Совет 1: Как быстро выучить басню

Школьникам хорошо знакома ситуация, когда им задают выучить басню и рассказать ее на следующий день. В этом случае нужно действовать очень оперативно, используя особую методику заучивания произведения этого литературного жанра.
Вам понадобится
  • - писчие принадлежности;
  • - чистый лист бумаги;
  • - текст басни.
Инструкция
1
Уберите все лишнее со своего рабочего места и наведите общий порядок в комнате. Зачастую посторонние вещи могут только навредить, поскольку не дадут как следует сосредоточиться на заучивании текста. Убрав все раздражающие факторы, вы сможете настроиться морально.
2
Положите перед собой книгу с басней и прочитайте ее очень внимательно от начала до конца три раза. Делайте это вслух. По ходу чтения вам нужно будет выполнить две ключевые задачи. Во-первых, возьмите карандаш и подчеркните ключевые слова в тексте, которые составляют основу содержания басни. Например, если мы возьмем произведение Крылова «Ворона и лисица», то в ней будут следующие «ключи»: сыр, плутовка, пленил, взгромоздясь, дыша, глазки и т.д.
3
Во-вторых, во время ознакомления с содержанием басни, попытайтесь представить образ происходящего в ней. Выстраивайте ассоциативные ряды. Эти два метода помогут запечатлеть содержание басни, как единое целое. Теперь прочтите басню еще раз, останавливаясь на каждой строчке и запоминая слова (форму, время и т.д.).
4
Запишите данную басню на листок бумаги формата А4. Это позволит внедрить в процесс запоминания зрительную память. Также проговаривайте вслух строчки, которые вы записываете. Не пренебрегайте этим пунктом, поскольку он очень эффективен для быстрого заучивания. Чтобы облегчить себе задачу, разбивайте басню на 4 строчки. Сплошной текст гораздо сложней освоить.
5
Перейдите теперь непосредственно к заучиванию. Учите басню только по написанной лично вами версии. Прочтите 3 раза только первую строку и повторите ее вслух, не глядя на лист. После этого прочитайте 1 и 2 строчку вместе и воспроизведите их вслух. Затем – 1, 2 и 3. Поступите таким же образом с каждым четверостишием, пока не освоите все содержание басни.
6
Напишите маленькие шпаргалки с теми ключевыми словами или строчками, которые очень сложно запоминаются. Повторите басню на ночь и расскажите ее еще несколько раз утром. Все эти простые методики помогут вам освоить ее в кратчайшие сроки и рассказать на уроке на «отлично».

Совет 2: Как выучить басню

Басня – не просто художественное произведение, это стихотворное или прозаическое нравоучение сатирического характера. Запомнить басню гораздо проще, чем сухой научный текст, не обладающий ритмом и не содержащий литературных образов.
Инструкция
1
Один из распространенных способов выучить басню – механическое повторение. Он действенен, если ваша память достаточно натренирована для быстрого запоминания. Выучиваете одну строчку, прочитав и повторив ее 3-4 раза. Затем – вторую. После – третью. Когда смысловой отрезок басни выучен, соберите все строчки воедино и повторите несколько раз. Для лучшего запоминания подключите и моторную память, написав басню по памяти от руки.
2
Хорошо запоминаются басни, исполняемые под музыку. Даже если художественное произведение имеет нестихотворную форму, попробуйте подобрать подходящий мотив любой известной песни и напеть эту басню.
3
Дети хорошо воспринимают и вспоминают содержание басни по визуальным образам. Сделайте рисунки, иллюстрирующие литературное произведение, и по ним, повторяя строчки вслух, вы сможете выстроить последовательную цепочку развития сюжета. Можно пойти более простым путем и приобрести книгу с готовыми иллюстрациями, сопровождающими строчки из басни.
4
Чтобы быстрее уловить смысл басни, бывает недостаточно повторить ее много раз, вызубрить. Механические способы запоминания оказываются не всегда эффективными. Басню нужно объяснить. Таким образом туманных, с неясным смыслом, а потому трудно запоминающихся словоформ в произведении не останется, и дело пойдет быстрее. Объясните себе (или ребенку, если вы помогаете выучить басню ему) каждое слово. Например, строчка из басни И.А. Крылова «Вещуньина с похвал вскружилась голова» имеет следующее значение: «вещунья» образуется от слова «ведать», вещуньями называли колдуний, предсказывающих будущее. Считается, что ворона способна предсказывать судьбу, потому в басне автор называет ворону вещуньей.
5
При случае повторяйте разученную басню в течение дня. Выбирайте для этого моменты, когда вы в хорошем настроении, предрасположены к восприятию нового. Читайте наизусть басню с выражением, нарочито театрально. Разрешайте себе напыщенность и преувеличения. Такая игра только закрепит в голове «непослушные» строчки и «запишет» басню в вашем сознании на долгие годы.
Видео по теме

Совет 3: Как быстро выучить произведение

Возможности человеческого мозга почти безграничны, однако редко кто может использовать их на полную. Память хранит огромные объемы информации, но в нужный момент не всегда срабатывает идеально. Поэтому люди и прибегают к некоторым приемам, которые помогают как можно быстрее и качественнее запомнить большие объемы информации.
Вам понадобится
  • Текст произведения, диктофон.
Инструкция
1
Как и в любом деле, в запоминании текста технология зависит от типа материала, который нужно запомнить. Если вы учите произведение, то это либо стихотворение, либо проза. Правда, есть еще драма, но это отдельный разговор. Конечно, для заучивания куда проще стихотворные тексты, так как в них есть рифма и ритм. Для начала откройте стихотворение и прочитайте его несколько раз, обязательно проговаривая вслух. Так у вас будет задействовано сразу три вида памяти: во-первых, вы видите текст, во-вторых, запоминаете, как его нужно произносить, в-третьих, слышите то, что читаете. Возможно, за несколько таких прочтений часть текста уже уложится у вас в голове.
2
Учить начинайте по строкам. Сначала запомните первую, затем начинайте постепенно соединять со второй. Вот как это будет выглядеть на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова:Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит.Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,И звезда с звездою говорит.Сначала запомните строчку «Выхожу один я на дорогу». Для этого несколько раз проговорите ее, а затем повторите, не смотря в текст. Так же и со второй строкой. Затем соедините первую и вторую – сначала читайте их вместе, затем повторите обе, не глядя в текст. Затем соединяйте вторую с третьей. Повторите вместе вторую и третью, а затем первую, вторую и третью вместе. Так постепенно вы запомните строфу. Так же учите и остальные строфы.
3
Если изучение по предложенной технологии идет у вас долго и сложно, возможно, у вас хорошо развита образная память. Старайтесь связывать строки, которые учите, с теми или иными образами. Представьте себе пустынную дорогу, туман, кремнистый путь, который блестит, тихую звездную ночь. Вполне возможно, это вам поможет в запоминании.
4
Попробуйте переписать стихотворение несколько раз. У кого-то такая механическая память развита лучше. Кстати, если вам кажется, что вы уже выучили стихотворение, тоже напишите его, но не заглядывая в текст – проверьте себя.
5
Возможно, стихотворение сможет лечь на знакомую вам мелодию. Попробуйте выучить его, как песню. А можно еще записать его на диктофон и несколько раз прослушать – это поможет, если у вас лучше развита слуховая память.
6
Если вам нужно выучить прозаический текст, то его необходимо разделить на смысловые части. Или даже не совсем смысловые. Прочитайте текст, а в тех местах, где вам интуитивно захочется остановиться, поставьте черточки. Именно по таким кусочкам вы и будете учить.
7
Прозаический текст обязательно проговаривайте с интонацией. Простое зазубривание текста бывает эффективно, но не всегда. Попробуйте помогать себе жестами.
Полезный совет
Вне зависимости от того, какой текст вы учили, на следующий день еще несколько раз повторите его. Может показаться, что вы уже знаете произведение идеально, а на следующий день окажется, что половину вы забыли.

Совет 4: Как написать басню

Учителя литературы довольно часто предлагают школьникам сочинить произведение того или иного жанра. Если ученик слушал внимательно и усвоил особенности басни, оды или баллады, он имеет шанс справиться с заданием. Но и тот, кто пропустил урок, может написать басню, если учтет несколько правил.
Вам понадобится
  • - словарь литературных терминов;
  • - словарь рифм;
  • - сборник пословиц;
  • - сборник басен;
  • - лист бумаги;
  • - ручка.
Инструкция
1
Найдите в словаре литературных терминов определение басни. Она может быть написана как в стихах, так и в прозе. Главное отличие от прочих литературных жанров заключается в том, что это нравоучительное или сатирическое произведение, написанное в иносказательной форме. Заканчивается басня обычно моралью. Автор высказывает свою основную мысль коротко и ярко.
2
Начать сочинять лучше всего с финальной части, то есть с морали. Просмотрите сборник какого-либо известного баснописца – например, И. Крылова или С. Михалкова. Обратите особое внимание на последние строчки. Довольно часто в качестве морали используется известная пословица. Ничто не мешает вам поступить точно так же. Вспомните удачную пословицу или найдите ее в сборнике. Подумайте, можно ли ее красиво зарифмовать.
3
Сочините историю, которая может стать иллюстрацией к морали. Героями таких историй нередко бывают животные, но встречаются и люди, и неодушевленные предметы. У Крылова беседуют Ворона и Лисица, животные-музыканты пытаются правильно сесть, Муравей читает нравоучение Стрекозе. Подумайте, какой герой наиболее точно соответствует предложенной вами морали. Очень хорошо, если у потенциального читателя уже сложился какой-то образ данного персонажа: хитрая лиса, трусливый заяц, неповоротливый медведь и т.д.
4
Запишите придуманную вами историю в прозе. Предложения должны быть короткими и понятными. Как и почти в любом литературном произведении, в басне есть завязка, развитие событий, кульминация и развязка, предшествующая морали, только каждая часть состоит всего из нескольких слов.
5
Басню можно и не рифмовать, но стихотворение обычно запоминается слушателю лучше, чем проза. Попробуйте свой прозаический отрывок прочесть в каком-либо стихотворном ритме. Какой именно размер выбрать – дело ваше, жестких правил в данном случае нет. Это может быть и классический ямб, и энергичный хорей, и трехдольные размеры, и дольник. Не исключено, что придется переставить некоторые слова или заменить их синонимами. Но следите за тем, чтобы случайно не исчезли завязка, развязка или кульминация. Рифмы в басне по возможности лучше использовать точные. Они могут быть даже глагольными, что в других стихотворных жанрах нежелательно.
Источники:
  • как составить басню
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500