Совет 1: Что такое авторская ремарка

Слово «ремарка» в переводе с французского означает «примечание», «пометка», «замечание». В литературе это элемент повествования, не являющийся частью сюжета.

Зачем нужна ремарка

Задача ремарки – уточнить, что происходит с героями, как меняется окружающая их обстановка и т.д. Это один из композиционно-стилистических приемов, которыми пользуется автор, чтобы сделать повествование более ярким и образным. Ремарка может быть напрямую связана с сюжетом или иметь к нему косвенное отношение. Наиболее яркие примеры авторских ремарок можно найти в драматических произведениях. Это, например, написанные в начале каждого акта фразы о том, где происходит действие, какие предметы присутствуют на сцене, кто из героев движется в данный момент и т.д. Иногда авторская ремарка представляет собой всего одно слово. Например, если речь идет о персонаже, ремарка может выглядеть как «подходит», «засыпает», «отворачивается» и т.д. Бывают и очень длинные ремарки, занимающие страницу или даже больше. Такая ремарка замешает часть сюжета. Она может как подчеркивать основную линию повествования, так и противоречить ей, создавая вспомогательный сюжет.

Формы ремарок

Авторская ремарка, стоящая в начале повествования или его фрагмента, может уточнять обстоятельства места или времени, дополнять данные о происходящих одновременно с основным повествованием событиях. Такие ремарки чаще всего (но не обязательно) встречаются в драматических произведениях. Авторское примечание может также отсылать автора к финалу. В художественной прозе довольно часто встречается другой вид ремарок. Писатель может, например, включить в повествование свои личные воспоминания, связанные с его автобиографией или с событиями, не связанными с основным сюжетом, свидетелем которых он был.

Технические авторские ремарки

К отдельному виду авторских ремарок относятся пояснения, которые довольно часто оформляются как сноски или примечания. Эти пометки могут уточнять самые разные вещи – даты, сведения об исторических деятелях и событиях, о том, откуда автор взял те или иные факты для своего произведения и многое другое.

Ирония и нравоучения

К авторским ремаркам относятся и всевозможные обращения автора к читателям. Яркий пример такой ремарки – мораль в басне, которая не связана с тем, о чем говорилось ранее, но в то же время уточняет сказанное. К этой же форме относится посылка во французской балладе. Автор может обращаться к читателю с нравоучением или иронически. Иногда авторская ремарка провоцирует читателя на то или иное отношение к событиям.

Лирические отступления, флешфорварды и флешбэки

Эти загадочные названия тоже обозначают виды ремарок. Лирическое отступление применяется, чтобы показать эмоциональное отношение автора к описываемым событиям. Флешфорвард отсылает читателя к последующим событиям. Этот вид ремарки довольно часто применяется в исторической прозе. Флешбэк - отсылка к предыдущим событиям повествования. Этот вид ремарки еще называется аллюзией. Иногда автор в эпилоге коротко рассказывает, что произошло с героями дальше. Это тоже авторская ремарка.

Совет 2: Что такое ирония

Когда нашкодившему сорванцу говорят, качая головой: «Ну, ты молодец!», - это ирония. Когда сотруднику, трясущемуся от страха перед дверью начальника, говорят: «Ты герой», - это ирония. И когда глупому человеку, изрекающему банальные истины, говорят: «Умён-умён…», то это тоже ирония. Традиционная ирония является осуждением под видом похвалы. К ее помощи прибегают, когда хотят придать своему высказыванию прямо противоположный смысл, но действуют при этом тонко и даже любезно.
Инструкция
1
Слово «ирония» произошло от греческого eirоnеia – притворство. Ирония есть категория эстетики, ее истоки ученые-словесники находят в традициях античной риторики. Именно оттуда «родом» европейская ироническая традиция нового времени.
2
Существует несколько форм иронии:
- прямая, при помощи которой наблюдается явное принижение человека, явления или события. Способ придания происходящему отрицательного или смешного характера («Ну, ты богатырь…»);
- антиирония, является полной противоположностью иронии прямой. Используя ее, представляется возможным показать объект как нечто недооцененное («Где уж тебе, глупому, переубедить его» - человеку, получившему выговор от шефа);
- самоирония, которая направлена на себя. Как правило, она скрыто наделена положительным подтекстом («Куда уж нам, дуракам, вперед лезть»);
- Сократова ирония – это вариант самоиронии, построенной таким образом, чтобы объект, на который она направлена, самостоятельно вывел для себя закономерные логические выводы и нашел скрытый смысл сказанного в иронической форме. Это очень искусный вид иронии, требующий познаний в логике и тонкой словесности.
3
Существует еще одна форма иронии, которую некоторые ученые возводят в совершенно отдельный вид, поскольку речь идет об ироническом мировоззрении. Речь идет не просто о выражении своих мыслей в определенной форме, а о состоянии души, при котором исключается слепая вера расхожим утверждениям и стереотипам, и когда человек не считает различные «общепризнанные ценности» такими уж значимыми и серьезными.
4
Многие словари в качестве синонимов слову «ирония» дают следующие: сарказм, насмешка, колючесть, ехидство, издевка, язвительность, осмеяние, насмешливость, стеб. С учетом величия и могущества русского языка, а также множество смысловых нагрузок на одну лексическую единицу (слово), следует все же учитывать, что все эти слова обозначают далеко не одно и то же. Так, сарказм является более жестким типом иронии, язвительность – это, скорее, желчность и издевка, а ехидство – злоба и коварство.
Видео по теме

Совет 3: Что такое фигура речи

Стилистическая фигура - это необычное построение предложений, особый оборот речи, способствующий достижению необычайной выразительности. Она служит средством индивидуализации и широко используется авторами художественных произведений.

Виды стилистических фигур

Стилистическая фигура включает в себя такие приемы, как инверсия, анафора, ассонанс, плеоназм, умолчание, эллипс, риторический вопрос и т.д. Значение таких фигур речи становится понятным только в контексте конкретного художественного произведения. В обыденной речи такие обороты практически не употребляются.

Подробнее о некоторых фигурах речи

Инверсия представляет собой нарушение последовательности речи, которое делает ее более выразительной. Особо часто инверсия встречается в произведениях, написанных в стихотворной форме. К примеру, в стихотворных строках «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль» (К портрету Жуковского) А.С. Пушкин с помощью инверсии сделал акцент на «пленительной сладости» стихов романтика XIX века.

Суть анафоры заключается в повторе одинаковых слов либо созвучий в начале художественного произведения. Очень любил использовать анафору в своем творчестве Ф. Тютчев, С. Есенин, Н. Гоголь и др. Примером могут служить стихотворные строки «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. Есенин).

Ассонанс - это повторение в стихотворном произведении какого-либо гласного звука также с целью усиления выразительности. К ассонансу относят и неточную рифму. В ней созвучны лишь некоторые звуки, в основном гласные звуки под ударением.

Плеоназм, как и ассонанс, относятся к такой стилистической фигуре, как повторение. Однако в данном случае повторяются не звуки, а подобные слова и обороты, таким образом создавая эффект нагнетания. А.П. Чехов в рассказе «Таинственный незнакомец» с помощью плеоназмов выразил растущее чувство вины человека, наступившего на Каштанку: «Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноват».

Фигура умолчания в литературе заключается в недосказанности, оставлении какой-то темы неосвещенной ввиду возникшего волнения и т.д. Причем молчание в художественном мире приобретает особое значение. Издревле оно связывалось с народной мудростью «слово – серебро, молчанье - золото», однако со временем претерпело существенные изменения и могло означать даже какую-то скрытую угрозу. Эта невысказанная угроза ощущается, к примеру, в финальной ремарке «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».

Все стилистические фигуры, так или иначе, связаны с литературным творчеством. Они оживляют художественную речь, позволяют выделить основные моменты в сюжете.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше