Совет 1: Как писать анализ стиха

Любое лирическое произведение отражает мироощущение поэта, поэтому, чтобы проанализировать стихотворение, необходимо знать об особенностях творческого метода, в рамках которого оно было написано. Кроме того, важным является внимательное прочтение стихотворения, поскольку его анализ должен проводиться на всех языковых уровнях: от фонетического до синтаксического. Чтобы структурировать письменный анализ стиха, воспользуйтесь инструкцией.
Как писать анализ стиха
Инструкция
1
Начинайте анализ лирического произведения с определения даты написания и публикации. Соберите материал по творческой истории стихотворения, т.к. фактическая сторона очень важна для понимания его темы. Укажите, кому оно посвящено, если у него есть адресат.
2
Определите тему произведения, т.е. о чем пишет автор: о природе, любви, взаимоотношениях лирического героя и общества, о философских категориях и т.д. Ответьте на вопрос, как тема стихотворения связана с его названием.
3
Проследите движение лирического сюжета: как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения, его отношение к тому, о чем автор рассказывает в произведении. В этом вам помогут слова, выражающие чувства: грусть, восхищение, страсть, горечь, уныние и т.д.
4
Определите особенности композиции произведения, т.е. его построения. Найдите основной композиционный прием, используемый автором: повтор, контраст, кольцо, сопоставление по ассоциации и т.д.
5
Найдите ведущие лейтмотивы произведения и опорные слова, их передающие. Определите общую тональность стихотворения (грусть, радость, восторг, тоска и т.д.). Дайте толкование жанра стиха (сонет, элегия, послание, эклога и т.д.).
6
Расскажите о лирическом герое произведения, который раскрывается через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации в данный момент. Ответьте на вопрос, какую позицию занимает автор по отношению к своему лирическому герою. Учтите, что не всегда следует отождествлять поэта и его героя.
7
Рассмотрите изобразительные средства произведения на разных языковых уровнях: звукопись (фонетические средства выразительности), лексика (стилистически окрашенная, наличие синонимов, антонимов, паронимов), поэтический синтаксис.
8
Определите идею произведения, выявленную в итоге анализа. Ответьте на вопрос, с каким посланием обращается автор к читателю.
9
Рассмотрите ритмическую организацию стихотворения, определите его размер и виды рифмовки.
10
Заканчивая письменный анализ стихотворения, определите, как особенности поэтики творческого метода, в рамках которого создано произведение, отразились в нем. Для этого, используя литературоведческий словарь, познакомьтесь с разными направлениями в истории литературы (романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм).
Источники:
  • как писать не меняешься

Совет 2 : Как делать анализ стихотворения

Стихотворение в силу своих особенностей является более сложным для анализа произведением, чем проза. В частности, краткость, большее количество художественных переносов значений, а также метафор и других форм заставляет обдумывать любой стих достаточно длительное время. В то же время любое прозаическое произведение, как правило, является более понятным читателю, так как в таковом четко прорисовывается тема и сюжет, как и герои, и идеи.

Итак, чтобы делать анализ стихотворения, необходимо выделить его тему. Это может быть лирика, то есть произведение посвящено любви и чувствам, может быть описание природы (пейзаж), может быть философия (рассуждения о смысле бытия и других категориях), а также стих может быть посвящен социально значимым проблемам.

Следующим пунктом анализа становится сюжет. Его может и не быть, если стихотворение посвящено чувствам. Тогда вы, скорее всего, будете читать описание таковых, хотя за ними наверняка будет прослеживаться линия взаимоотношений. Тем не менее, если событий в стихотворении нет, акцентировать внимание на сюжете необязательно.

Чтобы сделать анализ стихотворения, важно определить его размер. Пожалуй, это самая сложная часть для тех, кто не изучал теорию литературы. Чаще всего встречаются такие размеры, как ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Их отличия состоят в количестве слогов в строке, а также в размещении ударения, которое и составляет ритм стиха в целом.

