Совет 1: Как определить ритм стихотворения

Ритм - это именно то, что отличает стихотворение от прозы. Он основывается на чередовании слогов - ударных и безударных. Ритмичность стиха задается цикличностью, закономерностью такого чередования.
Инструкция
1
Самые малые единицы стихотворения, образующие его ритм, - это слоги. Они бывают ударные и безударные. Группа безударных слогов, которые объединяет один ударный, образует стопу. Именно структура и чередование стоп создают ритмический рисунок, или размер стиха, который, как правило, продолжается на протяжении всего произведения. Для определения стихотворного размера достаточно выделить одну строфу (наиболее крупную чередующуюся единицу - двустишие, трехстишие, четверостишие и т.п). В стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» строфой будет четверостишие:Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То как зверь она завоет,То заплачет как дитя.
2
Выделите в строфе слоги. Схематически изобразите строение стиха таким образом: сильный, ударный слог отметьте знаком «/», безударный - «-». Теперь это же четверостишие будет выглядеть так:/ - / - / - / -/ - / - / - // - / - / - / -/ - / - / - /Видно, что на каждый ударный слог приходится по одному безударному. Это и есть стопа, в данном случае двусложная. В стихотворении Н.А. Некрасова «Застенчивость» стопа уже трехсложная - она состоит из двух безударных слогов и одного ударного:На ногах словно гири железные,Как свинцом налита голова,Странно руки торчат бесполезные,На губах замирают слова.- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -Таким образом вы смогли определить дву- и трехстопный размер стихотворения.
3
В классическом стихосложении выделяют два вида двустопного размера и три - трехстопного. Двустопные - это хорей и ямб. В хорее ударным является первый слог в стопе. То есть рассмотренное нами стихотворение «Зимний вечер» написано хореем. В ямбе, соответственно, ударение приходится на второй слог:Мой дядя самых честных правил.. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)- / - / - / - / -Трехсложные размеры делятся на дактиль, амфибрахий и анапест. Дактиль - размер с ударением на первый слог:Тучки небесные, вечные странники.. (М.Ю. Лермонтов, «Тучи»)/ - - / - - / - - / - -Амфибрахий - трехсложный размер с ударением на второй слог:Какое туманное летоВ неласковой этой стране! (С.Я. Маршак, «Львица»)- / - - / - - / -- / - - / - - /Анапест - трехсложный размер с ударением на третий слог, как в рассмотренном стихотворении Некрасова «Застенчивость».

Совет 2: Как определить размер стиха

Размер стиха, или метр, - это порядок чередования ударных и безударных слогов и количество этих слогов. Во всякой метрической системе есть несколько метрических схем (размеров).
Инструкция
1
Самая распространенная метрическая система, силлабо-тоническая, основана на ритмичном чередовании ударных и безударных слогов (в каждой стопе строго определенное количество слогов). Двусложные размеры стихосложения этой системы – хорей и ямб. Схематически первый можно обозначить так:
+ - + - + - + -
Причем плюс – ударный слог, минус – безударный. Пример:
«Туча мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…»
А. Пушкин.
Обратите внимание, что во второй строке последняя стопа неполная, после ударного нет безударного слога.
2
Ямб обратен хорею и имеет такую схему:
- + - + - + - +
Пример:
«Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем…»
А. Пушкин.
Здесь неполной стала последняя стопа первой строки, которая заканчивается на ударный слог.
3
Трехсложные схемы – дактиль, похожий на ритм вальса:
+ - - + - - + - - + - -
«Был мой отец шестипалым. По ткани, натянутой туго,
Бруни его обучал мягкою кистью водить».
В. Хадасевич.
В обеих строках последние стопы усечены. Иначе на конце должно было бы остаться два безударных слога.
4
В стопе амфибрахия ударение стоит между двумя безударными слогами:
- + - - + - - + - - + -
«Фадеев Калдеев и Пепермалдеев
Однажды гуляли в дремучем лесу…»
Д. Хармс.
Последняя стопа второй строки усечена (заканчивается на ударный слог).
5
Анапест строится зеркально дактилю:
- - + - - + - - + - - +
«Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь…»
А. Вознесенский.
После последних стоп в примере есть «холостые» безударные слоги, их тоже можно считать усеченными стопами.
6
В тонической системе количество безударных между ударными слогами может варьироваться. Так, в дольнике (иначе паузник) количество безударных может быть от нуля до двух, в тактовике – от одного до трех, в акцентном стихе, который используется и в рэпе, количество не ограничено (от трех). Рифма в этих размерах необязательна.
Видео по теме
Источники:
  • размеры стиха схемы

Совет 3: Как создать ритм

Драм-машина - очень удобный музыкальный инструмент. Ее можно запрограммировать, после чего она будет автоматически играть заданный ритм на виртуальных барабанах. Но что делать в том случае, если драм-машина отсутствует?
Инструкция
1
Установите на свой компьютер программу Flash Player, желательно последней версии.
2
Введите в поисковую систему фразу flash drum machine, swf drum machine или online drum machine.
3
Попробуйте запускать виртуальные драм-машины по очереди. Выберите среди них ту, которая в наибольшей степени пришлась вам по вкусу с точки зрения дизайна, качества звучания, удобства управления. Не запускайте сразу несколько таких апплетов в разных вкладках, иначе работа компьютера может замедлиться.
4
Научитесь программировать виртуальную драм-машину. Фактически, ее панель управления представляет собой двумерную матрицу. По ее вертикальной координате сверху вниз расположены номера инструментов, а по горизонтальной слева направо проложены дискреты времени. Количество и того и другого зависит от выбранной вами программы. На их пересечении находятся виртуальные кнопки с фиксацией, каждая из которых может находиться в отжатом или нажатом положении. Маркер циклически пробегает по дискретам времени слева направо, и всякий раз, когда его горизонтальная координата совпадает с горизонтальной координатой нажатой кнопки, звучит инструмент, номер которого соответствует вертикальной координате этой кнопки.
5
Некоторые драм-машины позволяют задавать громкость звучания инструментов. Для этого одним нажатием на виртуальную кнопку выберите половинную громкость, вторым - полную, а третьим - снова отключите ее. Кнопки, положения которых соответствуют половинной или полной громкости, обычно отличаются друг от друга цветом.
6
Научитесь пользоваться органами управления драм-машины: регулятором темпа, клавишами запуска и останова.
7
Онлайновые драм-машины обычно не допускают сохранения готовых ритмов. Сделайте скриншот страницы, а когда в дальнейшем потребуется воспроизвести такой же ритм, введите его снова - это недолго.
Видео по теме

Совет 4: Анализ стихотворения Элегия" Некрасова

История создания стихотворения Некрасова «Элегия» весьма своеобразна. Поэт написал его в 1874 году в ответ на упреки историка литературы Ореста Миллера, утверждавшего, что поэт стал повторяться, постоянно обращаясь к описанию народных страданий. Дело в том, что крепостное право было уже давно отменено, и многие считали, что народ живет теперь благополучно и счастливо.
Некрасов начинает «Элегию» обращением к юношеству, убеждая его в том, что якобы вышедшая из моды тема страданий народа отнюдь не утратила свою актуальность. Лирический герой Некрасова утверждает, что для поэта не существует более достойной и значительной темы. Он просто обязан «толпе напоминать, что бедствует народ». Свою Музу поэт ставит на службу народу.

Размышления Некрасова о судьбах народа

Стихотворение Некрасова во многом перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт также говорил о тяжелой крестьянской доле. Некрасов явно дает понять читателю, что со времен Пушкина практически ничего не изменилось, и тема судьбы народной так же важна, как прежде. Рассуждает поэт и о значительном событии, свидетелем которого ему посчастливилось стать, - отмене крепостного права. Однако, пролив слезы умиления, поэт задумался о том, принесло ли освобождение счастье народу.

Ответ на свой вопрос он пытается найти, глядя на повседневную жизнь крестьян, которые по-прежнему с утра до ночи гнут спину на поле. Он видит кажущуюся идиллической картину жатвы, поющих за работой жниц и детей, бегущих в поле, чтобы отнести завтрак отцу. Тем не менее поэт прекрасно понимает, что за внешним благополучием скрываются старые проблемы: тяжелый физический труд вряд ли поможет крестьянам вырваться из нищеты.

Интересен образ лирического героя стихотворения. Судя по всему, это уже немолодой человек, который «лиру посвятил народу своему» и не видит для себя более достойной судьбы. При этом он не ждет благодарности и прекрасно понимает, что может остаться безвестным: «Быть может, я умру неведомый ему».

Композиционные особенности стихотворения

Композиционно произведение подразделяется на три части. Первая часть – зачин, содержащий обращение к юношеству и полемику с критиками. Во второй идет развитие темы, провозглашается высокая цель поэзии, заключенная в служении Отчизне, дается анализ творческого пути самого поэта. Третья часть завершает стихотворение и вновь рассказывает о страданиях народа. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение построено по законам кольцевой композиции, так как оно начинается и заканчивается одной и той же темой народных страданий.

Цель поэтического творчества Некрасов видел в служении Отчизне и русскому народу. Его Муза – вовсе не изнеженная белоручка, она готова следовать за народом в его нелегком труде. Некрасов отрицает «искусство для искусства», так как уверен, что пока в мире существуют страдания и беды простых людей, стыдно воспевать лишь красоту природы и «ласку милой».
Обратите внимание
Не всегда авторы строго придерживаются одного ритмического рисунка. Но чередование стоп все равно, как правило, тяготеет к тому или иному стихотворному размеру, двусложному или трехсложному.
Источники:
  • ритм стиха
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше