Совет 1: Как анализировать рассказ

Рассказ – малый жанр художественной прозы. Его отличительными чертами являются небольшой объем, ограниченное количество действующих лиц и сюжетных линий, узкий круг затрагиваемых проблем. Своеобразие рассказа заключается в концентрированности мыслей и чувств, передаваемых автором через характеры литературных героев. Чтобы анализ рассказа получился качественным и интересным, нужно руководствоваться определенными правилами.
Инструкция
1
Прочитайте рассказ. Обратите внимание на возникшие у вас после прочтения чувства и ассоциации. Запишите кратко мысли, на которые вас натолкнуло это произведение, первое впечатление о героях и ваши собственные выводы по проблеме рассказа.
2
Выделите главную сюжетную линию рассказа. Определите основных и второстепенных действующих лиц. Опишите центральное событие рассказа.
3
Проанализируйте сюжетную схему. В ней должны присутствовать экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Учитывая небольшой объем рассказа, некоторые части сюжетной схемы в нем могут быть представлены в сжатом виде или вообще отсутствовать.

В экспозиции автор описывает ситуацию, предшествующую основному повествованию, обстоятельства и условия, в которых формировался главный конфликт произведения. В рассказе экспозиция – необязательный элемент.

Завязка сюжетной линии представляет собой исток, начало, первое проявление конфликтной ситуации. На завязку в рассказе обратите особое внимание.

Далее следует развитие действия. Развитие сюжета – динамичная часть произведения. Именно в ней автор не только описывает происходящие события, но и дает характеристики героям, раскрывает их личностные особенности.

Наивысшее напряжение сюжета достигается в кульминации. Эта часть является вершиной рассказа, когда события находятся в самой острой точке развития, эмоции накалены, а характеры персонажей максимально открываются.

За кульминацией следует развязка, в которой проблема разрешается. Поведение героев становится полностью понятным. Автор переходит к описанию последствий. В этой части наиболее заметно отношение писателя к его героям.

Эпилог, как правило, содержит краткое описание дальнейшей судьбы персонажей. В рассказе он может отсутствовать.
4
Разберите композицию рассказа. Обратите внимание на последовательность и взаимосвязанность его частей. Отметьте обстоятельства, при которых каждый персонаж вводится автором в повествование и выводится из него.
5
Определите, какие способы объединения внутреннего мира рассказа использует автор. Даже в короткой художественной прозе важное место занимают описания внешности персонажей, интерьеров, пейзажей.
6
Изучите способы изображения сюжета, которыми пользовался автор. Это может быть монолог, внутренний монолог, диалог, повествование от третьего лица и т.д. Также найдите в тексте места, где автор выражает собственную точку зрения. Отметьте, как именно он делает это – от собственного лица, через любимого персонажа или путем намека, неочевидного вывода.
7
Проанализируйте образы главных действующих лиц. В рассказе их обычно 2-3. Опишите характеры персонажей, их взаимоотношения, уникальность каждого. Подкрепите свои мысли цитатами из текста. Продумайте значение главных и второстепенных героев для развития сюжета и для выражения основной мысли произведения. В анализе рассказа часть, посвященная разбору персонажей, должна быть самой содержательной и объемной.
8
Перечислите стилистические особенности рассказа. Какое место занимает он в творчестве писателя, насколько характерны мысли, высказанные в нем для творческой позиции автора. Для такого анализа вам нужно прочитать биографию писателя и краткое описание его творческого пути. Воспользуйтесь энциклопедическими и справочными изданиями по литературе, монографиями и статьями о данном писателе.
9
Выразите собственное мнение о рассказе. Вам будет просто это сделать, используя записи, сделанные сразу же после прочтения текста. Если ваши взгляды расходятся с мнением писателя, выскажите их в мягкой форме, не претендуя на абсолютную правоту.

