Совет 1: Что такое художественная литература

Понятие художественности в литературе было введено классицистами, желающими привести к единому знаменателю все существующие явления в природе и общественных отношениях. Однако этот «камешек» был запущен настолько «удачно», что до сих пор так и нет единого мнения о том, что же такое художественность. Попробуем дать определение с позиций структурализма, рассматривающего литературу как коммуникативный акт с установкой на выражение.
Инструкция
1
Найдите определение «художественность», «литература», «художественная литература» в Краткой литературной энциклопедии. Примечательно, что, с точки зрения составителей и редакторов этой энциклопедии дать раз навсегда устойчивое определение этим (да и многим другим) понятиям теории литературы не представляется возможным. И именно поэтому энциклопедия – «краткая», а статьи, представленные в ней, постоянно расширяются и дополняются. Однако значительная часть из них была создана как раз в 60-70-е годы XX века, когда и в русском, и в мировом литературоведении господствовал структурализм, который, впрочем, и до сих пор не потерял своей актуальности.
2
В любом настоящем художественном произведении смысл всегда противопоставлен содержанию. Под содержательной стороной подразумевается материальная основа сообщаемого, семантика (значения) слов текста. Поэтому можно говорить, например, о содержании, содержательности учебника. А смысл произведения формируется в результате рефлексивной деятельности читателя и является понятием интерсубъективным.
3
Обратите внимание: почему нельзя поставить в один ряд произведения, например, Ф. М. Достоевского и Д. Донцовой, хотя, казалось бы, и в том, и в другом случае (если говорить о «Преступлении и наказании» и об одном из детективов Донцовой) речь идет об убийствах? Потому, что интерсубъективность подразумевает степень духовного освоения личностью понятий идеального и реального и их взаимосвязей, которые можно обнаружить в тексте, в его содержании. А если содержание произведения направлено исключительно на событийный (содержательный), внешний ряд, то его назвать художественным нельзя. Иными словами, настоящее художественное литературное произведение неизмеримо больше, чем значение всей совокупности единиц текста, так как автор подразумевает в процессе его создания сотворчество читателя.
4
Таким образом, художественной литературой можно назвать произведения письменного словесного творчества (в отличие от фольклора), созданные путем отражения событий реального мира с точки зрения функциональных взаимосвязей текста.

Совет 2: Что такое обрядовый фольклор

Вся жизнь человека, так или иначе, связана с некими обрядовыми действиями. И пусть в современном мире они немного утратили свое значение, сами действия остались. Люди отмечают свадьбу, рождение детей, календарные праздники. И каждое действие сопровождается некими обрядами или суевериями, которые наши предки чтили и считали магическими.
Обрядовый фольклор бывает семейным и календарным. Календарные обряды связаны с тем, что предки путем заклинаний и обрядов пытались достичь хороших урожаев и уберечься от капризов природы. Календарные обряды были в каждом времени года свои и с ними связано много праздников, дошедших и до наших дней. Зимние обрядовые игры сопровождались исполнением колядок и песен, гаданием. Большинство праздников отмечались по церковному календарю. Венцом зимних праздников была масленица, которая эту зиму прогоняла. Гулянья длились целую неделю, а в последний день обязательно сжигалось чучело зимы, исполнялись масленичные песни, которые должны были «звать» весну. А вот после масленицы наступал пост, нарушать который какими-то увеселениями было нельзя. На пасхальной неделе весенние обряды сопровождались заклинаниями весны, заговорами скота, хороводами, гаданием. Все моменты обрядов сопровождались соответствующими песнями: веснянками, семицкими и троицкими песнями. В песнях были ярко выражены мотивы культа земледелия, отождествления живой природы. Наступало время и для любовных мотивов. Ведь после пасхи традиционно играли первые весенние свадьбы. А обряд свадьбы уже относится к семейным. На свадьбе можно было услышать самый большой выбор семейного обрядного фольклора. Это и причеты, и плачи, и заговоры, и загадки, лирические и величальные песни. Да и каждый этап свадьбы сопровождался своим сказанием. Например, «прощание невесты с красотой» сопровождалось причетами подружек, в которых они сетовали на то, какая тяжелая жизнь ждет невесту. Каждый этап свадьбы носил свое название – сватовство, рукобитие, сговор, пропой и т.д и сопровождался скоморошными потешками и плясками.Обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, были призваны защитить младенца от нечистой силы и сглаза. Сейчас же эти присказки вошли и в наш обиход. Многие родители используют русские потешки и присказки в общении с ребенком, не придавая внимания его истинному значению. Певучий язык русского фольклора хорошо воспринимается маленькими детьми, подготавливая их к первой самостоятельной речи. На похоронах исполнялись причеты, в которых оплакивался покойник, и рисовалась будущая жизнь его семьи, которая потеряла кормильца. Исполняли причеты специально приглашенные женщины.

