Инструкция
1
Возьмите Краткую литературную энциклопедию и ознакомьтесь с понятиями «сюжет», «фабула», «композиция», «художественное пространство», «художественное время».
2
Под сюжетом принято понимать структуру соотношений и связей мотивов и образов, которая представляет собой общую конструкцию художественного произведения. Внутреннее ядро сюжета неизменно. Соотношение всех звеньев сюжета подчинено единой закономерности: герой преодолевает метафизическую (или реальную) границу.
3
Сравните, например, сюжеты «Отелло» Шекспира и «Маскарада» Лермонтова: и в том, и в другом случае ревнивый муж убивает жену. Это жизненная ситуация, которая не может быть заимствована: герой нарушает законы общества. Однако в отличие от лермонтовского Арбенина, сознательно бросающего таким образом вызов миру и обществу в лице своей жены Нины, шекспировский мавр действует совершенно по другим мотивам. Им движет внутренняя несостоятельность достигнуть идеала, как бы сейчас сказали, заниженная самооценка. И дело здесь вовсе не в различии эпох. Это уже вторичные элементы сюжета. Ведь и Отелло, и Арбенин могли бы прекрасно существовать и в другие времена.
4
Обратите внимание, что даже в таком, казалось бы, абсолютно безсобытийном произведении, как «Старосветские помещики» Гоголя есть сюжет. Сюжет здесь развивается и в сознании автора, как бы пересекающего границу между Новым светом и Старым и вспоминающего среди модной толпы двух стариков, и в сознании персонажей, воспринимающих обыденные с точки зрения другого человека события, как предвестие близкой кончины (то есть тоже перехода «за грань»).
5
Более того, структура художественного текста предполагает и развитие сюжета в сознании читателя. Ведь текст содержит множество слов-символов, явно или неявно отсылающих к другим текстам. Сюжет возникает в момент «преодоления» читателем границ между различными текстами. Поэтому для понимания художественного произведения так важна подготовленность читателя к восприятию текста.