Совет 1: Как получить мицелий из гриба

Малоизвестные микроскопические и обычные лесные грибы объединяет то, что для них необходимо готовое органическое питание. Всасывание из субстрата питательных веществ происходит через мицелий (грибницу). На мицелии при благоприятных условиях образуются плодовые тела. Существует специальная технология получения мицелия.
Вам понадобится
  • - пивное сусло;
  • - агар-агар;
  • - пробирки;
  • - ватно-марлевые пробки;
  • - горелка;
  • - стальная проволока;
  • - пробки;
  • - перекись водорода;
  • - шампиньонный компост;
  • - банка с металлической крышкой;
  • - автоклав.
Инструкция
1
В качестве питательной среды рекомендуется использовать сусло-агар. Чтобы его приготовить возьмите литр пивного сусла (8° по Баллингу) и добавьте 20 граммов агар-агара. Варите до полного растворения. Горячим разлейте сусло-агар по пробиркам, заполняя их на 1/3 объема. Закройте ватными пробками и стерилизуйте 30 минут при давлении 1,5 атмосферы и температуре 101°С. По завершении стерилизации установите пробирки на столе, сильно их наклонив. Среда должна не доходить до пробки 4 см, и, застывая, иметь большую поверхность.
2
Когда среда застынет, в стерильных условиях внесите часть плодового гриба или споры в пробирку. Сделать это можно с помощью стальной проволоки или вязальной спицы, конец которой нужно загнуть на 10 см и сточить. Перед применением ее нужно прокалить над огнем. Разломите гриб пополам и из верхней доли ножки вырежьте спицей кусочек ткани гриба. Окуните его в перекись водорода. Затем, держа пробирку со средой над пламенем горелки, откройте ее и поместите на среду кусочек ткани гриба.
3
Обожгите пробку над огнем и закупорьте ею пробирку. Ни в коем случае не кладите пробку на стол, а придерживайте мизинцем. На время зарастания положите пробирку в термостат или в темное место, где температура воздуха 24°С. Через две недели грибница освоит питательную среду, и ее можно будет размножать дальше.
4
Чтобы приготовить компостный мицелий, который используется при выращивании шампиньонов, возьмите шампиньонный компост (уже готовый) и по технологии, описанной выше, поместите его в трехлитровую банку. Заполните банки на 2/3 , уплотните субстрат. В центре компоста сделайте отверстие Ø 3 см.
5
Проделайте такое же отверстие в металлической крышке и закатайте ею банку. Вставьте в отверстие ватно-марлевую пробку. Стерилизуйте банку в автоклаве при давлении 2 атмосферы в течение 2-х часов. Поместите субстрат остывать до 24°С в стерильное помещение. Когда остынет, внесите в банку выращенную на питательной среде чистую культуру гриба.

