Совет 1: Что такое ассонанс

Ассонанс – фонетический прием организации текста в литературе и поэзии. Суть ассонанса заключается в повторении одинаковых гласных звуков в определенном высказывании.

Разница между ассонансом и аллитерацией

В первую очередь ассонанс используется для создания особого колорита внутри художественного текста, в особенности поэтического текста. По сути, ассонанс является своеобразным инструментом в руках писателей и поэтов, которому каждый из них находит уникальное применение. В литературоведении ассонанс часто упоминается в паре с аллитерацией – приемом основанном на повторении согласных звуков. Часто эти приемы можно встретить внутри одного поэтического текста. Например, в отрывке стихотворения С.Я. Маршака:

По небу голубому
Проехал грохот грома.

Ассонанс и аллитерация в этих строках прекрасно соседствуют друг с другом, создавая в стихотворении яркий образ летнего дня. Эти два приема способны придавать особую музыкальность поэтическим произведениям или передавать характер звучания того или иного явления, делать текст в целом более выразительным.

Функции ассонанса в тексте

Кроме того, ассонанс как бы объединяет различные слова между собой, а также выделяет их на фоне остального текста особой напевностью, ритмом и гармонией. Каждая гласная имеет особую длительность и характер звучания, самобытное применение различных свойств звуков отличает поэтические языки разных авторов.

Еще одной функцией ассонанса является его применение для создания особого вида рифмы. Такую рифму часто называют неточной или ассонансной. В этой рифме созвучны только гласные. Например, «пояс – поезд». Известно, что в средневековой поэзии ассонанс был одним из самых распространенных приемов для создания рифмы внутри поэтического текста. Также в XIX веке (испанцы и португальцы) довольно часто применяли в своей поэзии данный прием. Считается, что его популярность в этих странах связана с фонетическими особенностями их языков.

История использования приема

Обнаружить ассонанс в оригинальных поэтических текстах немецких поэтов довольно сложно. Одним из редких и ярких примеров использования данного приема является «Аларкос» Шлегеля. В основном же ассонанс встречается в переводных или подражательных текстах.

В народной поэзии славян ассонанс является распространенным, хорошо освоенным явлением. Очень часто встречаются ассонансные рифмы, сочетающиеся с аллитерацией в соседних строках. Таким образом, у славян проявляется себя более-менее разработанная рифма.

Многие авторы XX века также широко использовали в своих текстах ассонанс. Не менее популярным он остается и в современной поэзии. Некоторые исследователи связывают это с «душевной надорванностью» современных творцов. Невозможность гармонии и умиротворения якобы не позволяют им использовать строгие виды рифм в своих произведениях.

Совет 2: Что такое элементы композиции в литературоведении

Литературная композиция – это соотношение частей произведения в определенной системе и последовательности. При этом композиция представляет собой стройную, целостную систему, включающую различные способы и формы литературно-художественного изображения и обусловленную содержанием произведения.

Сюжетные элементы композиции

Прологом называется вступительная часть произведения. Она либо предваряет сюжетную линию или основные мотивы произведения, либо представляет собой краткое изложение событий, предшествовавших описанным на страницах книги.

Экспозиция в чем-то сродни прологу, однако, если пролог не оказывает особого влияния на развитие сюжета произведения, то экспозиция непосредственно вводит читателя в атмосферу повествования. В ней дается характеристика времени и места действия, центральных персонажей и их взаимоотношений. Экспозиция может находиться как в начале (прямая экспозиция), так и в середине произведения (задержанная экспозиция).

При логически ясном построении композиции за экспозицией следует завязка – событие, которое начинает действие и провоцирует развитие конфликта. Иногда завязка предшествует экспозиции (например, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»). В детективных романах, которые отличаются так называемым аналитическим построением сюжета, причина событий (т.е. завязка) обычно открывается читателю уже после порожденного ею следствия.

За завязкой традиционно следует развитие действия, состоящее из ряда эпизодов, в котором персонажи стремятся разрешить конфликт, но он лишь только обостряется.

Постепенно развитие действия подходит к своей наивысшей точке, которая носит название кульминация. Кульминацией называется решающее столкновение персонажей или переломное событие в их судьбе. После кульминации действие неудержимо движется к развязке.

Развязка – это завершение действия или по крайней мере конфликта. Как правило, развязка наступает в конце произведения, но иногда появляется и в начале (например, в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание»).

Часто произведение завершается эпилогом. Это заключительная часть, в которой обычно рассказывается о событиях, последовавших после завершения основного сюжета, и о дальнейших судьбах персонажей. Таковы эпилоги в романах И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

Лирические отступления

Также в композиции могут присутствовать внесюжетные элементы, например, лирические отступления. В них автор сам предстает перед читателем, высказывая собственные суждения по разным вопросам, не всегда имеющим непосредственное отношение к действию. Особый интерес представляют лирические отступления в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина и в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.

Все перечисленные элементы композиции позволяют придать произведению художественную цельность, логичность и увлекательность.

Совет 3: Что такое фигура речи

Стилистическая фигура - это необычное построение предложений, особый оборот речи, способствующий достижению необычайной выразительности. Она служит средством индивидуализации и широко используется авторами художественных произведений.

Виды стилистических фигур

Стилистическая фигура включает в себя такие приемы, как инверсия, анафора, ассонанс, плеоназм, умолчание, эллипс, риторический вопрос и т.д. Значение таких фигур речи становится понятным только в контексте конкретного художественного произведения. В обыденной речи такие обороты практически не употребляются.

Подробнее о некоторых фигурах речи

Инверсия представляет собой нарушение последовательности речи, которое делает ее более выразительной. Особо часто инверсия встречается в произведениях, написанных в стихотворной форме. К примеру, в стихотворных строках «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль» (К портрету Жуковского) А.С. Пушкин с помощью инверсии сделал акцент на «пленительной сладости» стихов романтика XIX века.

Суть анафоры заключается в повторе одинаковых слов либо созвучий в начале художественного произведения. Очень любил использовать анафору в своем творчестве Ф. Тютчев, С. Есенин, Н. Гоголь и др. Примером могут служить стихотворные строки «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. Есенин).

Ассонанс - это повторение в стихотворном произведении какого-либо гласного звука также с целью усиления выразительности. К ассонансу относят и неточную рифму. В ней созвучны лишь некоторые звуки, в основном гласные звуки под ударением.

Плеоназм, как и ассонанс, относятся к такой стилистической фигуре, как повторение. Однако в данном случае повторяются не звуки, а подобные слова и обороты, таким образом создавая эффект нагнетания. А.П. Чехов в рассказе «Таинственный незнакомец» с помощью плеоназмов выразил растущее чувство вины человека, наступившего на Каштанку: «Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноват».

Фигура умолчания в литературе заключается в недосказанности, оставлении какой-то темы неосвещенной ввиду возникшего волнения и т.д. Причем молчание в художественном мире приобретает особое значение. Издревле оно связывалось с народной мудростью «слово – серебро, молчанье - золото», однако со временем претерпело существенные изменения и могло означать даже какую-то скрытую угрозу. Эта невысказанная угроза ощущается, к примеру, в финальной ремарке «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».

Все стилистические фигуры, так или иначе, связаны с литературным творчеством. Они оживляют художественную речь, позволяют выделить основные моменты в сюжете.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше