Вам понадобится
  • Текст Пожедаевой Л.В. «Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде…»
Инструкция
1
Читая текст, заострите внимание на том, что пишет его девушка, в детстве прошедшая блокаду Ленинграда. Она помнит о тяжелых испытаниях и хочет сохранить память о них не только для себя, но и для других. Эта личная история жизни является частью истории нашей страны. Это историческая память, которая должна продолжать жить всегда. Значит, автор ставит проблему исторической памяти.
2
Стоит задуматься над тем, как автор прокомментировал проблему, какие конкретно события описываются и как чувствует себя человек. Это будет первый пример для комментирования проблемы: «Шестнадцатилетняя девушка освежает свою память детскими воспоминаниями о голоде, холоде и страхе. Что испытывала девочка, когда машины ехали по Ладожскому озеру весной по воде? Холодно, сыро, ветрено. Обессилели так, что она не могла даже плакать. Страх, что в любую минуту машину может пойти на дно и что вот-вот появятся немецкие самолеты».
3
Необходимо подумать над выразительными средствами, которые автор использует для более сильного воздействия на читателей: «За коротенькую детскую жизнь она видела и чувствовала столько, что называет себя «малолетней старухой». Этим антонимичным эпитетом автор хочет подчеркнуть количество пережитого страха.
Чувство голода описано с помощью нескольких неполных восклицательных предложений. Эти слова в ее памяти сохранились всех четче».
4
Необходимо написать второе доказательство проблемы, в чем же цель ее воспоминаний, то есть для чего и для кого она вспоминает: «Девушка спрашивает себя, зачем она пишет о страшных событиях.
Она считает, что ее блокадные воспоминания нужны, во-первых, ей самой, возможно, пригодятся они и стране. Для того чтобы ярче отразить свое отношение к исторической памяти, она использует прилагательные-антонимы «маленькой» и большой». Она хочет написать, чтобы не забыть подробности. Но детскую память не считают важной. Поэтому ей даже хочется крикнуть сослуживцам отца, напомнив им не только о блокадных днях, но и во многих местах, где оставались семьи».
5
Авторскую позицию можно определить в тексте по некоторым выражениям, словам, например: «Пожедаева Л. называет свою память «горькой». Этот эпитет ярко отражает ее отношение к событиям. Хоть и страшна и тяжела эта память, она ждет, что ее записи будут востребованы. Хочет, чтобы это были неравнодушные люди. А она постарается хранить эту память всегда».
6
Необходима собственная аргументация – согласие или несогласие с автором. Это может быть аргумент из прочитанного произведения, из кинофильма или из жизни великих людей или пишущего сочинение: «Я согласна с автором написанного. Желание этой девушки сохранить горькие сведения о своем детстве должно стать близким всем людям. Сколько бы лет ни прошло, потомки должны с уважением относиться к людям, которые перенесли эти страдания, выжили и сумели написать о своих страданиях. Известны дневниковые записи девочки-блокадницы Татьяны Савичевой, которая каждый день записывала о гибели близких людей. Сама она выжила, но физически надломленное состояние не позволило ей пожить подольше».
7
В выводе сочинения могут звучать мысли о важности таких воспоминаний для молодого поколения: «Историческая память, общественная, семейная, личная, важна для будущих поколений. Необходимо знать, каким оказалось детство наших предков, что они испытывали. После знаний и появляется в дальнейшем сопереживание.