Вам понадобится
  • Текст Д.А. Гранина «Я стоял у окна вагона, бесцельно глядя на бегущий мимо пейзаж, на полустанки и маленькие станции, дощатые домики с названиями черным по белому…»
Инструкция
1
Подумайте: о ком и о чем пишет автор. О мальчике, которого Д. Гранин увидел у окна в вагоне поезда. Писатель вспомнил себя в таком возрасте в такой же жизненной ситуации. Стоит задуматься над тем, какую роль играют воспоминания детства для человека: «Гранин Д. поднимает вопрос о роли детских воспоминаний в жизни человека. Такой вопрос возник у автора, когда он стоял у окна вагона и увидел мальчика, который не хотел сидеть в купе и за чем-то неотрывно наблюдал в окне вагона. Автору пришли на память однотипные события из своей детской жизни».
2
Проиллюстрировать проблему можно таким примером с использованием выразительного средства: «Д. Гранин описывает свои детские действия с помощью эпитетов «с жадностью», «завороженный». В детстве он глядел на мелькающие в окне вагона картины, и ему нравилось представлять себя путешественником, охотником или каким-либо животным. Ребенок видел огромные просторы земли, и эти стояния у окна развивали воображение».
3
Вторым примером для иллюстрирования проблемы может служить следующий момент: «Особенно ярким воспоминанием осталась картина из жизни людей. Он увидел, как мужчина с палкой бежал за мальчиком. Автор вспоминает о том, что он почувствовал в то время. Он даже увидел во взгляде мальчика ужас. Он не переставал думать об этом событии. Ему хотелось, чтобы поезд остановился, но этого не происходило, и ребенок был в отчаянии».
4
Можно дополнить этот пример размышлением о том, как автор оценивает свое поведение в детстве: «Именно это чувство отчаяния особенно ценил автор, вспоминая этот случай. Потому что важно не оставаться безразличным уже в детстве. Стремление помочь – самое важное качество человека. Оно зарождается в детстве и не должно затухать в человеке. Какие качества развиваются в человеке с детства, таким он и будет в дальнейшем».
5
Отношение автора к поднятой им проблеме можно понять так: «Сейчас писатель, будучи взрослым, находясь в поезде, смотрел бесцельно на пробегающий пейзаж, и ничто его не волновало. Но детские воспоминания всколыхнули его душу, пробудили в нем эмоции, которые были достаточно сильные. Автор пишет, что он даже завидовал себе маленькому, потому что он ребенком по-особенному воспринимал увиденное. Сейчас он уже не может так непосредственно реагировать на происходящее за окном. Эти детские мечты и тревогу о людях писателю приятно вспоминать».
6
Личное отношение пишущего сочинение можно выразить через читательский аргумент: «Я согласна с автором, что детские воспоминания дороги людям. Они часто помогают посмотреть на жизнь по-другому, поменять свою жизненную установку. Воспоминания детства помогали главному герою «Повести о настоящем человеке» Алексею Мересьеву, когда он раненый полз по зимнему лесу. Они согревали ему душу. Когда он увидел, как белка лущит орешки, он вспомнил свое детское лакомство. Когда он, не чувствуя ног, думал о том, как будет жить дальше, он вспоминал, как впервые в детстве стал на коньки и как радовался первым правильным движениям».
7
Хорошо, если в выводе будет звучать цитата великого человека, соответствующая заявленной проблеме: «Итак, у каждого человека есть яркие и значимые воспоминания детства. К размышлениям о роли этих воспоминаний можно добавить слова писателя Ф.М. Достоевского о том, что «человека делают человеком светлые воспоминания детства».