Вам понадобится
  • Текст М.М. Пришвина «В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение…»
Инструкция
1
Формулируя проблему в тексте Пришвина, нужно понять, что автор рассказывает о том, как один человек помог другому, оказавшемуся в тяжелой ситуации.
Начать сочинение можно так: «Русский писатель ХХ века М.М. Пришвин поднимает актуальную и в наше время проблему оказания помощи».
2
Составляя комментарий, ориентируемся на предложения, которые относятся конкретно к проблеме. Отвечаем на вопросы:
Какой пример приводит автор? За кем наблюдает автор? Как старается помочь?
Комментирование проблемы может выглядеть так: «Автору, будучи во время первой мировой войны военным корреспондентом, пришлось помогать молоденькому раненому солдату, который попросился к ручью. Там юноша, закрыв глаза, вслушивался в журчание ручья и наблюдал за полётом стрекозы. Автор внимательно следил за состоянием раненого и отвечал на его вопросы о том, летает ли ещё стрекоза. Когда больной сказал, что он не видит её, автор испугался, не умер ли он, и сказал, что стрекоза летает. Юноша, поняв, что его обманули, промолчал. Автору стало нехорошо, и, когда он увидел стрекозу, он очень обрадовался».
3
Позиция автора – выражение его чувств.
Отношение автора к поднятой проблеме можно оформить так: «Автор чувствовал состояние раненого, его огромное желание видеть мир природы, ее движение. М.М. Пришвину очень хотелось увидеть радостное выражение лица юноши, хотелось, чтобы ему стало легче, чтобы он выжил».
4
Свое отношение к позиции автора: согласие или несогласие – нужно пояснить. Возможны дополнительные мысли по поводу поведения человека, который хотел доставить радость раненому.
Например, можно написать так: «Чувства автора, который провел совсем короткое время с раненым человеком, мне понятны и близки. Понять желание, настроение, состояние человека, который находится между жизнью и смертью, должен постараться, я думаю, каждый человек. Надо учиться понимать других людей, в каком бы состоянии они ни были, уметь сочувствовать и оказывать помощь – придавать больному и физические, и душевные силы».
5
Читательский аргумент № 1– события из жизни одного из героев произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Предложение с аргументом можно построить так: «О том, как больные поддержали врача, рассказывается в «Повести о настоящем человеке». В московском госпитале для военных во время Великой Отечественной войны врач Василий Васильевич на обходе был не такой, как всегда. Он осунулся, заметно постарел, на пороге споткнулся и чуть не упал. Больные узнали, что у него погиб единственный сын, тоже медик, подававший надежду ученый, гордость и радость отца. Точно сговорившись, раненые и больные спешили его порадовать. Все, даже самые тяжелые, в этот день чувствовали себя лучше. Всех сплотило это общее большое горе. Врач удивлялся, почему это именно сегодня на обходе у него такие лечебные удачи. Может быть, он и почувствовал этот зáговор, и, может быть, ему легче стало «нести свою большую, неизлечимую рану». Так люди оказывали моральную поддержку».
6
Читательский аргумент № 2 – сведения о главном герое произведения Б. Екимова «Как рассказать».
Предложение с аргументом можно построить так: «С историей, которая случилась с мужчиной, когда он увидел престарелую женщину, с трудом копавшую землю в огороде, знакомит читателей писатель Б. Екимов в произведении «Как рассказать». Автор описывает чувства Григория, когда он наблюдал за тем, как работа на огороде с трудом давалась тетке Варе: она задыхалась, часто останавливалась. Он узнал, что она живет одна, и предложил товарищу помочь женщине. Тот сразу же согласился. Молодые люди вскопали огород и помогли женщине посадить картофель. Потом Григорий не мог не думать о тетке Варе. Он вспоминал, как ему, сироте, помогали люди. Впоследствии приезд весной во время огородных хлопот стал для Григория радостной традицией».
7
Пишем заключение. Думаем над тем, все ли хотят поддержать человека, нуждающегося в помощи. Какой человек способен на сочувствие и оказание нравственной поддержки?
Заключение в сочинения в формате ЕГЭ может быть оформлено так: «Итак, не все помогают человеку, которому трудно. Оказывают помощь люди добрые, сочувствующие. Такие люди не остаются равнодушными, а поддерживают человека, как могут – морально или материально, что в их силах».