Совет 1: Как сделать разбор "После бала" Л. Толстого

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» изучается в школьном курсе литературы в 8 классе. Методика его преподавания утвердилась давно и прочно, разработана система уроков по анализу композиции, жанра, особенностей конфликта, использованных автором художественных средств. И все-таки, несмотря на хрестоматийность, рассказ каждый раз звучит по-новому, а его преподавание получает современные трактовки.
Вам понадобится
  • Рассказ Л.Н. Толстого «После бала».
Инструкция
1
Произведение относится к последнему периоду творчества писателя, и на этот факт следует обратить внимание школьников, приступая к изучению рассказа. Перед чтением текста познакомьте учащихся с основными фактами биографии Л.Н. Толстого, сведениями о его личности и о последних годах жизни великого русского классика.
2
История создания произведения многое раскрывает в авторском замысле. Подводя итог начальному этапу урока, поставьте перед учащимися вопрос: «Почему писатель, находясь в преклонном возрасте, обратился к воспоминаниям своей молодости?» Обратите внимание школьников на то, что история несостоявшейся женитьбы главного героя случилась с братом писателя – Сергеем Николаевичем.
3
Проведите комментированное чтение рассказа. После ознакомления с текстом предложите учащимся систему вопросов, направленных на выявление умения школьников правильно понимать сюжет художественного произведения.
• Почему рассказ называется «После бала»?
• Почему первоначальное название «Дочь и отец» было изменено автором?
• Каким представляется герой произведения Иван Васильевич в юности?
• Почему бал выглядит для него «чудесным»?
• Как воспринимает рассказчик полковника на балу?
• В каком настроении и почему Иван Васильевич покидает бал?
• Что увидел рассказчик на плацу?
• Почему так подробно описана сцена экзекуции?
• Что пишет Толстой об отношении Ивана Васильевича к увиденному на плацу?
4
В процессе работы над ответами можно предложить учащимся составить краткий план рассказа: вступление, описание бала, после бала, заключение.
5
Предложите школьникам подобрать цитатный материал, подводящий к выявлению проблемы рассказа. Этот материал должен соответствовать основным микротемам произведения: «прекрасное чувство» героя к дочери полковника, портреты Вареньки и ее отца, обстановка на балу, состояние рассказчика после бала, унылый пейзаж весеннего утра, страшная картина экзекуции, поведение полковника на плацу, описание чувства, охватившего Ивана Васильевича после увиденного.
6
Познакомьте учащихся с понятием антитезы. Предложите им, обратившись к художественному материалу, найти сцены, в которых Толстой использует прием противопоставления. Обратите внимание школьников на то, что контрастности автор достигает средствами языка, которые следует выписать в тетрадь. Итогом этой работы должно стать заключение о том, что прием контраста помогает сорвать маску добродушия с лица полковника и выявить его подлинную сущность.
7
Итоговый этап работы над анализом рассказа «После бала» должен привести к главным выводам, формулировки которых учащиеся записывают в тетрадь. Связаны эти выводы прежде всего с образом Ивана Васильевича – повествователя.
• Рассказчик – добрый и честный человек, испытывающий отвращение к жестокости и насилию.
• Утро после бала изменило жизнь Ивана Васильевича: он не женился на Вареньке.
• «Любовь пошла на убыль», потому что герой все время вспоминал отца Вареньки.
• Он не пошел служить в армию, как хотел ранее, и не служил вовсе, боясь принять невольное участие в насилии.
• Герой не приходит к выводу, что с насилием и жестокостью надо бороться. Не оправдывая зло, он тем не менее считает, что не знает чего-то такого, что известно уверенным в своей правоте «полковникам» и другим творящим насилие.

