Совет 1: Какие мы знаем трехсложные стихотворные размеры, или Не мог он ямба от хорея…

Стихотворные размеры позволяют поэту создавать ритмичное стихотворное произведение. Классическая русская поэзия представлена преимущественно в силлабо-тонической системе стихосложения (от греч. syllabe – слог, tonos – ударение), то есть таком способе организации стиха, при котором ударные и безударные слоги упорядоченно чередуются во всех строках.
Какие мы знаем трехсложные стихотворные размеры, или Не мог он ямба от хорея…

В силлабо-тоническом стихосложении выделяют двухсложные и трехсложные классические размеры. К двухсложным размерам относят ямб и хорей, к трехсложным – дактиль, амфибрахий и анапест, и если первые созвучны скорее танцевально-музыкальной ритмике стихотворения, то вторые уже более близки к естественной разговорной речи и интонационно более гибки. Между ударными слогами в трехсложных размерах находятся два безударных слога. Сами такие размеры, как двухсложные, так и трехсложные, различаются между собой только анакрузой, то есть количеством безударных слогов, предшествующих первому ударному в строке. Она может быть, в свою очередь, нулевой, односложной и двухсложной, создавая в каждом конкретном случае определенный ритмический фон стиха. Дактиль (от греч. daktylos – палец) – трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, то есть размер, имеющий нулевую анакрузу. Он создает волнующий, тревожный, но в то же время мерный и однообразный ритм стихотворения, напоминающий звуки прибоя, как будто волны бьются о берег. Иллюстрацию дактиля можно найти у Ф. Тютчева: Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной: В сердце ли тесном, в безбрежном ли море, Здесь – в заключении, там - на просторе, Тот же всевечный прибой и отбой, Тот же все призрак тревожно-пустой. Односложную анакрузу имеет амфибрахий (от греч. amphi – с двух сторон, brachys – короткий), что буквально означает «краткий с двух сторон». Здесь ударение падает на второй слог, а первый и третий слоги в стопе безударны. Как охарактеризовал амфибрахий Константин Бальмонт в статье «Русский язык», «в нем есть качание старинного вальса и морской волны». Этот гибкий и пластичный ритм особенно близок к разговорной речи и потому особенно пленяет. Амфибрахием написано следующее стихотворение А. Майкова, которое можно рассмотреть в качестве примера: Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом, Под эдаким небом невольно художником станешь. Природа и люди здесь будто другие, как будто картины Из ярких стихов антологии Древней Эллады. Трехсложный размер анапест (от греч. anapaistos – отраженный назад) называют также обратным дактилем, или антидактилем. Он имеет двухсложную анакрузу, состоящую из двух слогов, а ударение падает на третий. По описанию К. Бальмонта, это «размер, полный угрюмой выразительности, тяжелого и рассчитанного удара». Поэт видит в дактиле руку с мечом, которая «медленно приподнимается, замахивается и сражает». У слушателя при этом появляется ощущение откровенной взволнованной речи, он как будто начинает ощущать сбивчивое дыхание рассказчика: «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…» (А. Блок).

Совет 2: Стихотворные размеры: методика определения

Стихотворная и прозаическая речь имеет четкие формальные отличия. В стихотворениях слово выходит на главный план, потому обостряется восприятие каждого слова. Для правильного понимания стихотворной речи необходимо разбираться в стихотворных размерах.
Стихотворные размеры: методика определения

При определении стихотворных размеров необходимо знать определения таких понятий, как стопа, икт и неикт.

Стопой называется повторяющееся сочетание сильного места (икта) и слабого места (неикта).

Иктом называется слог, на котором ожидается ударение.

В зависимости от сочетания иктов и неиктов выделяют стихотворные двухсложные и трехсложные размеры.

Стихотворные размеры

1. Хорей — двухсложный стихотворный размер, в котором икт расположен на нечетной позиции.

2. Ямб — двухсложный стихотворный размер, в котором икт расположен на четной позиции.

3. Дактиль — трехсложный стихотворный размер, в котором икт следует перед двумя неиктами.

4. Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер, в котором икт расположен между двумя неиктами.

5. Анапест — трехсложный стихотворный размер, в котором икт следует после двух неиктов.

Методика определения стихотворного размера

Для того чтобы определить сихотворный размер стихотворения, необходимо сделать следующее:

1. Подчеркните в стихотворном тексте все гласные.

2. Расставьте ударения в каждом слове.

3. Составьте схему, в которой необходимо отметить икты и неикты.

4. Сделайте вывод о чередовании сильных и слабых мест в стихотворении, разделите на стопы.

5. Посчитайте количество стоп в стихотворном тексте.

6. Определите стихотворный размер предложенного текста.

Наиболее распространенным в русской поэзии является четырехстопный ямб, позволяющий выразить в тексте любую тематику и проблематику. Пятистопный ямб распространен в русской драматургии, а шестистопный ямб был представлен в поэзии XVIII в., в стихотворениях раннего А.С. Пушкина.

При определении стихотворного размера поэтического текста помните, что размер определяется только в пределах всего текста, а не его отдельного фрагмента.

Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500