Совет 2: Как сделать мицелий

Мицелий – это грибница, плодоносящее тело грибов, состоящее из тонких нитей, называемых гифами. Развивается мицелий из спор, формирующихся на плодовом теле гриба. Для нужд грибоводства мицелий производят в микологических лабораториях с соблюдением стерильности в процессе приготовления. Сейчас для культивирования грибов используют зерновой мицелий, т.е. выращенный на зерне, но и до того как попасть на зерно, он проходит этап высевания спор и развития маточной культуры.
Вам понадобится
  • 30г овсяной муки (измельчите овсяные хлопья)
  • 970мл воды, 15г агара или 100г желатина, 2 емкости (кастрюли)для варки субстрата и для водяной бани.
  • Стерильные пробирки и ватно-марлевые пробки для них, фольга, инокуляционная петля (из спицы, проволоки длиной 100мм, загнутой на конце и сведенной на нет)или скальпель, бактерицидная лампа, стеклянные бутылки или банки емкостью 1 или 3л, мелкоячеистая сетка или картон для просушки зерна.
  • Зрелый гриб, 10кг зерна пшеницы, 15л воды, большая емкость для варки зерна, 130г гипса, 30г мела.
Инструкция
1
Приготовьте питательный субстрат для посева спор. Возьмите овсяную муку, воду, желатин или агар. Желатин замочите частью воды из взятого объема, когда разбухнет – разогрейте на водяной бане. Овсяную муку проварите с оставшейся водой в течение часа, профильтруйте. Соедините овсяный «кисель» с желатином (если взяли агар, то "кисель" кипятите до полного растворения агара).
2
Разлейте жидкий желатиновый (агаровый) субстрат по пробиркам (заполняя 2/3 объема). Закройте ватно-марлевыми пробками. Стерилизуйте в течение получаса на водяной бане. После стерилизации установите пробирки наклонно, чтобы за счет этого увеличить площадь субстрата, получится так называемый скошенный субстрат.
3
Когда субстрат остыл, возьмите зрелый гриб, инокуляционной петлей или скальпелем срежьте кусочек пластинчатой спороносной ткани и поместите на поверхность субстрата. Закройте той же пробкой, сверху оберните фольгой. Поместите пробирки в темное теплое (+24°С) место. Через две недели мицелий полностью разрастется на приготовленной среде и будет готов к дальнейшему разрастанию. Вы приготовили маточную культуру мицелия. По разным источникам, она может храниться при температуре +1+2°С от 4 до 12 мес.
Пластинчатая спороносная ткань гриба
4
Чтобы перейти к следующему этапу и получить зерновой мицелий, возьмите одну часть зерна (пшеница, ячмень) и полторы части воды, например, 10 кг зерна и 15 л воды. Зерно следует проварить на слабом огне до мягкости. Время, опять же, по разным данным, колеблется от 15 мин до 1 ч. Это объясняется тем, что для шампиньонов следует варить зерно дольше, чем для вешенки. Следите за тем, чтобы зерно не разварилось.
5
Просушите сваренное зерно любым доступным способом – на мелкоячеистой сетке, на чистом полотенце, на картоне, можете использовать комнатный вентилятор, - распределив его слоем в 2 - 3 см. Добавьте к зерну 1,3% гипса и 0,3% мела (в нашем примере – 130 и 30 г соответственно).
6
Заполните зерном любую стеклянную тару (литровые, трехлитровые банки) на ? объема, уплотните субстрат и сделайте в центре углубление диаметром 2,5-3см . Закатайте банки металлическими крышками, сделав предварительно и в них отверстие диаметром 2,5 – 3 см. Заткните отверстие ватно-марлевыми пробками и поставьте банки стерилизоваться в духовку на 2 часа при температуре 120°С. Стеклянную тару помельче можно заткнуть пробкой, обернуть пробку сверху фольгой, поставить в кастрюлю с водой и кипятить в течение двух часов два раза, с интервалом в сутки.
7
Осталось последнее – пересадить маточную культуру на подготовленный зерновой субстрат. Эта ответственная процедура также требует стерильности. После остывания банок с зерном до комнатной температуры вам остается пересадить маточную культуру в зерновой субстрат. Для этого возьмите пробирки, слегка разогрейте их над пламенем, чтобы легко отделить содержимое от стенок. Пользуйтесь инокуляционной петлей для извлечения маточного мицелия. Откройте пробку банки с зерном и аккуратно введите мицелий в заготовленное отверстие. Соблюдая стерильность, закройте банки.
8
После посева банки с мицелием поставьте в теплое темное место (+24°С) до полного зарастания. Скорость зарастания зерна мицелием у разных видов не одинакова. Вешенка освоит новый субстрат за неделю, а шампиньону понадобится в три раза больше времени. Срок хранения мицелия при температуре от +20° до +24°С - 24 часа,от+15° до+18°C - 3 дня, от 0 до +2°С - 2 недели, от -2 до 0 - 1 месяц.
Обратите внимание
Условия должны быть стерильными, скальпель или инокуляционная петля предварительно два раза прокалены над пламенем спиртовки или газовой горелки, открывать стерильные пробирки тоже необходимо над пламенем.
Для обеспечения стерильности кусочки гриба перед помещением в пробирку опускают в перекись водорода.
Зерно не следует высушивать до абсолютно сухого состояния, оно должно стать рассыпчатым и остаться влажным внутри.
Полезный совет
В идеале нужно стерильное помещение, в течение часа обработанное бактерицидной лампой. Вы можете сами сделать микролабораторию у себя дома. Изготовьте герметично закрывающийся ящик с вмонтированным стеклом на верхней крышке. На одной из боковых сторон сделайте два отверстия с рукавами, для рук. Внутрь вмонтируйте бактерицидную и обычную лампы. Поддерживая стерильность внутри микролаборатории, вы можете осуществлять пересев в любом помещении.
Источники:
  • Производство мицелия