Совет 2: Что такое орфоэпический разбор

Орфоэпический разбор входит в обязательную программу обучения русскому языку, и нередко выносится в аттестационные задания (ЕГЭ, ГИА). Он представляет собой анализ словоформы, который описывает нормы ее произношения.
Прежде чем говорить о разборе, необходимо разобраться с тем, что такое орфоэпия. В современном русском литературном языке ее понимают как дисциплину, которая изучает нормы произношения в языке и создает рекомендации касательно речевой деятельности.Существует и второе определение орфоэпии – группа языковых норм, которые оформляют нормы звукового выделения единиц в предложении, правила постановки ударения и интонирования.На уроках русского языка в школе изучаются такие нормы, как произношения согласных в словах, которые пришли из других языков; изучение правил произношения определенных сочетаний (жд, чт, чн, зж); возможность варьирования мягкости согласных и ударения. Все это составляет особый орфоэпический словарь.Для того, чтобы понять правильность написания того или иного слова, необходимо провести разбор слова. Сначала нужно прочесть слово и поразмышлять о возможности иного его произнесения. Затем необходимо воспользоваться словарем и выяснить его правильное произношение. Произнесите его правильно, чтобы оно отложилось в памяти.В том случае, если разбор необходимо сделать письменно, то слово нужно зафиксировать с краткими примечаниями касательно правильной постановки ударения и правильного произношения (образец: умн́ее – ударение находится на втором слоге).При разборе необходимо учитывать, что вследствие развития русского литературного языка появилось такое явление, как несоответствие произнесенных звуков буквам на письме. Например, слово «что» будет произноситься как [што]. Подобный факт считают нормативным, поскольку он появился в языке до создания орфоэпии.Важно помнить о том, что гласные отчетливо слышимы только тогда, когда находятся под ударением; гласный «о» в слабой (безударной) позиции является пограничным между звуками «а» и «о» и обозначается в разборе так «^»; звуки «е», «я», находясь не под ударением, произносятся как звуки, близкие к звуку «и», и т.д.
Видео по теме
Как правильно ставить ударение в слове «кухонный»
Связанная статья
Как правильно ставить ударение в слове «кухонный»

Совет 3: Как сделать словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор проходят все школьники на уроках русского языка. Он необходим для того, чтобы понять, от какого слова было образовано исследуемое слово и с помощью каких средств и процессов оно было образовано. Звучит сложно, но на деле это всего лишь несколько простых аналитических действий.

Задачи словообразовательного разбора слова



Цель словообразовательного разбора слова заключается в том, чтобы узнать, с помощью каких средств и способов слово было образовано и какие языковые процессы сопровождали образование слова. Чтобы правильно выполнить словообразовательный разбор, необходимо уметь отличать изменяемые слова от неизменяемых и, если слово относится к изменяемым, находить начальную форму этого слова. Также школьник должен понимать, как определить основу слова, уметь найти парное слово, т.е. максимально схожее по форме, уметь правильно выделить части слова (суффиксы, приставку, корень и т.д.) В результате правильно произведенного словообразовательного разбора можно сделать вывод о том, как было сформировано анализируемое слово.

Этапы словообразовательного разбора слова



Словообразовательный разбор проводится в несколько этапов. Для начала необходимо найти начальную форму слова. Для существительных это форма единственного числа в именительном падеже, для прилагательных - единственного числа, мужского рода, для количественных числительных - форма именительного падежа (десять, пятьсот), а для порядковых числительных - форма единственного числа, мужского рода и именительного падежа (десятый, пятисотый). Начальной формой глагола, также как и причастий и деепричастий, является его начальная форма, т.е. инфинитив.

Следующим этапом необходимо найти самое близкое по форме и значению слово к анализируемому слову, затем объяснить значение слова и выделить исследуемую и производящую основы.

Далее необходимо определить, с помощью каких словообразовательных средств слово было образовано. Это делается в случае, если у исследуемого слова есть суффикс и/или приставка. Обозначаем способ словообразования: аффиксальный, приставочный, суффиксальный, постфиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, приставочно-суффиксально-постфиксальный или неаффиксальный (сокращение или сложение).

В конце словообразовательного разбора необходимо указать процессы, участвующие в словообразовании, если имеются: чередование гласных и согласных, усечение производящей основы, интерфиксация.

Полученные результаты можно проверить с помощью словообразовательного словаря русского языка.
Источники:
  • Особенности словообразовательного разбора
Источники:
  • план рассказа после бала
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше