Вам понадобится
  • Текст В.П. Астафьева «Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт…»
Инструкция
1
Внимательно, не спеша прочитайте текст и начните определять проблему, исходя из того, о ком говорится в тексте, каково поведение человека, роль этого человека жизни других людей. В тексте говорится об учителе, который своим интересом к литературе сумел увлечь учеников этим предметом.
Начало сочинения в формате ЕГЭ может быть таким: «Русский писатель ХХ века В.П. Астафьев рассматривает вопрос о роли учителя в развитии личности ребенка. Этот вопрос всегда был насущным и сейчас не теряет своего значения».
2
Комментарий к проблеме пишется по предложениям, которые относятся конкретно к проблеме. Желательно ответить на вопросы:
О чем вспоминает автор?
Как учитель И. Рождественский изменил отношение ребят к русскому языку и литературе?
Каков результат влияния учителя на ученика?
Комментарий в сочинении может быть таким: «В. Астафьев вспоминает школьные годы и то, как учитель пробудил у учеников интерес к русскому языку и литературе. Он поразил ребят увлеченностью родным языком. Чтение дополнительной литературы и самостоятельное творчество способствовали развитию учащихся».
3
Следующая часть сочинения в формате ЕГЭ – позиция автора. Обращаем внимание на то, как В. Астафьев отблагодарил учителя.
Отношение автора к учителю, который помог ему определить жизненный путь, можно оформить так: «Автор текста бесконечно благодарен учителю за то, что он пробудил в нём жажду творчества, и первые рассказы посвятил этому человеку».
4
Дальше необходимо написать о своей позиции к рассматриваемой проблеме. Согласие или несогласие с точкой зрения автора статьи нужно пояснить мыслями о том, в чем нуждается ученик и что учитель должен развивать в ребенке.
Например, эту часть сочинения можно сформулировать таким образом: «Я согласна с автором. Думаю, что каждый учитель может оценивать даже самый маленький успех ребенка. Это вдохновляет ученика. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность, пробуждать веру в свои способности».
5
Пишем аргумент, в котором используем сведения из жизни.
Этот пример может выглядеть так: «Не зря в России существует приз лучшему учителю года в виде пеликана. Об этой птице известна легенда. В долине Нила началась засуха, и от жажды могли умереть птенцы пеликана. Чтобы спасти детенышей, пеликан разорвал себе грудь и напоил их кровью. Вот так эта птица стала символом самоотверженной любви людей, которые отдают себя развитию ребенка».
6
В качестве аргумента с опорой на читательский опыт может быть такой пример: «Федька Материн, один из героев произведения В. Тендрякова «Свидание с Нефертити», вместо того чтобы рисовать геометрические фигуры, набросал портрет Саввы Ильича. В течение урока учитель много раз брал в руки листок и, серьезно хмурясь, разглядывал его. Потом он несколько раз задавал вопрос о том, кто это сделал. Класс молчал. В конце урока учитель похвалил неизвестного ученика, сказав, что он настоящий талант, что он не обиделся на того, кто это нарисовал. Последняя фраза Саввы Ильича о том, что перед талантом преклоняются, поразила учеников. В дальнейшем учитель рисования помог мальчику развить и усовершенствовать художественный вкус и найти свой стиль».
7
Подводя итог, подумайте над тем, чему способствует работа учителя. Найдите значимую цитату о роли учителя и переделайте ее в предложение с косвенной речью.
Рассмотрите пример вывода: «Таким образом, учитель способствует развитию творческих способностей ребенка, учит добру, служению людям, справедливости. Вспоминаются слова известнейшего педагога Ш. Амонашвили о том, что народ планеты «рождается на уроках».