Термин "строфа" - древнегреческого происхождения. Слово "strophe" означает "поворот". Латинское название строфы verso, оставшееся во многих романских языках, тоже обозначало "поворот". Дело в том, что в античных трагедиях огромная роль отводилась хору. Хор во время песнопения обходил алтарь справа налево, затрачивая на произнесение первой части произведения строго определенное время. Затем хор выполнял поворот и пел следующую часть, которая называлась антистрофой. Затем хор останавливался и исполнял третью часть.Античные стихи не имели рифмы. Стихообразующими элементами были ритм и напев. Именно поэтому деление на строфы имело огромное значение. Без него было бы очень трудно воспринимать стихи. Непосредственно от торжественных песнопений происходят античные оды. Сходное строение имели некоторые жанры и в позднейшие времена. Строфа - метрическое понятие. В нее входят определенное количество стихов. Число стоп в одних и тех же стихах разных строф тоже должно быть одинаковым. Есть и другие отличительные признаки - например, размер, чередование рифм. Кроме того, строфа представляет собой законченный по смыслу отрывок. Если смысл не укладывается в одну строфу, ее соединяют с другой. Более крупные периоды могут повторяться в определенном порядке.Формы строфы очень разнообразны. Однако есть и традиционные. Они имеют свои названия. Самые большие группы строф - античные, восточные и романские. Наиболее популярная античная строфа - сапфическая. Она состоит из трех сапфических стихов и одного адония, который представляет собой укороченный стих. Не менее известны классическая элегическая строфа, алкеева, гликонова, асклепиадова. Античные строфы несколько видоизменились, поскольку в большинстве современных систем стихосложения долгота гласных не является стихообразующим элементом. В Западной Европе сформировались романские типы строф - октава, термина, сонет, канцона, рондо, ритурнель, триолет, мадригал и другие. До определенного момента стихи были тесно связаны с музыкой, поэтому формы строфы и жанры музыкальных произведений формировались одновременно. Многие формы впервые появились в итальянской поэзии - например, творцами канцон принято считать Данте и Петрарку. Западная и восточная культуры на протяжении столетий непрерывно контактировали, а соответственно, проникали и новые стихотворные формы. В частности, властвовавшие в Испании мавры принесли такую строфу, как газель. Она представляет собой несколько двустиший, где первая строка рифмуется со всеми четными. Европейские поэты использовали и касыды, и макамы. Обычно в строфе бывает от двух до шестнадцати стихов. Однако встречаются и периоды большей длины - например, у Державина. Длинные строфы делятся на более мелкие части. Например, в знаменитой пушкинской "онегинской строфе" четко прослеживаются три четверостишия и двустишие с парной рифмой.