ + H₂OSO₃ + H₂O → H₂SO₄
4
Основными свойствами обладают те оксиды, которые при реакции с кислотами образуют воду и соли. Добавьте в пробирку с оксидом кислоту. Образовалась соль – оксид основной. Na₂O + H₂SO₄→ Na₂SO₄+ H₂OBaO + H₂SO₄→ BaSO₄↓+ H₂O
5
Основные оксиды при взаимодействии с кислотными образуют соль. Прилейте в пробирку с предполагаемым основным оксидом какой-нибудь кислотный оксид, в результате должна образоваться соль.Na₂O + SO₃ →Na₂SO₄CaO + SO₃ → CaSO₄↓
6
С водой основные оксиды дают гидроксиды. Прилейте в пробирку с оксидом воду, слегка встряхните и опустите лакмусовую бумажку. Синий цвет лакмусовой бумаги говорит о том, что в пробирке образовалось основание, соответственно, исходный оксид был основным.Na₂O + H₂O →2 NaOHBaO + H₂O → Ba(OH)₂
7
Амфотерные (переходные) оксиды реагируют как с кислотами так и с основаниями, при этом они образуют соли. Разделите раствор с амфотерным оксидом на две порции. К первой части прилейте щелочь, ко второй добавьте кислоту. Образовались соли – амфотерность доказана.ZnO + H₂SO₄→ ZnSO₄ + H₂O ZnO + 2NaOH = Na₂ZnO₂ + H₂O

Совет 2: Как доказать амфотерность

Все сложные вещества в реакциях проявляют разную природу поведения: либо кислотную, либо щелочную. Однако существуют вещества, природа поведения которых в различных реакциях при различных условиях изменяется. Такие вещества называются амфотерными, т.е. в реакциях они проявляют как кислотные, так и основные свойства.
Вам понадобится
  • Типичные основания, например гидроксид натрия и типичные кислоты, серная и соляная кислоты.
Инструкция
1
Амфотерными могут быть только сложные соединения, такие как оксиды и гидроксиды. Оксиды – сложные вещества, имеющие в своем составе элемент металла и кислород. Амфотерными являются только оксиды, образованные соединением кислорода и переходных металлов, которые проявляют валентность II, III, IV. Они реагируют с сильными кислотами, образуя при этом соли этих кислот.
Например, взаимодействие оксида цинка и серной кислоты: ZnO + H2SO4 → ZnSO4 + H2O. В ходе этой реакции катион водорода, освободившейся из молекулы кислоты, соединяется с молекулой кислорода, высвободившейся из молекулы оксида, образуя тем самым среднюю соль сульфата натрия и воду.
2
При взаимодействии с кислотами, (не только с кислотами, но и вообще в кислой среде) подобные оксиды проявляют свои щелочные (основные свойства). Кислотные свойства доказываются, наоборот, взаимодействием со щелочами. Так, например, тот же оксид цинка, но уже с сильной щелочью натрия, дает соль диоксоцинкат натрия (II): ZnO + 2NaOH → Na2ZnO2 + H2O.
3
Гидроксиды – сложные вещества, образованные соединением металлов с гидроксильной группой ОН. Амфотерными являются только гидроксиды, которые при взаимодействии с кислотами проявляют свойства щелочей, а в реакциях с щелочами ведут себя подобно кислотам, т.е проявляют двойственные свойства.
4
Подобно оксидам, в состав амфотерных гидроксидов входят переходные металлы с валентностью II, III или IV. Реакции взаимодействия подобных гидроксидов являются обратимыми. Ход реакции зависит от природы металла, рН среды и от температуры (при увеличении температуры равновесие смещается в сторону образования комплексов). При реакции гидроксида цинка и бескислородной хлороводородной кислоты происходит обычная реакция нейтрализации, т.е. в результате образуется средняя соль и вода: Zn(OH)2+2HCl=ZnCl2+2H2O.
5
Характерный признак того, что в реакции принимает участие амфотерное соединение, – это выпадение малорастворимого белого или бурого студенистого осадка, который не разлагается даже при нагревании.
Видео по теме
Обратите внимание
Будьте внимательны, нагревая реактивы - некоторые реакции могут протекать со взрывом.

Совет 3: Что такое оксиды, гидроксиды и соли

Одними из основных в химии являются 2 понятия: «простые вещества» и «сложные вещества». Первые образованы атомами одного химического элемента и подразделяются на неметаллы и металлы. Оксиды, гидроксиды, соли - это классы сложных веществ, или химических соединений, состоящих из атомов разных химических элементов.

Оксиды

Это сложные химические вещества, бинарные по составу, так как состоят из двух компонентов, один из которых кислород в степени окисления -2. Номенклатура строится из слова «оксид» и названия элемента, который входит в состав это вещества. По химическим свойствам могут быть солеобразующими и индифферентными (не образующими соли). К первым можно отнести кислотные (оксиды фосфора, серы, углерода), основные (кальция, меди) или амфотерные (цинка, алюминия). Индифферентные оксиды не проявляют упомянутые выше свойства и ранее назывались безразличными. Однако они тоже могут вступать в химические реакции. Среди таких оксидов, например, оксиды азота.

Большинство кислотных оксидов представлены газами, некоторые жидкостями, в их составе неметаллы. А вот основные чаще твердые вещества, кристаллической структуры, состоят из кислорода и металла. Самый распространенный из оксидов – это вода.
Химические свойства: вступают в реакции с кислотами, гидроксидами и водой.

Гидроксиды

К ним относят неорганические вещества, имеющие в составе –ОН (гидроксильную) группу. По классификации схожи с оксидами и делятся в зависимости от химических свойств на кислотные, основные и амфотерные. Растворимые в воде гидроксиды называют щелочами, они имеют самый низкий рН и состоят из одновалентного металла и –ОН-группы. С увеличением числа гидрокси-групп и валентностью металла растворимость падает, а значение рН повышается.

По физическим свойствам гидроксиды твердые. Применение гидроксидам находят в производстве извести, аккумуляторов, мыла. К примеру, при использовании КОН мыло будет жидким, а если взять NaOH, то твердым. Химические свойства: с кислотами образуют соли, с солями же реагируют только при летучести или нерастворимости продукта.

Соли

Это также сложные соединения, в их состав включены атом металла и кислотный остаток. Образуются они реакциями нейтрализации (взаимодействие кислоты и основания с получение соли и воды). Если в молекуле кислоты один из ионов водорода замещен на металл, то соль считается кислой, а если это происходит с гидрокси-группой, то соль основная. По физическим свойствам они твердые кристаллические вещества.

Самая известная соль – NaCl. Применяется практически повсеместно в пищевой промышленности и является неотъемлемой частью рациона человека.

Химические свойства: взаимодействуют с сильными кислотами, со щелочами образуют нерастворимую соль или основание, более сильные металлы (в электрохимическом ряду) вытесняют из них слабый металл, при нерастворимости одного из продуктов соли реагируют с солями.
Обратите внимание
Некоторые оксиды относятся к классу несолеобразующих, такие оксиды не реагируют ни с кислотами, ни с основаниями (NO, N₂O).
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше