Лев Николаевич Толстой принял таинство святого крещения и принадлежал Православной Церкви. Однако по истечении времени писатель в ряде своих произведений выдвигает мысли, противоречащие христианской православной традиции. Так, в произведении «Воскресение» Толстой явным образом продемонстрировал свое нежелание принимать основные вероучительные истины христианства.


Лев Николаевич отвергал главное учение православия о троичности Бога. Толстой не признавал веру в Святую Троицу. Кроме этого, он считал невозможным непорочное зачатие Девы Марии, что привело к уничижительному образу Пресвятой Богородицы. Догмат о божественной природе Христа также не принимался автором, а событие Воскресения Христова в глазах писателя являлось обычным мифом.


Лев Николаевич не просто придерживался таких взглядов, он возвещал о своем учении народу. Именно поэтому в конце XIX века появляется особое еретическое направление в христианстве - «толстовщина».


Толстой дерзнул написать свой взгляд на священную историю Нового Завета. Результатом этого явилось написание автором своего евангелия. Кроме этого, Толстой создал серьезный труд по изучению Нового Завета объемом около 800 страниц, в котором в резком ключе высказывался против основных истин христианства, иногда употреблял в словах брань и всячески компрометировал современное духовенство.


Такая деятельность графа Льва Толстого просто не могла не обратить на себя внимание Церкви. Результатом антихристианских трудов писателя явилось отлучение от Церкви автора в 1901 году. Толстому была предложена возможность покаяния, но писатель так и не отрекся от своих религиозных взглядов. Поэтому до сего времени Лев Николаевич Толстой считается отлученным от Православной Церкви.