Может отличаться и периодичность рифмы, о чем обязательно следует указать при анализе стиха. Она может быть парной (когда рифмуются две строки подряд), кольцевой (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я) и перекрестной (рифмуются четные и нечетные строки).

При анализе стихотворения важно указать на использованные художественные образы, способы их выражения, стилистические фигуры и тропы. К таковым относятся эпитеты, аллегория, метафоры, гиперболы и т.д. Усиливать эффект и расставить акценты помогают также повторы (рефрены) и другие обороты.

Следует учитывать и стилистическое направление произведения. Это может быть романтизм, но сегодня нередко встречается и модернизм, и футуризм, и другие современные течения.

Видео по теме

Совет 3 : Как сделать анализ стихотворения

Несмотря на то, что анализ стихотворения базируется на четких правилах и требованиях, это непростое сочинение, к которому учащийся в то же время должен выразить и свое личное отношение.
Потому так необходимо проникнуться лирическим настроением стихотворения, постараться приблизиться к тому поэтическому состоянию, в котором писались данные строки. Для этого используйте метод «медленного чтения» - неспешно двигайтесь от начала к концу стихотворения, останавливаясь на каждой строчке. Обычно, отдельная строка – это отдельный образ, крупинка общего замысла, поэтому важно ничего не пропустить.
Перед началом анализа постарайтесь проникнуться лирическим настроением стихотворения
Инструкция
1
Сделайте небольшое вступление на тему «Я и прочитанное стихотворение». Расскажите, какие первые чувства и мысли оно у вас вызвало.
2
Дайте биографическую справку произведения: дата и сведения из истории создания, связь с событиями жизни автора, кому посвящено стихотворение, а также его возможные прототипы и адресаты.
3
Определите жанр стихотворения.
4
Выявите:

- ведущую тему;

- основную мысль и ее развитие;

- каковы эмоциональная окраска стихотворения и способы ее передачи;

- личностный или общественный пафос является ведущим в стихотворении.
5
Дайте характеристику особенностям композиции.
6
В случае, если особенности стихотворной формы помогут раскрыть образность и замысел стихотворения, охарактеризуйте:

- размер и особенности ритмики;

- виды рифмовки; особенности строфы;

- художественные приемы и стилистические фигуры (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, литоты);

- звуковые приемы (звукопись).
7
Найдите основные образы стихотворения, дайте им собственное толкование, выявите их особенности и значение.
8
Самое интересное – образ лирического героя. Раскройте его, сопоставьте с автором стихотворения.
9
В заключении расскажите, какое место данное стихотворение имеет в творчестве автора. Какова была реакция общественности, как приняла произведение литературная публика, какое последовало развитие в творчестве поэта после рассматриваемого вами стихотворения.
10
В дополнение можете рассказать также о том, какое место это стихотворение заняло в вашей жизни. Выразите личное отношение на основе проделанной работы.

Совет 4 : Как писать анализ стихотворений

Анализ стихотворного текста развивает способность определять типичные для поэта и его эпохи особенности ритма (стихотворных размеров), способов рифмовки. В анализе обязательно отображается тематика и (если есть) сюжет, а также взгляд автора и его героя на поставленный в произведении вопрос.
Как писать анализ стихотворений
Инструкция
1
В начале дайте краткую биографическую справку об авторе. Подробнее расскажите об истории создания стихотворения: место, дата, посвящение и прочие детали.
2
Определите систему стихосложения: она может быть силлабической (основанной на количестве слогов в каждой строке), тонической (основа – количество ударных слогов) или силлабо-тонической (синтез первых двух, самая распространенная система).
3
Исходя из системы, определите стихотворный размер: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест в силлабо-тонике; дольник, тактовик, акцентнтый стих в тонической метрике. Размер определяется количеством слогов между ударениями.
4
Посчитайте количество стоп по ударным слогам. Определите вид рифмы: по точности (точная, приблизительная или отсутствует), по ударности (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая). Исходя из соответствия рифмы и метрики определите, полна ли последняя стопа или усечена. Учтите, что на разных строках строфы рифма может различаться по критерию ударения.
5
Определите объем строфы в строках.
6
Установите способ рифмовки: парная, опоясывающая (простая или сложная), перекрестная, холостая, смешанная.
7
Проанализируйте сюжет и его связь с формой. Опишите, как автор задает вопрос, как ищет на него ответ (если ищет), как относится к проблеме.
8
Дайте собственную оценку произведению: о чем вы задумывались, прочитав его, какие чувства испытали, кому бы посоветовали прочитать (возрастная, профессиональная, другая социально-культурная группа).
Видео по теме
Источники:
  • анализ вершау

Совет 5 : Как анализировать стих

Стихотворение – лирическое поэтическое произведение, как правило, небольшого объема, иногда бессюжетного содержания. Анализ стихотворения входит в обязательную образовательную программу по литературе и состоит из исторического, литературоведческого и философского разбора.
Как анализировать стих
Инструкция
1
Исторический разбор. Прочитайте хотя бы краткую биографию автора стихотворения. Выпишите главные даты, переломные в его жизни, стиль, в котором он писал (классицизм, романтизм, реализм). Установите, какие другие деятели искусств повлияли на становление его вкусов. Узнайте социально-политический строй страны и отношение поэта с властями.
2
Литературоведческий разбор – это анализ формы. Количество строк и стоп в строке, форма рифмовки, метрическая система, гиперболы, литоты, анализ лексикона и других деталей. Соотносите применение тех или иных приемов (ассонаций, аллитераций) со смыслом стихотворения.
3
Философский разбор – самая творческая часть анализа. В ней описывается роль и место стихотворения в творчестве автора, национальном и мировом искусстве, ваше личное впечатление о стихотворении, другие обобщающие данные и выводы, в том числе влияние на развитие литературы в дальнейшем. Проследите мотивы этого автора у учеников и последователей поэта.
Видео по теме

Совет 6 : Как проанализировать стихотворение

Стихотворение – лирическое литературное произведение в жанре миниатюры, часто не имеющее сюжета. В нем отражается, как правило, сиюминутное настроение автора, идея, впечатление или иное краткосрочное явление. Умение анализировать стихотворение связано с общей эрудицией рецензента, познаниями в истории и теории литературы.
Как проанализировать стихотворение
Инструкция
1
Первая часть анализа – введение. В нем укажите дату написания стихотворение, место произведения в искусстве вообще, в творчестве автора в частности.
2
Анализ эпохи. Укажите даты жизни и смерти автора, политический строй и настроения народа того времени, мировоззрение автора, отношение к общественному мнению и к власти. Отметьте в творчестве автора влияние других деятелей искусств вообще и литературы в частности. Перечислите основные жанры, в которых работал автор, заострите внимание на лирических произведениях. Конкретизируйте тему до стихотворения.
3
Проанализируйте строение стихотворения: количество строк в целом и в каждой строфе, способы рифмовки, точность рифм, метрическую систему. Укажите использование фигур речи, звукоподражания, различные приемы и техники: ассонации, аллитерации, гиперболы, литоты, и т.д.
4
Сравните теоретически выведенные приемы и общий смысл стихотворения: как автор достигает эффекта простой, повседневной речи или пафосного восклицания, придает высказываниям твердость или мягкость, утвердительный или туманно-вопросительный оттенок.
5
Выразите собственное мнение о стихотворении. Расскажите, что нового вы узнали из него, о чем задумались. Подводя итоги, рекомендуйте его к прочтению определенной аудитории.
Видео по теме

Существует немало схем анализа лирического произведения. В некоторых более внимание уделено форме стиха, в других упор делается на смысловое наполнение. И в самом деле, универсального плана анализа стихотворения не существует. Всё зависит от цели анализа. Как правило, школьный анализ проще, чем вузовский. Предлагаемый план – один из наиболее полных и многоаспектных. Некоторые пункты плана можно заменить, либо поменять местами.
План анализа стихотворения
Инструкция
1
Краткая информация об авторе и стихотворении.
Не нужно расписывать всю биографию автора – достаточно ограничиться теми фактами, которые имеют непосредственное отношение к анализируемому стихотворению. Дайте краткую историю создания стихотворения: когда написано, кому посвящено, с какими событиями связано, где впервые опубликовано и т.д.
2
Жанр стихотворения
Определите жанр стихотворения. Перечислите признаки жанра. Ответь на вопросы: какое место этот жанр занимает в творчестве поэта, является ли для него типичным, к какому литературному направлению относится стихотворение: романтизм, реализм, модернизм и т.д.
3
Анализ тематики и проблематики стихотворения
Определите основную тему стихотворения: любовь, ненависть, природа, свобода и т.д. Проблематика – совокупность проблем, поднимаемых в стихотворении. Отвечает ли оно запросам времени? Актуально ли на современном этапе и почему.
4
Анализ сюжета и композиции
Кратко перескажите сюжет (если он есть). Является ли сюжет типичным, архетипным или оригинальным. В чем роль сюжетных элементов? Почему автор выбрал именно этот сюжет, как он согласуется с тематикой и проблематикой. Композиция стихотворения, ее соотношение со строфикой и сюжетом.
5
Анализ символики
Найдите символы в стихотворении и объясните, какую роль они играют в сюжете и фабуле. Если символов, на ваш взгляд, нет, найдите ключевые слова и объясните их значение. Обычно ключевые слова и символы взаимосвязаны.
6
Лирическое «я», лирический субъект, образ автора
Дайте оценку лирическому герою, совпадает ли образ лирического героя и лирического субъекта, как реализуется образ автора, присутствует ли он вообще. Место лирического героя в системе персонажей.
7
Формальные признаки стихотворения
Определите размер, метр стихотворения, систему рифмовки, строфику. Является ли почему автор прибег именно к такой форме стихосложения.
8
Стилистика
К стилистических средствам традиционно относят: тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение, ирония, парафраз, гипербола и т.д.), фигуры (эпифора, анафора, градация, повторы, параллелизм и т.д.), звукопись. Уместно в этом разделе будет привести слова одной тематической группы (например, мебель: стул, стол, зеркало в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...»), которые играют большую роль в стихотворении. Найдите устаревшую лексику и неологизмы, объясните, почему автор их употребляет.
Обычно этот раздел самый большой и подробный, при анализе ему следует уделить самое большое внимание. Символику также можно приводить здесь, «привязав» ее к стилистическим приемам.
9
Ваше личное отношение к прочитанному
Нужно дать вашу собственную оценку стихотворению. Только не низводите все до примитивного «нравится – не нравится». Ваши выводы должны быть в меру субъективны (это же ваше отношение) и в то же время аргументированы. Хорошо, если вы займете объективную позицию и выделите в равной степени достоинства и недостатки стихотворения.
Видео по теме

Совет 8 : Как сделать анализ стихотворений

Проведение анализа стихотворений является обязательной частью школьной программы. Кроме того, такая практика помогает развивать аналитические способности.
Анализ стихотворения - обязательный пункт в школьной программе
Вам понадобится
  • - лист бумаги;
  • - ручка
Инструкция
1
Прочитайте стихотворение от начала до конца. Если какие-то моменты, касающиеся его общего содержания, остались непонятны, рекомендуется повторить прочтение данного литературного произведения. Если вы ознакомлены с биографией автора, то сможете соотнести дату написания данного стихотворения с конкретным периодом жизни поэта. Для глубокого художественного разбора просто необходимо понимать, как написание данного произведения соотносится с жизненными событиями его автора.
2
Выделите основную тему стихотворения. Это может быть любовь, природа, дружба, философия, жизнь в обществе. Важно понять, какие вопросы поднимает в своем произведении автор, к чему призывает читателя. Будьте внимательные на этом пункте. Бывает, что ученик не улавливает общего контекста стихотворения, принимает неверное решение относительно главной идеи произведения и в итоге идет ложным путем.
3
Определите основную сюжетную линию произведения. Разберите, что происходит в начале стихотворения, чем оно заканчивается. В стихотворении бывает сложно увидеть развитие событий. Если произведение носит, скорее, описательный характер, просто следите за взглядом автора.
4
Выделите всех персонажей литературного произведения. Среди них необходимо определить главного героя. Выпишите основные качества, которыми наделил его поэт. Не забывайте о том, что в стихах героем нередко выступает сам автор.
5
Найдите все литературно-поэтические приемы, которые использовал в своем произведении поэт. Определите, какого рода эпитеты, то есть описания предметов, взял автор. Найдите сравнения, метафоры и олицетворения.
6
Определите размер стихотворения. Это может быть односложный размер - брахиколон - или один из видов двусложных размеров: ямб, когда ударение идет на последний слог в стопе, и хорей с ударением на первый слог. Трехсложные размеры делят на дактиль, амфибрахий и анапест. Дактиль определяется по ударению на первый слог, амфибрахий - на второй, а анапест, соответственно, подразумевает ударение на третий, последний слог.
7
Выделите стилистические фигуры, которые использует поэт. Это могут быть повторы, риторические вопросы, обращения. Такие приемы автор использует, чтобы поставить акцент на определенной части стиха, обратить внимание читателя на какой-то предмет.
8
Опишите собственные впечатления от прочитанного стихотворения. Укажите, какие чувства вызвало произведение, как повлияло на ваше настроение, какую мысль донес до вас поэт.

Совет 9 : На что обращать внимание при анализе стихотворения

Анализ стихотворения – это глубокое и вдумчивое изучение не только текста, но и истории его создания. Как и любая другая работа, она требует серьезного подхода и умения обращать внимание на самые важные моменты, их правильную оценку.
На что обращать внимание при анализе стихотворения
При работе над стихотворением с самого начала необходимо указать имя автора и название произведения. С этого должен начаться любой текст.

Изучать необходимо не только текст

Начинать анализ следует с околотекстового материала. К нему можно отнести дату и историю создания стихотворения, биографический материал, место стихотворения в творчестве автора. Например, в некоторых случаях для понимания текста очень важно знать, кому оно посвящено или когда было написано.

Когда вы читаете стихотворение

Далее начинается работа с текстом. Здесь надо обратить внимание на тему, составляющую основу произведения. Существует определенная классификация лирики по темам – например любовная, интимная, патриотическая, гражданская, пейзажная, философская и так далее. При отнесении стиха к той или иной теме желательно указать на то, что объединяет их с творчеством других поэтов или с другими стихотворениями того же автора.

Следующим этапом будет раскрытие данной темы в творчестве поэта. На этой стадии есть возможность сравнить поэзию одного автора, если это необходимо. Жанр стихотворения так же играет свою роль, влияет на его оценку. Например, у жанра оды есть определенные формы и признаки, абсолютно отличающиеся от жанра сонета.

При анализе стихотворения необходимо раскрытие темы лирического сюжета, места лирического героя, проблематики стихотворения и его содержания. Следует указать литературное направление – романтизм, реализм, символизм и т.д.; отметить настроение стихотворения и его изменение (если есть).

Еще одним пунктом анализа стихотворения является разбор его композиции. Так, необходимо отметить зачин и концовку, развитие сюжета или отсутствие этого.

Приступая к работе с текстом с лексикографической стороны, необходимо обратить внимание на язык. Под этим понимается употребление высокой или просторечной лексики, другие отклонения от общего фона. Необходимо указать средства выразительности, которые использует поэт, тропы и фигуры, которые он употребляет. Например, в некоторых случаях очень важным является звуковой рисунок произведения, создающий определенное настроение.

Каждый поэт уникален

Следует отметить, что при анализе творчества каждого поэта необходимо оценивать разные критерии. Например, при анализе творчества Жуковского будет важен размер стиха. Поэтому при анализе стихотворения следует отметить все нюансы, являющиеся важными именно для этого поэта.

Таким образом, при разборе стихотворения необходимо обратить внимание на: личность поэта, историю создания стихотворения, литературное направление, язык автора, его стиль, размер и метр стиха, символы, образ лирического героя, сюжет и проблематику.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500