Вам понадобится
  • Текст В. Астафьева «Куда ты прешь? – кричал дежурный по комендатуре города Винницы на сержанта в хромовых сапогах и с портупеей и одновременно отстранял его от барьера…»
Инструкция
1
После чтения текста можно отследить самые важные события и по поводу этих моментов сформулировать проблему. Первое событие – о военном человеке, который отстал от поезда, проявляют заботу окружающие люди. Второе событие – военный человек после окончания войны еще долго может жить воспоминаниями. Считается правильным, что ученик выбирает события так, чтобы к сформулированной проблеме знать аргумент. Это самый главный момент в выборе проблемы: «Писатель В. Астафьев поднимает проблему проявления заботы. Эта проблема всегда актуальна, потому что заботливое отношение людей друг к другу важно в любые времена. Оказывают заботу старшие младшим и наоборот, мужчины женщинам и наоборот, военные гражданским и наоборот, люди животным и наоборот».
2
Начало иллюстрирования проблемы можно оформить следующим образом: «События, описанные в тексте, происходят после войны. Военные люди добирались туда, куда им было надо. Повествование в тексте ведется с использованием личного местоимения «я». Военный человек рассказывает о том, как он отстал от поезда, пришел в комендатуру и, хотя был очень расстроен, но сел у барьера и стал ждать».
3
Необходимо обратить внимание на то, какой человек проявляет заботу о солдате. Не забудьте в Ваше рассуждение включать информацию о выразительных средствах, которые Вы найдете в тексте: «Дежурный похвалил его перед другими за терпение, за то, что он по-прежнему соблюдает военную дисциплину, расспросил о ранениях. В диалоге автор использует специальную лексику, отражающую уважительное, восторженное и заботливое отношение к человеку, который до сих пор соблюдает дисциплину – «орел», «фронтовик-страдалец».
Рассказчик не ожидал такого отношения к себе, потому что как бывший солдат он чувствовал свою вину из-за того, что отстал от поезда. Потом дежурный объяснил ему, куда его отправят в ближайшее время, успокоил его по поводу того, что поезд ему все равно не догнать, определил его на ночевку, предложил отсыпаться и добавил о том, что если тот надумает гулять по городу, часовой пропустит. Такое поведение явно говорило о проявленной к солдату заботе».
4
Читая текст, можно обнаружить еще одно проявление заботы к военному: «Военного покормили. Он взял книгу, пошел в сквер отдыхать и увидел двух девочек, которые кушали вишню, доставая ее из пакетиков. Это были детишки, пережившие войну, и они видели, в каком состоянии военный. После не покидающих его военных воспоминаний ему понравились эти девочки из уже мирной жизни. Он был рад им. Девочки угостили его ягодами, а потом одна из них, наклонившись к нему, сказала, чтобы он не грустил, ведь война уже кончилась.
Описывая сестричек и их поведение, автор использует такое выразительное средство, как просторечные слова, например, «мордашки». Рассказчик видит, какие они худенькие. Он хочет отблагодарить ребятишек, но не знает чем. То, что он прижимает их к себе и говорит слова благодарности, характеризует рассказчика как доброго человека, такого же заботливого, как и они».
5
Главную авторскую мысль можно сформулировать так: «У читателя создается впечатление, что сочувствие и заботливое отношение сохранились в советских людях, которые прошли через многочисленные военные испытания. Такую мысль хотел выразить писатель В. Астафьев».
6
В собственном отношении к проблеме ученик может выразить эмоции по поводу поведения людей: «Меня особенно удивило поведение девочек, которые увидели в военном такого человека, который еще не мог осознать, что уже мир, что нужно радоваться. Непосредственная детская радость и одновременно детская мудрость, забота о совершенно чужом человеке, наверное, поразят любого читателя».
7
Для продолжения собственной позиции можно взять читательский пример: «Ярким примером проявления заботы является поведение главного героя рассказа Б. Екимова «Как рассказать…». Григорий помог незнакомой немощной старушке вскопать огород и посадить картофель, а потом уехал. Потом он просто чувствовал, что ей нужна помощь. И он каждую весну приезжал к ней и помогал, но никому не рассказывал настоящую причину поездки».
8
В выводе можно отразить важность проблемы: «Итак, заботливое отношение друг к другу в любое время очень важно в жизни всех людей. Каждый должен об этом задуматься».