Совет 1: Как сформулировать проблему текста

Современная система образования и технология подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку предполагает сочинение по данному тексту. Одним из важных критериев оценки творческой работы является формулировка проблемы.
Как сформулировать проблему текста
Инструкция
1
Внимательно прочитайте текст. Подумайте, над чем рассуждает автор, что его волнует. Помните, что в основе проблемы всегда лежит противоречие, конфликт. По сути, проблема - это предмет обсуждения, некая трудность, предмет спора, полемики.Проблема часто скрывается за поступками и речью героев, фактами биографии, историческими событиями, которые являются как бы иллюстрацией проблемы.
2
Существует несколько типов проблем. Определите, к какому типу относится ваш текст. Философские: развитие общества, место человека в мире людей, поиски смысла жизни.
Социальные: устройство и жизнь общества, создание правового государства, соблюдение прав человека.
Политические: деятельность государственной власти, законы гражданского общества, ужасы терроризма, национализма и шовинизма, причины международных конфликтов и войн.
Нравственные: духовная жизнь человека, взаимоотношения людей (эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, честь и бесчестье, дружба и предательство, интеллигентность и хамство, конфликт поколений).
Экологические: взаимосвязь человека и природы, потребительское отношение к природе, экология культуры, экология языка.
Эстетические: восприятие человеком искусства, воспитание художественного вкуса, роль книги в жизни человека, влияние интернета и телевидения на детей и подростков.
3
Выберите способ формулирования проблемы.Во-первых, ее можно сформулировать своими словами: "Автор заставляет задуматься над актуальной проблемой выбора жизненного пути". Для этой цели можно использовать вопросительные предложения: "Что влияет на формирование личности человека? Какова проблема, над которой задумался автор?".Во-вторых, можно использовать цитирование: "Чем должно быть в нашей жизни телевидение?" - на такой вопрос пытается найти ответ Л.Жуховицкий".В-третьих, можно указать номера предложений из текста, если проблема уже сформулирована автором.
4
Подберите типовые конструкции. - В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) - (какая?) проблема (чего?).
- В предложенном для анализа тексте (кто?) касается (какой?) проблемы (чего?).
- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?).
5
Используйте слова-подсказки.Проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная, злободневная, научная, межнациональная, неразрешимая, до боли знакомая.Проблема (чего?) воспитания, образования, благородства, сохранения родного языка, возрождения личности, толерантности.Автор (что делает?) мучительно размышляет, затрагивает, анализирует, излагает, выдвигает, подробно останавливается.Автор заставляет читателя (что делать?) глубоко задуматься, серьезно относиться к..., по-иному посмотреть на..., оценить собственную позицию, с горечью понять.
6
Теперь вставьте слова-подсказки в типовые конструкции.
Обратите внимание
Не забудьте, что у вас обязательно должны быть:

- слово "проблема" ("вопрос", "задача");
- проблема какая? чего?;
- фамилия автора.
Полезный совет
Запомните!

Проблема (чего?) смысла жизни.

Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Совет 2 : Как найти и сформулировать проблему текста

Совсем скоро выпускников ждет серьезное испытание - сдача экзаменов. Обязательным для всех является ЕГЭ по русскому языку.

        Необходимость  формулировать проблему текста возникает на ЕГЭ по русскому языку при работе над сочинением. Не следует путать проблему в бытовом её понимании с проблемой художественного или публицистического текста. Также старшеклассники часто не различают понятия "тема", "идея", "проблема". Результат - неточная или неполная формулировка проблемы, что  затрудняет выявление авторской позиции, приводит к размытому комментарию, недоказательной аргументации, и, увы, невысокому баллу за сочинение на ЕГЭ по русскому языку.         Для исключения возможности подмены понятий следует хорошо ориентироваться в терминологии.

  1.  ТЕМА - понятие более широкое, общее: предмет изображения, разговора, описания. Например, тема трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" -  любовь,  человеческие отношения, тема научно-исследовательской работы – изучение роли мотива воды в произведениях русских писателей, тема урока – правописание наречий. 
  2.  ИДЕЯ - это, по сути, главная мысль произведения, то, РАДИ ЧЕГО, собственно, автор и поднимает ту или иную проблему. Идея и позиция автора очень близки, ведь речь в обоих случаях идет о том, что волнует автора, что для него важно, о чем он не может не сказать своему читателю.
  3. ПРОБЛЕМА - вопрос, волнующий автора в рамках той или иной темы.

Писателя, обратившегося, допустим,  к теме любви, могут волновать разные вопросы. Безответная любовь - это беда или счастье? Бывает ли вечная любовь? Можно ли полюбить в 14 лет? и т. д. Каждый из этих вопросов может вызвать споры, разночтения. Наличие разных точек зрения по одному и тому же вопросу свидетельствует  о наличии проблемы.

Таких вопросов - проблем в тексте может быть несколько, и на каждый у автора есть свой ответ, свое мнение, своя авторская позиция. Если бы историю о влюбленных писал другой автор, возможно, вопросы были бы другими.

         Таким образом, ТЕМА - о чем произведение. ИДЕЯ - зачем оно написано. ПРОБЛЕМА – вопрос, волнующий автора.

        Чтобы правильно определить проблему, следует помнить несколько важных моментов:

  •   В тексте может быть несколько проблем. Надо выбрать лишь одну из проблем, ту, по которой Вы гарантированно приведете аргументы.
  •  Если проблематика текста понятна (например, текст о войне), ученик часто начинает писать вообще все, что он знает. Такое сочинение, пусть даже грамотное, эмоциональное и в целом хорошее, не получит баллов, так как написано не по критериям.
  •  Если Вы видите в тексте 2-3 проблемы, хорошо понимаете отношение автора к этим проблемам, знаете, как доказать свою точку зрения (а она, как правило, совпадает с авторской), следите за тем, чтобы «не выходить из коридора».

Что это значит? Сформулировали проблему  (она может быть и неглавной в тексте), найдите позицию автора ИМЕННО по этой проблеме (даже если позиция выражена одним словом), подберите аргументы, подтверждающие ваше отношение к ДАННОЙ позиции автора.

 Как работать с текстом? Приступая к сочинению, не забудьте, что проблемы могут быть: по содержанию - экологическими, социальными, нравственными, философскими,  политическими и т.п.,по значимости - актуальными, вечными, глобальными, насущными и т.п.

  1.  Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.
  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
  • Автор считает, что без доверия и уважения невозможно создание крепкой семьи.
  • Автор утверждает, что действительно сильных людей отличает великодушие.
  • Автор уверен, что гением надо родиться, ведь гениальность-дар Божий.

      5. Подумайте и запишите, на какие вопросы отвечают эти авторские высказывания.

  • Без чего невозможно создать крепкую семью? Какую семью мы называем крепкой?
  • Каких людей мы называем сильными? В чем заключается (проявляется) сила?
  • Можно ли воспитать в себе гениальность? В чем природа гениальности?

          Полученный вопрос и является формулировкой проблемы. 

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500