Совет 3: Что такое мицелий

Мицелий - научное название грибницы. Он состоит из множества тонких нитей, составляя тело грибов и некоторых бактерий. Функция - прикрепление к субстрату либо размножение. Существует несколько разновидностей мицелия, различающихся по строению.

Строение мицелия

Мицелием называется вегетативное тело грибов и актиномицетов. Актиномицеты – это разновидность бактерий. Мицелий имеет в составе множество очень тонких густо разветвленных нитей, которые называются гифами. Мицелий формируется как в субстрате, в котором обитает организм, так и на поверхности. В естественных условиях мицелий грибов может достигать целых 35 км в длину.

Растет мицелий исключительно за счет деления клеток в области вершины. Грибной мицелий бывает неклеточным либо клеточным. Неклеточный мицелий не имеет перегородок между клетками и сам является одной большой клеткой, имеющей множество ядер. Перегородки между клетками имеются только для отделения органов размножения. Такой мицелий имеется у зигомицетов, одного из отделов царства Грибы.

Клеточный мицелий у грибов характеризуется наличием множества межклеточных перегородок. Каждая клетка может иметь как одно ядро, так и несколько. У актиномицетов мицелий совсем безъядерный, он может или разделяться на клетки, или оставаться цельным. В межклеточных перегородках мицелия имеются простые или сложные поры. Простые встречаются у аскомицетов, отдела царства грибов, представители которого имеют специфические органы размножения.

При сложных порах часто бывают пряжки – выросты в виде крючков, которые соединяются с одной клеткой и подходят к другой. Клетка при этом имеет два ядра. Пряжки важны для клеточного деления. Такое строение встречается у аскомицетов и еще одного отдела – базидиомицетов. Тело базидиомицетов состоит из ложной ткани, образованной на самом деле сплетением гиф мицелия. Мицелий растет только в одном направлении, а настоящая же ткань способна расти в трех. Зато такое плодовое тело многолетнее, а у остальных грибов – однолетнее.

Формы мицелия

Имеется несколько форм мицелия. Мицелий в форме пленок представляет собой плотные плоские переплетения гиф, которые имеют разные размеры. Также различны толщина и цвет. Такой мицелий разрушает и поглощает целлюлозу. Шнуры – это сросшиеся между собой гифы. Они бывают короткими или длинными, сильно разветвлены.

Ризоморфы – шнуры до 5 метров в длину, их составляют плотные нити гиф. Внутри плодовое тело более рыхлое и имеет светлый цвет. Ризоктонии — представляют собой тонкие воздушные шнуры. Склероции — переплетения гиф повышенной плотности. Стромы — плоские плотные срастания с тканью растения хозяина. Они нужны для сохранения спор. Плодовое тело — форма мицелия, необходимая для спороношения.
Видео по теме

Совет 4: Как получить мицелий вешенки

Вешенка – полезный и доступный для выращивания в саду или дома гриб. Перед тем как начать его культивировать, необходимо приобрести или вырастить мицелий гриба. Самостоятельное получение мицелия вешенки – достаточно сложный стерильный процесс.
Вам понадобится
  • - 1 литр пивного сусла (7-8°);
  • - 20 г агар-агара;
  • - несколько свежих грибов вешенки;
  • - пробирки;
  • - вязальная спица или стальная проволока;
  • - оборудование: автоклав, горелка.
Инструкция
1
Приготовьте питательную среду для посева. Самой лучшей является сусло-агар. Для его изготовления возьмите пивное сусло и добавьте в него агар-агар. Смесь варите до тех пор, пока она не станет однородной. Не остужая, разлейте сусло-агар по пробиркам на 1/3 объема, заткните их ватно-марлевыми пробками и простерилизуйте в автоклаве при температуре 101°С и давлении 1,5 атмосферы. После стерилизации пробирки нужно установить в сильно наклонном положении, так, чтобы поверхность питательной среды была максимальной, но не доходила до пробки 3-4 см.
2
Изготовьте инокуляционную петлю, которая необходима для внесения части плодового тела гриба на питательную среду. Для этого возьмите обыкновенную вязальную спицу, загните ее кончик в маленькую петлю и сильно сточите ее. Вместо спицы можно взять кусок стальной проволоки. Перед применением инокуляционную петлю необходимо прокалить над открытым огнем, чтобы избежать заражения питательной среды посторонними микроорганизмами.
3
После того как сусло-агар застынет, внесите в пробирку часть плодового тела гриба. Возьмите хорошую, свежую вешенку, разломите ее пополам и инокуляционной петлей вырежьте кусочек плодового тела гриба из верхней части ножки. Чтобы обеспечить стерильность, окуните его в перекись водорода. Очень аккуратно, держа пробирку над пламенем горелки, откройте ее и поместите кусочек гриба на питательную среду. Заткните пробирку предварительно обожженной на огне пробкой. Во время процесса избегайте соприкосновения пробки, пробирки или инокуляционной петли с какими-либо поверхностями и предметами.
4
Положите пробирки в темное помещение или термостат с температурой 24°С. Через две недели мицелий полностью освоит питательную среду, и его можно будет использовать для выращивания вешенки. Хранить мицелий можно в течение года в темном месте при температуре1-2°С. Через год его необходимо пересеять на свежую питательную среду.

Совет 5: Как вырастить мицелий вешенки

Выращивание необыкновенно полезной и вкусной вешенки (лат. Pleurotus) в домашних или промышленных условиях становится легко осуществимым, если придерживаться определенных правил технологии выращивания этих грибов.
Вам понадобится
  • - солома, лузга подсолнечника или опилки
  • - мицелий
Инструкция
1
Чтобы вырастить мицелий вешенки, обеспечьте в помещении, где будут расти грибы нужные параметры температуры, освещенности и влажности. В отличие от шампиньонов, вешенка не так требовательна к точному соблюдению этих характеристик, но все же оптимальное их сочетание позволит получить больший урожай.
2
Подготовьте субстрат, которым может быть солома, лузга подсолнечника или опилки. Измельчите субстрат до размеров 2-5 см с помощью промышленного измельчителя. В домашних условиях это можно сделать топором. Выращивать грибы можно и на неизмельченном субстрате, но в этом случае увеличивается время проращивания.
3
Теперь проведите термическую обработку субстрата. Для этого солому уложите в мешки (можно полипропиленовые) и опустите их в нагретую до 70?С воду. Чтобы мешки были полностью покрыты водой, поставьте на них гнет. Выдержите мешки с субстратом в горячей воде в течение 3 часов, после чего подвесьте их на 12-15 часов для того, чтобы стекли излишки воды, и остыл субстрат.
4
Следующий этап является очень важным, если вы хотите правильно вырастить мицелий вешенки и получить хороший урожай. Перед засевом мицелия продезинфицируйте всю посуду, которую планируете использовать, а также перчатки, в которых будете работать. Дезинфекцию проводите с использованием раствора формалина. Температура субстрата перед засевом должна быть менее 30?С.
5
Оторвите часть мицелия и равномерно смешайте с субстратом в пропорциях 300 грамм мицелия на 10 кг увлажненного субстрата. Уложите засеянный субстрат в полиэтиленовый мешок и плотно завяжите его. Для того чтобы стекла лишняя вода, сделайте внизу каждого мешка с двух сторон отверстия. В противном случае ваш субстрат может загнить. Упакованные мешки с субстратом, засеянном мицелием вешенки, поместите в инкубатор, в котором поддерживается температура от 18 до 22?С.
6
Во время инкубационного периода, который длится 14-20 дней, температура должна быть стабильной, влажность 70-80%, освещение не требуется. Через 3-4 дня после высева мицелия сделайте с обеих сторон мешка в шахматном порядке на равном расстоянии друг от друга 5-6 вертикальных прорезей: через эти отверстия будут прорастать грибы и они не должны мешать друг другу. Спустя 2-3 недели вы сможете уже собирать первый урожай.
Как вырастить вешенки в домашних условиях
Связанная статья