Совет 2: Как анализировать статью

Анализ любых произведений, будь то книга, диссертация или просто рядовая статья, написанная каким-либо автором, позволяет не только получить новые знания по интересующим с проблемам, но и избежать повторений (то есть плагиата) при создании собственных трудов. Наиболее сложной задачей для редактора является рассмотрение сочинений, представляемых в редакцию научных журналов молодыми учеными и соискателями.
Инструкция
1
Для начала обратите внимание на актуальность темы, опираясь на теоретическую и практическую значимость поставленной цели, задач, научной новизны. Помните, что одно из основных требований к заголовку статьи - это его конкретность. Объемное, громоздкое название, затрудняет глубокую проработку проблемы, мешает определить точный круг читателей.
2
Анализ истинности и достоверности приведенных данных следует базировать на объективности отбора материала, репрезентативности фактов, отображении их в протоколах собственных наблюдений. Истинность полученных в ходе исследования сведений является основанием для научно обоснованных выводов. Редактору необходимо выяснить, каким образом автор регистрирует события; оценивает ли он их в динамике, изучает ли во взаимодействии с другими явлениями, имеет ли место догматизм и субъективизм, а также творческий подход к сущности явления.
3
Внимательно прочтите основной текст статьи, сделав акцент на изложение научной теории. Вначале статей принято приводить несколько логических высказываний о фактах, а затем в ходе рассуждений формулировать новые доводы, базируясь на совокупности результатов авторских наблюдений и экспериментов. При этом должно прослеживаться некое слияние ранее накопленного пласта научной информации и приватных умозаключений, доказанных эмпирическим путем.
4
Установите, уместно ли применение в контексте цитат, а также оптимальность числа цитат, употребляемых автором. Проверьте смысловую точность цитируемого материала. Сверьте полученную информацию со списком литературы, указанным в конце статьи. Если творение содержит себе результаты статистических расчетов, оцените их достоверность. В конце проанализируйте текст резюме. Резюме статьи должно быть представлено на русском и английском языке. Оно лаконично отражает идейную линию научной работы в целом.
Видео по теме

Совет 3: Как анализировать литературное произведение

Анализ литературного произведения – довольно трудная работа. Единой схемы нет, потому что каждое литературное творение уникально и своеобразно. Несмотря на то, что четкого алгоритма нет, есть общие принципы и приемы, знание которых помогает при анализе и интерпретации художественного текста.
Инструкция
1
Определите идейное содержание и художественную форму произведения. Идейное содержание включает в себя тематику, социально-исторические характеры, выбранные писателем; проблемы, которые поднимает автор, авторскую оценку и авторское отношение к тому, о чем он пишет. Художественная форма – это изобразительные предметные детали, с помощью которых созданы характеры, портреты, бытовая обстановка, пейзаж, сюжет. Это и композиция произведения - экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог.
2
Придерживайтесь следующей примерной схемы. Напишите кратко историю создания произведения (если она вам известна). Определите тематику произведения (то, о чем написано произведение). Подумайте об идейной направленности текста.
3
Определите жанровое своеобразие произведения. Вспомните содержание произведения и определите основных (главных) и второстепенных героев. Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» главные герои: Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов. Герои второго плана: Элен Курагина, Марья Болконская, Анатоль Курагин, Платон Каратаев и другие. Перескажите кратко сюжет произведения.
4
Помните, что в сюжете может быть как одна линия, так и несколько. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» одна сюжетная линия, а в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» - несколько переплетающихся между собой.
5
Выделите основные художественные приемы и средства, с помощью которых создаются художественный образы, раскрывается смысл произведения.
6
Поэтический текст начните анализировать с внимательного прочтения стихотворения. Воспринимается ли текст как единое целое или можно выделить в нем отдельные части. Как связаны между собой эти части. Определите, какие поэтические образы созданы автором, как и в какой последовательности эти образы сменяются, если их несколько.
7
Подумайте, как связано название стихотворения с поэтическими образами. Укажите жанр произведения. Разберитесь в том, какова тема и идея лирического текста.
8
Перечитайте текст и определите структуру (композицию) стихотворения. Для этого определите размер стихотворения. Выделяются ли, выбиваются из ритма какие-либо слова, строки. Если да, то почему, для чего это нужно автору.
9
Определите способы рифмовки, найдите примеры звукописи (аллитерация и ассонанс, если они есть в тексте). Как это помогает создать образ, передать настроение и идею.
10
Найдите изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и другие), определите их функцию. Обратите внимание на то, есть ли в тексте стилистические фигуры: инверсии, анафоры, эпифоры, риторические вопросы, обращения и т.п).
11
Отразите в анализе свое отношение к прочитанному тексту.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше