Вам понадобится
  • Текст В. Дудинцева «Я ушел в армию восемнадцатилетним мальчишкой, и было это в тридцать девятом году. Я был беспечным, видел в жизни только яркие пятна. Собственно говоря, я тогда ещё ни о чём не задумывался. Должно быть, потому, что был мал, самоуверен и не видел границ отпущенного нам времени…»
Инструкция
1
Текст В. Дудинцева – воспоминания автора о Великой Отечественной войне, поэтому вступление можно написать такое: «Воспоминания многообразны. Они бывают безрадостными и радующими, беспокойными и приятными, мрачными и светлыми, мучительными и сладостными. Люди предаются воспоминаниям о детстве, о приключениях, о первой любви, о школьной поре, о первом учителе, о старших родственниках. Есть люди, которые не любят возвращаться к прошлому. Но многим чаще всего существенное и хорошее хочется вспоминать обстоятельно».
2
Сформулировать проблему можно таким образом: «Писатель В. Дудинцев анализирует вопрос о роли воспоминаний в жизни человека».
3
Первый пример для комментария к проблеме может выглядеть так: «В целом, текст В. Дудинцева это и есть воспоминания. Личные воспоминания о том, каким он ушел в армию, что познал во время войны и как пронес эти воспоминания через войну. Он вспоминает о радостном чувстве окончания войны и о возвращении к матери. Все эти воспоминания для него как жизненный урок, на котором он познал, что такое мужские слезы и как влияют мысли писателей на людей».
4
Второй пример может быть более подробным: «Самое дорогое для солдата воспоминание – встречи с девушкой. Он подробно описывает место, где они раньше встречались и каким оно стало сейчас, когда он вернулся с войны. Он хотел почувствовать физическую близость, поэтому лег на траву и представлял свою Машу в образе березки.
Увидев надпись на березе, юноша обнял дерево и заплакал. Это были радостные слезы – слезы одновременно воспоминаний и реального будущего. Война, которая стала причиной разлуки с любимой, научила его плакать. Но он не в обиде на нее за то, что она жестко расставила все по своим местам, за такое, казалось бы, недостойное проявление чувств для мужчины. Ведь это слезы счастья – от того, что он жив, что осталась ниточка, которая приведет его к девушке, и что он нашел эту весточку.
Последнее предложение, оформленное многоточием, как будто намекает читателю о том, что автор встретится с девушкой и пусть опять поплачет – теперь уже от полного счастья. Воспоминания о Федоровне, любимой девушке, греют душу мужчины».
5
Авторская позиция может быть оформлена таким образом: «Для автора эти воспоминания важны и дороги. Они всегда вместе с ним. Они о том, как повлияла на него война, как он перестал стесняться своих слез, как начал воспринимать художественные произведения, как встречался до войны с девушкой, как после войны нашел ее след на березке. В этих воспоминаниях автор снова живет теми чувствами, которыми когда-то жил».
6
Следующей частью сочинения должно быть собственное мнение, аргументированное литературным примером: «Я согласна с авторской мыслью о том, что воспоминания играют значительную роль в жизни человека. В качестве подтверждения хочу привести фрагмент из «Повести о настоящем человеке». Воспоминания помогают летчику Алексею Мересьеву преодолевать трудности. С трудом пробираясь по зимнему лесу, голодный летчик увидел, как белка лущит шишки. Он взял шишку и увидел под чешуйкой семечко размером с просяное зернышко. И Алексей вспомнил счастливую картину детства. Во время праздников мать доставала из сундука орешки. Все садились за стол и чистили их. Сама она, налущив побольше, отправляла ядра в рот кому-нибудь из счастливчиков. Алексей радуется таким воспоминаниям. Они успокаивают его, и он опять говорит сам себе: «Ничего, ничего, все будет хорошо…»
7
Завершающая часть сочинения – вывод: «Итак, воспоминания помогают осознать жизненно важные моменты, вдохновляют человека, придают ему силы, наполняют его душу теплом».