Совет 1: Как определить ритм стихотворения

Ритм - это именно то, что отличает стихотворение от прозы. Он основывается на чередовании слогов - ударных и безударных. Ритмичность стиха задается цикличностью, закономерностью такого чередования.
Как определить ритм стихотворения
Инструкция
1
Самые малые единицы стихотворения, образующие его ритм, - это слоги. Они бывают ударные и безударные. Группа безударных слогов, которые объединяет один ударный, образует стопу. Именно структура и чередование стоп создают ритмический рисунок, или размер стиха, который, как правило, продолжается на протяжении всего произведения. Для определения стихотворного размера достаточно выделить одну строфу (наиболее крупную чередующуюся единицу - двустишие, трехстишие, четверостишие и т.п). В стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» строфой будет четверостишие:Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То как зверь она завоет,То заплачет как дитя.
2
Выделите в строфе слоги. Схематически изобразите строение стиха таким образом: сильный, ударный слог отметьте знаком «/», безударный - «-». Теперь это же четверостишие будет выглядеть так:/ - / - / - / -/ - / - / - // - / - / - / -/ - / - / - /Видно, что на каждый ударный слог приходится по одному безударному. Это и есть стопа, в данном случае двусложная. В стихотворении Н.А. Некрасова «Застенчивость» стопа уже трехсложная - она состоит из двух безударных слогов и одного ударного:На ногах словно гири железные,Как свинцом налита голова,Странно руки торчат бесполезные,На губах замирают слова.- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -Таким образом вы смогли определить дву- и трехстопный размер стихотворения.
3
В классическом стихосложении выделяют два вида двустопного размера и три - трехстопного. Двустопные - это хорей и ямб. В хорее ударным является первый слог в стопе. То есть рассмотренное нами стихотворение «Зимний вечер» написано хореем. В ямбе, соответственно, ударение приходится на второй слог:Мой дядя самых честных правил.. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)- / - / - / - / -Трехсложные размеры делятся на дактиль, амфибрахий и анапест. Дактиль - размер с ударением на первый слог:Тучки небесные, вечные странники.. (М.Ю. Лермонтов, «Тучи»)/ - - / - - / - - / - -Амфибрахий - трехсложный размер с ударением на второй слог:Какое туманное летоВ неласковой этой стране! (С.Я. Маршак, «Львица»)- / - - / - - / -- / - - / - - /Анапест - трехсложный размер с ударением на третий слог, как в рассмотренном стихотворении Некрасова «Застенчивость».
Обратите внимание
Не всегда авторы строго придерживаются одного ритмического рисунка. Но чередование стоп все равно, как правило, тяготеет к тому или иному стихотворному размеру, двусложному или трехсложному.
Источники:
  • ритм стиха

Совет 2: Анализ стихотворения Элегия" Некрасова

История создания стихотворения Некрасова «Элегия» весьма своеобразна. Поэт написал его в 1874 году в ответ на упреки историка литературы Ореста Миллера, утверждавшего, что поэт стал повторяться, постоянно обращаясь к описанию народных страданий. Дело в том, что крепостное право было уже давно отменено, и многие считали, что народ живет теперь благополучно и счастливо.
Анализ стихотворения Элегия" Некрасова
Некрасов начинает «Элегию» обращением к юношеству, убеждая его в том, что якобы вышедшая из моды тема страданий народа отнюдь не утратила свою актуальность. Лирический герой Некрасова утверждает, что для поэта не существует более достойной и значительной темы. Он просто обязан «толпе напоминать, что бедствует народ». Свою Музу поэт ставит на службу народу.

Размышления Некрасова о судьбах народа

Стихотворение Некрасова во многом перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт также говорил о тяжелой крестьянской доле. Некрасов явно дает понять читателю, что со времен Пушкина практически ничего не изменилось, и тема судьбы народной так же важна, как прежде. Рассуждает поэт и о значительном событии, свидетелем которого ему посчастливилось стать, - отмене крепостного права. Однако, пролив слезы умиления, поэт задумался о том, принесло ли освобождение счастье народу.

Ответ на свой вопрос он пытается найти, глядя на повседневную жизнь крестьян, которые по-прежнему с утра до ночи гнут спину на поле. Он видит кажущуюся идиллической картину жатвы, поющих за работой жниц и детей, бегущих в поле, чтобы отнести завтрак отцу. Тем не менее поэт прекрасно понимает, что за внешним благополучием скрываются старые проблемы: тяжелый физический труд вряд ли поможет крестьянам вырваться из нищеты.

Интересен образ лирического героя стихотворения. Судя по всему, это уже немолодой человек, который «лиру посвятил народу своему» и не видит для себя более достойной судьбы. При этом он не ждет благодарности и прекрасно понимает, что может остаться безвестным: «Быть может, я умру неведомый ему».

Композиционные особенности стихотворения

Композиционно произведение подразделяется на три части. Первая часть – зачин, содержащий обращение к юношеству и полемику с критиками. Во второй идет развитие темы, провозглашается высокая цель поэзии, заключенная в служении Отчизне, дается анализ творческого пути самого поэта. Третья часть завершает стихотворение и вновь рассказывает о страданиях народа. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение построено по законам кольцевой композиции, так как оно начинается и заканчивается одной и той же темой народных страданий.

Цель поэтического творчества Некрасов видел в служении Отчизне и русскому народу. Его Муза – вовсе не изнеженная белоручка, она готова следовать за народом в его нелегком труде. Некрасов отрицает «искусство для искусства», так как уверен, что пока в мире существуют страдания и беды простых людей, стыдно воспевать лишь красоту природы и «ласку милой».
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500