Совет 1: Как определить основную мысль текста

Умение определять основную мысль текста относится к числу важных учебных умений. Ведь от него зависит скорость понимания и качество усвоения текста. Все возрастающий объем информации заставляет работать с текстами не только школьников и студентов, но и взрослых людей. Умение быстро выделить основную мысль позволит каждому снизить затраты времени на чтение, и увеличит объем обрабатываемых (читаемых) текстов, а, следовательно, облегчит работу. Для этого понадобится совсем немного – запомнить несколько типовых вопросов, которыми нужно задаваться, читая текст по абзацам.
Инструкция
1
Определите тему текста, отвечая на вопрос: «Что интересует автора текста?» Ответ на этот вопрос приходит легко, как само собой разумеющееся, особенно, если тема отражена в заголовке прямо. Когда же название использует метафору, определяйте тему, читая текст по абзацам. Исходите из того, что тема — это обозначение предмета речи (о чем говорится в тексте, о каких жизненных явлениях, вопросах), а основная мысль – это отношение автора к предмету речи, его оценка изображаемого.
2
Определите, какую задачу ставит автор текста. Задайтесь вопросом, что хотел сказать автор по выбранной теме? Хотел ли он передать информацию, выразить свое отношение к проблеме или акцентировать внимание на злободневной проблеме.
3
Обратите внимание, в чем своеобразие авторского восприятия? Каким образом автор выражает оценку предметам или явлениям, привлекшим его внимание? Освещение круга проблем с авторской позиции и есть основная цель и идея текста.
4
Ответьте на вопрос, почему автор считает именно так? Какие аргументы приводит автор в обоснование своей позиции? Читая текст, обращайте внимание на главные слова в предложениях. Учитывая, что тексты пишут с использованием различных приемов убеждения, гиперболизирования, или художественных приемов создания яркости и образности текста, можно отделить второстепенные слова от главных, несущих смысловую нагрузку. Тем самым упрощается выделение основной мысли.
5
Наконец, определите какие выводы делает автор? Основная мысль в тексте может быть оформлена как некий авторский вывод, к которому автор подводит и читателя. При ответах на вопросы опирайтесь на те речевые средства, которые использует сам автор. Иначе говоря, цитируйте, если вы выполняете учебную или аналитическую работу, это позволит вам не быть голословными. И наоборот, формулируйте основную мысль своими словами – для себя, для ускорения собственного понимания и запоминания текста.

Совет 2: Как определить основную мысль

Определение основной мысли - одно из базовых заданий при работе с текстом. Если вы смогли определить основную мысль правильно, это значит, что вы поняли текст. Основную мысль можно определить "по наитию", неким шестым чувством, которое есть далеко не у всех людей. Но можно значительно облегчить себе работу.
Инструкция
1
Разделите текст на смысловые части. Они не всегда будут соответствовать делению текста на абзацы. Каждая смысловая часть должна рассказывать о своём. Следите за тем, чтобы они не были особо большими, но и делить текст по строчкам тоже нет смысла, тогда вы только с основной мыслью провозитесь столько времени, сколько ушло бы у вас на анализ целого текста.
2
Теперь в каждой смысловой части нужно найти какое-то ключевое предложение. Это предложение, которое в наиболее сконцентрированном виде передаёт содержание текста. Чаще всего такие предложения бывают в начале смысловой части или в конце - это места, которые наиболее запоминаются читателю. Но в особо трудных текстах, сложных для понимания, ключевые предложения могут быть и в середине части.
3
Следующий шаг - найти что-то общее во всех ключевых предложениях, которые вы нашли и выписали. Кстати говоря, это уже тезисный план текста, который может помочь вам при пересказе. Объедините мысленно все эти предложения в цельный текст, и уже в этом тексте найдите самое важное ключевое предложение, в котором наиболее полно отображается смысл текста. Это предложение потом можно видоизменить, развить ту идею, которая в нём выражена и выйти к полному анализу текста.
4
Даже несмотря на то, что можно рационализировать свою работу и пойти вышеописанным путём, вам всё равно придётся проявить творчество. Кроме того, какой-то процент того "шестого чувства", которым обходятся многие люди, вы тоже должны иметь, хотя бы ради того чтобы найти ключевое предложение в смысловой части. Поэтому тренируйтесь, думайте, что хотел сказать автор. Без труда рыбку из пруда не выловишь.
Видео по теме

Совет 3: Как определить идею текста

Идею текста достаточно легко определить после того, как вы прочитаете или прослушаете текст. Либо перед написанием собственной работы на заданную тему. Несколько простых рекомендаций помогут вам без проблем справиться с заданием.
Инструкция
1
Примите во внимание, что определение идеи относится к процессу лингвистического анализа текста. Наряду с идеей при таком анализе в тексте также определяются тема и форма, то есть тип, композиция, стиль и изобразительно-выразительные средства.
2
Обратите внимание на то, что идею текста рекомендуется обозначать перед написанием сочинения на любую тему, при анализе текста, а также при написании специальных работ на тему определения идеи текста или лингвистического анализа в общем. В любом случае, перед написанием сочинения вы должны представлять, какова будет идея вашего текста, поэтому заняться определением идеи собственного произведения рекомендуется перед выполнением работы.
3
Имейте ввиду, что слово «идея» переводится с греческого как «форма, вид, прообраз», на деле означает мысленный прообраз каких-либо явлений, предметов или принципов, который отображает их суть, существенные характеристики. Таким образом, в литературе идеей называют главную мысль произведения, замысел автора или наиболее важная деталь замысла.
4
Для анализа уже существующего текста прочтите или прослушайте произведение с карандашом в руках.
5
Постарайтесь кратко зафиксировать повторы. Обычно при помощи повторов автор концентрирует внимание читателя на каких-либо деталях.
6
Вдумайтесь в текст. Постарайтесь найти ответ на вопрос: зачем он написан? Для чего автор работал над произведением, расходовал свое время и силы? С какой целью было создано произведение? Что хотел сказать автор в этом тексте? К чему он старается нас призвать? Иными словами, на какой проблеме или вопросе писатель хотел заострить внимание.
7
Постарайтесь не путать идею текста с темой. Тема определяется ответом на вопрос: о чем написан текст? Идея, в отличие от темы, может иметь более глубокое значение.
Источники:
  • главная мысль в тексте
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше