Совет 1: Как делать анализ эпизода

Анализ эпизода художественного произведения – это одна их форм работы на уроках литературы, имеющая целью определение его места в контексте произведения и связи с идейным содержанием текста. Эпизод определяется как законченный фрагмент, ограниченный временем происходящего действия, его местом и составом действующих лиц. Анализируя эпизод, учитывайте логическую последовательность в этапах этой работы.
Вам понадобится
  • - литературное произведение;
  • - литературоведческий словарь.
Инструкция
1
Определите границы анализируемого эпизода. Иногда это определение уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.
2
Охарактеризуйте событие, составляющее «основу» эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
3
Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, второстепенные, внесюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.
4
Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа). Проследите, как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и что делают для их достижения. Обратите внимание, присутствует ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.
5
Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.
6
Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода. Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.
7
Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции.
8
Определите роль вспомогательных художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.
9
Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения.

Совет 2: Как делать анализ произведения

Анализ произведения – процесс синтетический. В нем нужно зафиксировать свои чувства и в то же время подчинить их изложение строгой логике. Кроме того, вам понадобится разложить стихотворение или рассказ на составные части, не переставая воспринимать его как единое целое. Справиться с этими задачами поможет план анализа произведения.
Инструкция
1
Приступая к анализу любого художественного произведения, соберите информацию о времени и условиях его создания. Это касается общественных и политических событий того времени, а также этапа развития литературы в целом. Упомяните, как была встречена книга читателями и критиками той эпохи.
2
Вне зависимости от типа произведения необходимо определить его тему. Это предмет повествования. Также сформулируйте основную проблему, которую рассматривает автор – вопрос или ситуацию, которая не имеет однозначного решения. В контексте одной темы в произведении может быть рассмотрено несколько проблем.
3
Выделите идею, выраженную автором. Она заключается в предложенном способе решения проблемы. Если такового на данном этапе быть не может, писатель укажет на необходимость и сферу его поиска.
4
Напишите, каким вы увидели отношение автора к теме и проблеме произведения. Объясните, как вы пришли к такому выводу. Увидеть авторскую точку зрения можно как в прямых оценках и репликах, так и в подтексте.
5
Проанализируйте содержание и форму книги. Если перед вами поэтическое произведение, остановитесь на образе лирического героя. Расскажите, как он создается и описывается, какие мысли и чувства выражает. Предположите, насколько далек этот образ от реального, биографического автора.Обратите внимание на форму произведения. Определите, каким размером оно написано, какие рифму и ритм использует автор, с какой целью. Охарактеризуйте тропы и стилистические фигуры, встречающиеся в тексте, и приведите примеры для каждого из наименований.
6
Если вы анализируете эпическое произведение, после определения тематики и проблематики назовите все сюжетные линии, которые есть в книге. Затем для каждой из них распишите сюжетную схему (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
7
Говоря о композиции, обратите внимание на то, как скомпонованы все части произведения, сопровождаются ли они рассуждениями автора (лирическими отступлениями), дополнительными образами и картинами, вставками дополнительных сюжетов («рассказ в рассказе»).
8
Опишите образы главных героев произведения, посмотрите, как они взаимодействуют, как развиваются конфликты.
9
После основной части анализа и лирики, и эпоса охарактеризуйте авторский стиль, т.е. особенности выбора темы, построения сюжета, языковых приемов, характерные именно для его произведений.
10
Далее определите литературное направление, к которому относится книга, и жанр произведения. Назовите признаки, которые на это указывают. Если автор несколько нарушил «каноны», расскажите, как и для чего он это сделал.
11
В заключении поделитесь своими собственными эмоциями и ассоциациями, вызванными книгой. Оцените, насколько актуально произведение и как оно воспринимается в современном контексте.

Совет 3: Как делать анализ художественного произведения

Умение анализировать художественное произведение является показателем читательской культуры. При это следует отличать академический анализ от читательского. Для того чтобы воспринимать произведение не в формате учебного процесса, следует постараться вникнуть не столько в идейно-художественное своеобразие, сколько в мотивацию поступков героев.
Инструкция
1
В процессе чтения художественного произведения необходимо выделить главных действующих лиц, определить роль второстепенных героев и попытаться понять, какую роль они призваны сыграть в судьбе главных героев. Необходимо выделить авторскую позицию к героям и происходящему – это несложно. Отношение автора может выражаться в определенной эмоциональной окраске описания, иногда автор выступает как полноправный персонаж. Классический пример авторского присутствия – «Евгений Онегин».
2
Давая оценку действиям героев произведения необходимо абстрагироваться от мысли, что это художественное произведение и анализировать поступки героя как реально существующей личности. Изучая «образ Печорина», девушка может задать себе вопрос – а пошла бы она за него замуж, если бы представилась такая возможность? Ответ на данный вопрос выявит положительные и отрицательные стороны личности героя. При таком подходе к оценке личности персонажа могут возникнуть противоречия с традиционной литературоведческой трактовкой произведения, но это реальная возможность применения навыков психологического анализа в реальной действительности.
3
Анализируя сюжетную линию, интересно пофантазировать и представить жизнь героев до появления их на сцене. Александр Андреич Чацкий по традиции считается положительным героем, не понятым «фамусовским обществом». Но если восстановить выпущенные эпизоды, вопрос его «положительности» будет поставлен под сомнение. Герой воспитывался в семье Фамусовых, дружил с Софьей, а потом исчез непонятно куда на несколько лет. С его возвращения начинается пьеса «Горе от ума», и что видит читатель? Умный человек начинает навязывать свое видение мира, требовать незамедлительного пересмотра ключевых позиций фамусовского общества, а главное – требует от Софьи былой любви и считает себя искренне оскорбленным, не получив ответной реакции. А возможно такое, что именно непонятное отсутствие Чацкого убило любовь Софьи?
4
Уровень восприятия художественного произведения не ограничивается его анализом. Говорить о полноценном восприятии можно в том случае, если читатель может идентифицировать себя с героями произведения, а это значит – анализ произведения через призму собственного опыта, моделирование ситуации и нахождение решения проблем. Интересно попробовать продолжить произведение. Как бы могла сложиться дальнейшая судьба героев? Что бы произошло с героями, если бы не произошло, то, что придумал автор? Как бы повели себя герои, исходя из тех характеристик, которые были выявлены в ходе анализа? Что было бы, если бы Карандышев не убил Ларису, а только ранил? Ответы на такие вопросы не только расширяют представление о произведении, но и отсылают к изучению дополнительных источников. Здесь уже можно говорить о влиянии читательской культуры на общую культуру личности.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше