Совет 1: Как анализировать стихотворение

Для большинства школьников и студентов анализ лирического произведения является более сложным, чем анализ прозы. Сказывается то, что стихотворение труднее воспринимается читателем, поскольку в нем присутствует множество эпитетов, метафор, сравнений. Кроме того, лирическое произведение отражает мысли и чувства автора, а значит, необходимо выявить взаимосвязь между жизненным путем поэта и событиями в стихотворении.
Как анализировать стихотворение
Инструкция
1
При анализе лирического произведения нужно проникнуться идей автора, его настроением, понять его точку зрения. Необходимо представить картину описанных событий или чувств, понять смысл происходящего.
2
В начале анализа важно определить тему стихотворения. Она может быть любовная, философская, политическая, описание природы и др. В связи с темой описывается сюжет лирического произведения. Он может быть очень кратким, а не развернутым, как в прозе. Иногда сюжет - это только намек на событие, образное выражение его.
3
Далее нужно указать средства художественной выразительности, которые использовал автор при создании стихотворения. Обязательно отметьте композицию произведения: количество строф, размер, ритм, рифму.
4
Любое лирическое произведение выразительно благодаря тропам. Это речевые обороты, в которых слова приобретают переносное значение. Используются они для придания насыщенности стихотворению, создания художественного образа (эпитеты, сравнения, аллегория, ирония, гипербола, литота и др.). Кроме тропов следует проанализировать и другие художественные средства: стилистические фигуры, поэтическую фонетику, синонимы, омонимы, неологизмы и др.
5
При анализе стихотворения важно понять лирического героя, описать его мысли и чувства, связь с автором. Нужно отметить, отождествляет ли себя автор с героем или противопоставляет ему, отношение автора к своему герою.
6
Кроме того, при анализе необходимо описать свое отношение к прочитанному, насколько близко оказалось вам стихотворение, как глубоко оно задело ваши чувства. Важно отметить, разделяете ли вы отношение автора к событиям указанным в произведении.
Ваши деньги должны работать на вас!
вклад на выгодных условиях
Возможность вернуть до 260 000 рублей
Если вы решили взять ипотеку
Карта с большими бонусами
Дебетовая карта
Настроить автоплатежи просто
настройка автоплатежей за пару минут

Совет 2: Как проанализировать стихотворение

Стихотворение – лирическое литературное произведение в жанре миниатюры, часто не имеющее сюжета. В нем отражается, как правило, сиюминутное настроение автора, идея, впечатление или иное краткосрочное явление. Умение анализировать стихотворение связано с общей эрудицией рецензента, познаниями в истории и теории литературы.
Как проанализировать стихотворение
Инструкция
1
Первая часть анализа – введение. В нем укажите дату написания стихотворение, место произведения в искусстве вообще, в творчестве автора в частности.
2
Анализ эпохи. Укажите даты жизни и смерти автора, политический строй и настроения народа того времени, мировоззрение автора, отношение к общественному мнению и к власти. Отметьте в творчестве автора влияние других деятелей искусств вообще и литературы в частности. Перечислите основные жанры, в которых работал автор, заострите внимание на лирических произведениях. Конкретизируйте тему до стихотворения.
3
Проанализируйте строение стихотворения: количество строк в целом и в каждой строфе, способы рифмовки, точность рифм, метрическую систему. Укажите использование фигур речи, звукоподражания, различные приемы и техники: ассонации, аллитерации, гиперболы, литоты, и т.д.
4
Сравните теоретически выведенные приемы и общий смысл стихотворения: как автор достигает эффекта простой, повседневной речи или пафосного восклицания, придает высказываниям твердость или мягкость, утвердительный или туманно-вопросительный оттенок.
5
Выразите собственное мнение о стихотворении. Расскажите, что нового вы узнали из него, о чем задумались. Подводя итоги, рекомендуйте его к прочтению определенной аудитории.
Видео по теме

Совет 3: Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

«Незнакомка» - самое, пожалуй, известное лирическое стихотворение одного из величайших поэтов русского серебряного века – Александра Блока. Это произведение включено и в школьную программу по литературе.
Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

Период работы над стихотворением

«Незнакомка» была написана в непростой для поэта период – когда сам он переживал тяжелую личную драму. Его возлюбленная, Любовь Менделеева, ушла от него к его другу и собрату по поэтическому цеху Андрею Белому. Блок тяжело переживал эту измену и расставание, возможно, отчасти поэтому стихотворение пронизано такой лирической грустью.
По мнению многих исследователей, поэт передает атмосферу петербургских окраин, кроме того, здесь можно найти и его впечатления от поездок на дачу, где поэт не раз бывал в этот период, унылых сельских развлечений и местных обывателей.

Сюжет

Итак, место действия – некий ресторан, в котором будто нарочно сконцентрирована вся грязь и пошлость большого города. Здесь тяжел сам воздух, трудно дышать, глаза окружающих пусты, кругом не люди, но гротескные создания «с глазами кроликов». Этот мир дисгармоничен, вязок и тосклив, а бытие в нем лишено всякого смысла.

И каждый вечер в этом ужасающем своей обыденной пошлостью месте появляется она – уже не Прекрасная Дама ранней блоковской лирики, но женщина, в чьем сердце очевидно таится некая тайна, какая-то горечь, что заставляет ее приходить сюда. Эта женщина, закутанная в шелка и источающая аромат духов, очевидно не принадлежит этому серому миру, она чужая в нем.
Незнакомка проходит по грязи, не замаравшись ею, и остается неким возвышенным идеалом.

Показательно, что лирический герой вовсе не стремится развеять окружающую ее тайну, подойти к ней и спросить ее имя, узнать, что привело ее сюда. Ведь в этом случае пропадет и романтический ореол, окружающий таинственную незнакомку, из незнакомки она превратится всего лишь в земную женщину, в чьей жизни, может быть, что-то произошло. Она важна для него именно как символ, как образ, показывающий, что даже в самом беспросветном мраке существует свет и красота, как знак мистического чуда, привносящего смысл и наполняющего жизнь содержанием.

Литературоведческий анализ

Стихотворение написано пятистопным ямбом с классическим перекрестным чередованием мужской и женской рифмы.
Все произведение можно условно разделить на две части: в первой царит атмосфера безысходности, вторую освещает своим присутствием таинственная Незнакомка. При этом антитеза образов постоянно подчеркивается лексикой и фонетикой: в начале стихотворения все образы исключительно мрачны и унылы, преобладает «низкая» лексика («лакеи», «пьяницы», «торчат» и т.п.), во второй же части – исключительно «высокая», подчеркивающая «волшебность» и недосягаемость образа.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500