Совет 6: Как сделать мицелий вешенки

Многие люди любят грибы, но не задумываются о том, что их можно выращивать дома, вместо того чтобы покупать в магазине. Для этого нужно всего лишь освоить несложную технологию выращивания грибного мицелия в домашних уловиях, а полученный урожай можно и использовать самому, и продавать. Начинающий специалист по выращиванию грибов может сделать дома простую лабораторию по выращиванию мицелия вешенки.
Инструкция
1
Подготовьте место для лаборатории – она должна располагаться в чистом помещении с невысокой влажностью не более 70% и температурой от 20 до 24 градусов. Если температура в помещении нестабильна, используйте обогреватель.
2
Регулярно прибирайте помещение, чтобы в нем не было пыли, а также избегайте сквозняков. Для работы вам будет достаточно полутора квадратных метров. Для выращивания мицелия используйте пластиковые емкости небольшой глубины.
3
Также вам потребуется регулярное освещение над рабочим столом. Подготовьте для работы 15 пробирок с ватными пробками и штативом для хранения, коническую колбу емкостью 500 мл с пробкой, а также химический стакан объемом 500 мл. Помимо того, вам понадобятся бактериологическая игла, пинцет, скальпель, пипетки, пластиковые чашки петри, электроплита, спиртовая горелка и дезинфицирующие средства.
4
Для формирования мицелия кусочек свежей вешенки помещают в питательную основу из картофельно-глюкозного агара. Следите за тем, чтобы условия, в которых растет мицелий, были стерильными – регулярно прибирайте комнату и дезинфицируйте рабочую поверхность. Все оборудование перед работой с культурой гриба стерилизуйте на горелке.
5
Питательную основу растворите в кипящей воде в колбе, а затем разлейте ее по стерильным чашкам петри, приподнимая крышки. На каждую чашку приходится по 10 мл питательного раствора, который предварительно нужно простерилизовать в пробирках, закрытых пробками и обернутыми фольгой.
6
Пипеткой объемом 10 мл разливайте состав по чашкам, а затем дождитесь ее остывания и вложите в нее кусочки ткани гриба. Перед тем, как нарезать гриб на кусочки, промойте и продезинфицируйте его, а затем разрежьте стерильным скальпелем. Кусочки ткани извлекайте из середины гриба бактериологической иглой.
7
Помещайте в питательную среду по три-четыре кусочка в каждую чашку. Чашки закройте крышками и оставьте на несколько дней в условиях комнатной температуры. В итоге у вас должна получиться чистая культура мицелия в виде белого пуха. Чашки, пораженные плесенью красного или зеленого цвета лучше выбросить.
8
Следующий шаг – это получение грибницы. Для этого возьмите высококачественные злаковые зерна и смешайте их с двумя частями воды. Прокипятите зерна 15 минут, высушите и смешайте с 1,3% гипса и 0,3% углекислого кальция.
9
Заполните бутылку зернами на две трети и простерилизуйте. В каждую банку положите три кусочка питательнйо среды с мицелием. Через три недели мицелий разрастется.
Как выращивать вешенки на участке
Связанная статья
Как выращивать вешенки на участке
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше