Совет 1: Что такое бродячие сказочные сюжеты

Бродячий сюжет – это устойчивый комплекс сюжетов и мотивов, составляющих основу произведения, переходящих из одной страны в другую. При этом переходе сюжет адаптируется под реалии страны, видоизменяется. Процесс перехода сюжетов между народностями начался еще в древности.
Что такое бродячие сказочные сюжеты
Инструкция
1
Бродячие сюжеты очень устойчивы и остаются по сути неизменными на протяжении своего путешествия между разными народами. В процессе перехода сюжетов появляются все новые и новые их варианты, но структура их остается неизменной. В каждой стране сюжет видоизменяется в зависимости от национальных особенностей культуры, экономики, политики, социального строя. Основа остается прежней, и соотнести бродячие сюжеты достаточно легко. Особенно яркие примеры бродячих сюжетов дают сказки.
2
Появление бродячих сюжетов в основном связывают с взаимодействием и миграцией народов. В разное время появлялись различные версии происхождения одинаковых сюжетов у разных народов. Их наличие объясняли общим культурным наследством родственных народов, самозарождением одинаковых сюжетов у разных народов мира, заимствованием сюжетов, преимущественно с востока. Элементарные сходные сюжеты могли возникнуть у различных народов независимо друг от друга, поэтому нельзя считать их заимствованными только на основании близкого содержания. Помимо совпадений сюжета, сказки на основе бродячих сюжетов должны содержать совпадения в деталях, например в именах и географических названиях, и общие подробности, незначительные для сюжета.
3
Бродячие сюжеты можно распределить по нескольким тематическим рубрикам. К героическим бродячим сюжетам относят сказки о подвигах героев. К мифологическим или волшебно-сказочным относятся сюжеты о волшебных предметах, птицах и т.д. Сказочно-бытовые рассказывают о явлениях повседневной жизни. Сказки о глупцах, неверных женах являются примерами сатирическо-бытового сюжета.
4
Кристофер Букер в книге «Семь основных сюжетов. Почему мы рассказываем истории?» выделил семь основных сюжетов, использующихся в мировой литературе. Это «победа над монстром» (мифы о Персее и Медузе Горгоне, Тесее и Минотавре), «из грязи в князи» («Гадкий утенок», «Золушка»), «приключение» («Одиссея», легенды о короле Артуре), «туда и обратно» (сказки о младшем сыне, отправившемся на поиски счастья), «комедия» (бытовые сюжеты о неверных женах, плутах), «трагедия» (миф об Икаре, легенда о Фаусте) и «воскресение» («Спящая красавица», «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева»).
5
Наиболее ярким примером бродячего сказочного сюжета является «Золушка». Существует несколько сотен версий этой сказки. Сюжет зародился в Индии, а в Европу пришел в Средние века. Сейчас «Золушка» известна в основном в немецком варианте и в варианте Шарля Перро.
Ваши деньги должны работать на вас!
вклад на выгодных условиях
Возможность вернуть до 260 000 рублей
Если вы решили взять ипотеку
Карта с большими бонусами
Дебетовая карта
Настроить автоплатежи просто
настройка автоплатежей за пару минут
Видео по теме

Совет 2: Что такое фольклор

Слово «фольклор» (музыкальное и литературное устное народное творчество) переводится на русский язык как «народная мудрость». Термин нам «подарил» староанглийский язык, что является отличием этого слова от многих других, «обязанных» своим происхождением латинскому и древнегреческому. И, пожалуй, никто не станет спорить с тем, что это название полностью соответствует содержанию: в фольклорных произведениях отразились народные традиции, опыт и взгляды наших предков на окружающий мир, то есть на самом деле здесь собрана и передана нам, потомкам, вековая народная мудрость.

Что такое фольклор
Фольклор - это песни и танцы, легенды, былины и инструментальные наигрыши, у которых нет автора: они ведут «устный образ жизни», передаваясь от одного исполнителя к другому и при этом зачастую видоизменяясь. И случается, что вариации одной и той же песни, почерпнутые собирателями фольклора в разных источниках, значительно отличаются друг от друга.

Тем не менее даже человек, не знакомый с фольклористикой, никогда не спутает русскую народную песню, например, с грузинской или казахской, ведь каждая из них родилась у определенного народа с лишь ему присущими бытом, историей и обрядами. Именно поэтому фольклорные произведения неповторимы, например, только в русском народном творчестве есть былины, в украинском - думы и т.д.

А теперь немного истории. В древнем мире словесное творчество рождалось из религиозных и мифических взглядов человека, было связано с его трудовой деятельностью и несло в себе истоки будущих научных знаний. Обряды, с помощью которых наши далекие предки пытались влиять на окружающий мир и на свою судьбу, проводились в сопровождении заклинаний и заговоров, деревьям, воде, ветру и другим «представителям» природы посредством слов передавались просьбы или высказывались в их адрес угрозы. И постепенно словесное творчество выделилось в самостоятельный вид искусства.

В античном и средневековом мире появляется героический эпос, а также легенды и песни, несущие в себе религиозные верования. Чуть позже народ начинает складывать исторические песни, рассказывающие о реальных событиях и прославляющие героев. Социальные изменения в общественной жизни и развитие промышленности влекут за собой рождение новых жанров. Так, в русском фольклоре появляются солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

И в заключение стоит отметить, что одни фольклорные жанры «производят на свет» новые произведения, а другие, хотя и продолжают существовать, – нет. Например, и сегодня звучат частушки, анекдоты и поговорки, автор которых – народ. А вот новые народные сказки и былины не появляются, рассказываются лишь старые.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500