Инструкция
1
Определите идейное содержание и художественную форму произведения. Идейное содержание включает в себя тематику, социально-исторические характеры, выбранные писателем; проблемы, которые поднимает автор, авторскую оценку и авторское отношение к тому, о чем он пишет. Художественная форма – это изобразительные предметные детали, с помощью которых созданы характеры, портреты, бытовая обстановка, пейзаж, сюжет. Это и композиция произведения - экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог.
2
Придерживайтесь следующей примерной схемы. Напишите кратко историю создания произведения (если она вам известна). Определите тематику произведения (то, о чем написано произведение). Подумайте об идейной направленности текста.
3
Определите жанровое своеобразие произведения. Вспомните содержание произведения и определите основных (главных) и второстепенных героев. Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» главные герои: Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов. Герои второго плана: Элен Курагина, Марья Болконская, Анатоль Курагин, Платон Каратаев и другие. Перескажите кратко сюжет произведения.
4
Помните, что в сюжете может быть как одна линия, так и несколько. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» одна сюжетная линия, а в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» - несколько переплетающихся между собой.
5
Выделите основные художественные приемы и средства, с помощью которых создаются художественный образы, раскрывается смысл произведения.
6
Поэтический текст начните анализировать с внимательного прочтения стихотворения. Воспринимается ли текст как единое целое или можно выделить в нем отдельные части. Как связаны между собой эти части. Определите, какие поэтические образы созданы автором, как и в какой последовательности эти образы сменяются, если их несколько.
7
Подумайте, как связано название стихотворения с поэтическими образами. Укажите жанр произведения. Разберитесь в том, какова тема и идея лирического текста.
8
Перечитайте текст и определите структуру (композицию) стихотворения. Для этого определите размер стихотворения. Выделяются ли, выбиваются из ритма какие-либо слова, строки. Если да, то почему, для чего это нужно автору.
9
Определите способы рифмовки, найдите примеры звукописи (аллитерация и ассонанс, если они есть в тексте). Как это помогает создать образ, передать настроение и идею.
10
Найдите изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и другие), определите их функцию. Обратите внимание на то, есть ли в тексте стилистические фигуры: инверсии, анафоры, эпифоры, риторические вопросы, обращения и т.п).
11
Отразите в анализе свое отношение к прочитанному тексту.