Совет 1: Как сделать басню

Басня – легкое и интересное произведение. Среди известных баснописцев имена Эзопа, Лафонтена, Крылова. В наши дни по их стопам пошли Михалков и Хазанов. Несмотря на то, что создавались басни в разные века, их содержание актуально и в настоящее время.
Как сделать басню
Вам понадобится
  • Наблюдательность, чувство юмора
Инструкция
1
Басня – это краткое сатирическое произведение в стихах, похожее своими чертами на притчу и аполог. Так как басня прежде всего сатира, значит нужно что-то высмеивать. Определите, какой порок вы будете изображать в своем творении. Например, во всем известной басне Крылова «Ворона и лисица» высмеивается лесть и её воздействие на человека. А в басне «Мартышка и очки» - невежество и безграмотность. Вот и вы выберите отрицательное явление. Оно должно быть негативным не для одного человека, а для всего общества в целом. Эта проблема должна быть понятной каждому читающему и вызвать мысль: «Это мне знакомо!»
2
Если вы заметили, героями большинства басен становятся животные. Это не значит, что баснописцы имеют что-то против медведей или волков. Животные олицетворяют человеческие недостатки, а повадки, присущие животным, становятся дополнительной характеристикой героев. Это необязательное условие для написания произведения, но лишним тоже не будет. Вводя героев в басню, подумайте, кто из них какой образ будет воплощать. Например, в басне «Волк и ягненок» Крылов изобразил не просто животных, а Наполеона и Кутузова и реальную историческую обстановку в стране.
3
Мораль - обязательный элемент басни. Мораль встречается в начале или в конце произведения и подводит итог рассказанной истории. Написав произведение, делайте правильные выводы и выносите в мораль основные идеи. Высмеяли пьянство? Значит и мораль должна говорить об алкоголизме и подчеркивать его негативные стороны. Высмеяли глупость? Значит говорите про глупцов.
4
Строение. И наконец, так как басня – все таки произведение в стихах, позаботьтесь о рифме. Слог должен быть легким, понятным, ритмичным. Читатели должны понимать каждое слово и каждую мысль, сказанную вами. Дерзайте! Пробуйте! Творите!

Совет 2 : Как написать басню

Учителя литературы довольно часто предлагают школьникам сочинить произведение того или иного жанра. Если ученик слушал внимательно и усвоил особенности басни, оды или баллады, он имеет шанс справиться с заданием. Но и тот, кто пропустил урок, может написать басню, если учтет несколько правил.
Придумайте короткий сюжет, соответствуюий морали басни
Вам понадобится
  • - словарь литературных терминов;
  • - словарь рифм;
  • - сборник пословиц;
  • - сборник басен;
  • - лист бумаги;
  • - ручка.
Инструкция
1
Найдите в словаре литературных терминов определение басни. Она может быть написана как в стихах, так и в прозе. Главное отличие от прочих литературных жанров заключается в том, что это нравоучительное или сатирическое произведение, написанное в иносказательной форме. Заканчивается басня обычно моралью. Автор высказывает свою основную мысль коротко и ярко.
2
Начать сочинять лучше всего с финальной части, то есть с морали. Просмотрите сборник какого-либо известного баснописца – например, И. Крылова или С. Михалкова. Обратите особое внимание на последние строчки. Довольно часто в качестве морали используется известная пословица. Ничто не мешает вам поступить точно так же. Вспомните удачную пословицу или найдите ее в сборнике. Подумайте, можно ли ее красиво зарифмовать.
3
Сочините историю, которая может стать иллюстрацией к морали. Героями таких историй нередко бывают животные, но встречаются и люди, и неодушевленные предметы. У Крылова беседуют Ворона и Лисица, животные-музыканты пытаются правильно сесть, Муравей читает нравоучение Стрекозе. Подумайте, какой герой наиболее точно соответствует предложенной вами морали. Очень хорошо, если у потенциального читателя уже сложился какой-то образ данного персонажа: хитрая лиса, трусливый заяц, неповоротливый медведь и т.д.
4
Запишите придуманную вами историю в прозе. Предложения должны быть короткими и понятными. Как и почти в любом литературном произведении, в басне есть завязка, развитие событий, кульминация и развязка, предшествующая морали, только каждая часть состоит всего из нескольких слов.
5
Басню можно и не рифмовать, но стихотворение обычно запоминается слушателю лучше, чем проза. Попробуйте свой прозаический отрывок прочесть в каком-либо стихотворном ритме. Какой именно размер выбрать – дело ваше, жестких правил в данном случае нет. Это может быть и классический ямб, и энергичный хорей, и трехдольные размеры, и дольник. Не исключено, что придется переставить некоторые слова или заменить их синонимами. Но следите за тем, чтобы случайно не исчезли завязка, развязка или кульминация. Рифмы в басне по возможности лучше использовать точные. Они могут быть даже глагольными, что в других стихотворных жанрах нежелательно.
Источники:
  • как составить басню
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500