Совет 3: Что такое семантика

Значение того или иного слова в лингвистике называют семантикой. Эта наука изучает процесс создания смысла того или иного слова, возможные варианты его значений, а также имеет дело с одной из элементарнейших единиц языка – знаком.
Слово «семантика» пришло в конце 19 века в русский язык из французского и в современном языкознании оно чаще всего обозначает лексическое значение той или иной языковой единицы. Иногда под ним понимают раздел лингвистики, который изучает смысловую нагрузку слов, используемых на территории языка (его также называют языковедческой семантикой).Объектом исследования данного раздела является совокупность компонентов одной из основных единиц языка (знака) – значащего, значимого и денотата. Под значащим понимается внешняя оболочка слова, которая может выражаться в последовательности звуковых или письменных обозначений. Она обладает специфической связью с предметом, который ею обозначается (денотатом), и предметом, который появляется в сознании человека при упоминании данного слова (значимым). Связь между этими тремя элементами формирует значение словоформы и является первопричиной появления синонимии, омонимии и перифраза. Слова могут объединяться в группы по принципу схожести содержания, таким образом они создают различные лингвистические поля. К примеру, все слова, которые могут выражать понятие «доброта» представляют собой одновременно и лексическое, и семантическое поле. Семантика языка закрепляет понятия, отражающие реалии жизни социума, которые были достигнуты по мере его развития.Многозначное слово – еще один предмет изучения данного раздела лингвистики. В некоторых случаях его называют полисемантом. Подобные словоформы обладают огромным количеством вариантов взаимосвязанных лексических значений. Внутри этой науки выделяют несколько направлений, по которым ведутся исследования языка. Наиболее известные из них это компонентный анализ, способ тезаурусов и полей, анализ лексических вариантов словоформ и культурологический анализ.

Совет 4: Что такое художественный текст

Во время обучения русскому языку и литературе особое внимание обращается на изучение художественных текстов, их признаков и особенностей. Художественный стиль используется во всех литературных произведениях.

Понятие художественного текста

Художественный текст (художественное описание) является частью текстовых описаний в ролевых материалах. В них не бывает игровых и игромеханических данных. Художественный текст часто написан с позиции обывателя о литературных фрагментах отдельных сторон мира. Художественные тексты создают атмосферу, разжигают воображение читателей, помогают погрузиться в текст. Например, к художественному стилю можно отнести стихотворения, рассказы, романы, поэмы и многие другие жанры литературы. Многие классики российской литературы использовали в своих произведениях именно художественный стиль.

Особенности и признаки художественных текстов

Художественный текст относится к художественному стилю речи. Из этого выделяются его отдельные признаки. Художественный текст богат различными средствами выразительности, такими как эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории и многие другие. С помощью таких средств автор строит образы и понятия того, о чем идет речь в художественном произведении. Художественный текст также обладает высокой степенью эмоциональности. С помощью такого стиля автор не только может передавать собственные эмоции, но и вызывать их у читателей. Например, с помощью средства описания автор передает настроение картины мира. Выраженную таким образом фантазию и чувства невозможно увидеть, к примеру, в научных статьях и деловых документах.

Художественным текстам также свойственна целостность. Это означает, что отдельные категории текста взаимосвязаны между собой, они образуют цельную структуру. Кроме этого, художественный текст всегда должен иметь идею и основную мысль автора. Часто из такого текста сложно выделить даже отдельное предложение, из-за которого может потеряться смысл всего произведения.

Информативность художественного текста

Художественный текст всегда имеет адресанта и несет в себе конкретную информацию. Такая информация, однако, может искажаться из-за особенностей восприятия читателя. Причина – отсутствие определенного жизненного опыта или другая точка зрение на описываемые факты и события. Анализирует художественные текст на этот счет специальная наука, которая называется стилистикой. Благодаря литературоведческому анализу художественного текста критиком, можно понять, что конкретно хотел донести автор до читателей.

Совет 5: Что такое художественная культура

Способность человека к эмоционально-чувственному восприятию действительности и к художественному творчеству побудила его выражать свои переживания образно, с помощью красок, линий, слов, звуков и т.д. Это способствовало появлению художественной культуры в широком смысле.

Что входит в понятие

Художественная культура - это одна из сфер общественной культуры. Ее суть - творческое отображение бытия (природы, общества и его жизнедеятельности) в художественных образах. Она имеет важные функции, такие как формирование эстетического восприятия и сознания людей, передача общественных ценностей, норм, знаний и опыта, и рекреационная функция (отдых и восстановление людей).

Как система она включает в себя:
- искусство как таковое (индивидуальное и групповое), произведения и художественные ценности;
- организационную инфраструктуру: учреждения, обеспечивающие развитие, сохранение, распространение художественной культуры, творческие организации, образовательные учреждения, демонстрационные площадки и т.д.;
- духовную атмосферу в обществе - восприятие искусства, общественный интерес к художественно-творческой деятельности, искусству, государственную политику в этой области.

К художественной культуре относятся массовая, народная, элитарная художественная культура; художественная и эстетическая стороны различных видов деятельности (политической, экономической, правовой); региональные художественные субкультуры; художественные субкультуры молодежных и профессиональных объединений и т.д.

Она проявляется не только в искусстве, но и в быту, и в материальном производстве, когда человек придает создаваемым им предметам практического и утилитарного назначения выразительность и привлекательность, реализуя свою потребность в эстетике и красоте, в творчестве. Помимо материальной сферы и физических предметов, она касается также и духовной сферы.

Художественная культура в узком смысле

Ядро художественной культуры - это профессиональное и бытовое искусство. Сюда относятся живопись, графика, скульптура, литература, музыка, танец, архитектура, театр, кино, цирк, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография. В рамках каждого из этих видов искусства создаются художественные произведения - картины, скульптуры, книги, фильмы, спектакли и т.д. В них люди посредством образов передают свое субъективное видение мира.

Искусство является важным средством познания человека и окружающего его мира. Оно способствует усвоению опыта людей в социуме, восприятию коллективных нравственных ценностей и установок.

Совет 6: Что такое классическая литература

Существует несколько видов литературы, каждый из которых обладает своими особенностями. Так, под классической литературой понимают произведения, которые считаются образцовыми для той или иной эпохи.

История термина

Классическая литература - довольно обширное понятие, поскольку к данному виду относятся произведения разных эпох и жанров. Это общепризнанные произведения, считающиеся образцовыми для эпох, в которые они были написаны. Многие из них входят в обязательную школьную программу.

Понятие классики в литературе сложилось в три последние века эпохи античности. Тогда оно обозначало определенных писателей, которые по разным причинам считались образцами и примерами для подражания. Одним из первых таких классиков был древнегреческий поэт Гомер - автор «Илиады» и «Одиссеи».

В 5-8 веках н.э. сложился список авторов текстов, которые определяли передаваемые в процессе обучения теории и нормы. В разных школах этот канон отличался минимально. Постепенно данный список пополнялся новыми именами, среди которых были представители языческой и христианской веры. Эти авторы стали культурным достоянием общественности, которым подражали и которых цитировали.

Современный смысл понятия

В период Эпохи Возрождения европейские писатели обратили свой взор на авторов античности, вследствие освобождения светской культуры от чрезмерного давления церкви. Результатом этого в литературе стала эпоха классицизма, при которой стало модным подражать древнегреческим драматургам, таким как Софокл, Эсхил, Эврипид, и следовать канонам классической драмы. Тогда под термином «классическая литература» в узком смысле стала подразумеваться вся античная литература.

В широком же смысле классическим стали называть любое произведение, создавшее канон в своем жанре. Например, есть классика эпохи модернизма, эпохи романтизма, реализма и т.д. Существует понятие отечественной и зарубежной, а также мировой классики. Так, признанными классиками отечественной литературы в России считаются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и т.д.

Как правило, в истории литературы разных стран и наций есть век, в который художественная словесность обрела наибольшее выражение, и такой век называют классическим. Существует мнение, что произведение обретает общественное признание, когда оно несет в себе «вечные ценности», что-то актуальное для всех времен, призывает читателя задуматься над какими-либо общечеловеческими проблемами. Классика остается в истории и противопоставляется произведениям-однодневкам, которые со временем предаются забвению.

Совет 7: Что такое древнерусская литература

Древнерусская литература – это литература, созданная в период с 11-го по 16-й века. Последующий 17-й век большинство исследователей относит к «промежуточному» периоду между древнерусской литературой и литературой Нового времени.
Инструкция
1
Надо сразу же четко уяснить, что древнерусская литература была глубоко религиозна по своей сути. Считалось, что литератор – «книжник», «летописец» - всего лишь Божье орудие, он пишет, направляемый Богом, для еще большего прославления и лучшего постижения Священного Писания. Поэтому о каких-то вольностях (вроде западных рыцарских романов) автор не смел и мечтать.
2
Это объясняется еще и тем, что славянская азбука, созданная в середине 9-го века знаменитыми братьями Кириллом и Мефодием, предназначалась для перевода священных христианских текстов. Церковнославянский язык по определению не мог стать языком, на котором создается светская художественная литература. По той же причине в древнерусской литературе вплоть до 17-го века не было ни вымышленных героев и сюжетов, ни описания любовных переживаний. Мало того, полностью отсутствовали комические творения (ведь смех считался греховным занятием, отвлекающим от молитв и благочестивых рассуждений).
3
Первым сохранившимся произведением считается «Слово о Законе и Благодати», принадлежащее перу Иллариона, митрополита Киевского. Создано оно, вероятнее всего, в конце 30-х–40-х годах 11-го века (в княжение Ярослава Мудрого). Начиная с 12-го века, расцветает такая форма литературы, как летопись. Самая известная из них – «Повесть временных лет». По мнению большинства исследователей, первый экземпляр (редакция) летописи составлена монахом Нестором, вторая редакция – монахом Сильвестром, а автор третьей редакции остался неизвестным.
4
Чаще всего создавались жития святых, прославляющих их христианские добродетели и подвижничество во имя веры. Древнейшие литературные памятники, дошедшие до нас – жития князей Бориса и Глеба, убитых (по официальной версии) по приказу родного брата Святополка, вошедшего в историю с прозвищем «Окаянный». «Сказание о Борисе и Глебе» принадлежит перу неизвестного автора, а «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» - перу уже известного нам Нестора.
5
Весьма распространенным жанрами было описание так называемого «хожения», то есть путешествий. В более позднее время, чаще употреблялся термин «хождение». Например, «Хожение игумена Даниила», совершившего путешествие в Палестину в самом начале 12-го века. Наиболее известное - «Хожение за три моря» Афанасия Никитина из Твери, совершившего путешествие в Индию во второй половине 15-го века.
6
А что же знаменитое «Слово о полку Игореве?» Оно настолько уникально, что по его поводу нет единого мнения. Некоторые исследователи до сих пор сомневаются в его подлинности.
Видео по теме
Источники:
  • древнерусская литература что это такое

Совет 8: Что такое искусство

Искусство - это любопытный вид человеческой деятельности. Сознание способно к созиданию - привнесению в наш материальный мир того, чего в нем еще никогда не существовало. И это так здорово, что разум позволяет людям быть творцами чего-то нового и прекрасного.
Задавшись вопросом, что же такое искусство, можно обнаружить в различных словарях, что это элемент духовной культуры, субъективное творческое отражение действительности и мироощущения, особая форма общественного сознания, чувственное познание мира, лакмусовая бумага царящего в народе менталитета.

Зачастую искусство соотносят с творчеством, однако творчество - это все-таки менее значимая категория, нежели искусство. Например, многие художники пишут картины, занимаются творчеством, но общепризнанным искусством, культурным наследием, станет работа далеко не каждого автора. Но, тем не менее, творчество наряду с искусством удовлетворяет наиболее важную духовную потребность человека в самовыражении.

Искусство – это игра образов, возникшая в воображении, которую удалось воплотить в реальной жизни. С другой стороны, умение генерировать новые идеи – это тоже своего рода искусство, которое, кстати, не каждому дано. Сейчас креативные идеи стоят немалых денег и могут принести популярность. И если идея действительно хороша, всегда найдутся люди, сумеющие ее эффективно реализовать.

Изначально существовало несколько видов искусства: живопись, скульптура, архитектура, художественная литература, пение, танцы, музыка, театр, но сейчас их гораздо больше. Фотография, киноискусство, модельерство, рекламная индустрия, шоу-бизнес, паркур – все это и многое другое можно с долей уверенности назвать современным искусством.

Искусство способно переносить не только информационное составляющее, но и чувственное, пробуждая в нас весь спектр эмоций и чувств. Кроме того, искусство отражает царящие в обществе настроения, вкусы, нравы. Именно поэтому всегда интересно наблюдать за тем, как меняются тенденции в творчестве с течением времени.

Одним словом, искусство – это воистину многогранная категория, неизведанная как сама душа. Для настоящих творцов искусство гораздо значимее, глобальнее, чем просто работа. Для них это самый настоящий смысл жизни.
Видео по теме
Источники:
  • Искусство

Совет 9: Что такое духовная литература

Духовная литература особняком стоит и от научных, и от художественных, и от публицистических книг, и в то же время словно соединяет в себе элементы всех остальных направлений литературы. Ответ на вопрос о том, что такое духовная литература, логично будет начать с определения самой духовности.

Что такое духовность?

Согласно словарю Ожегова, духовность – это свойство человеческой души, которое заставляет духовные, нравственные и интеллектуальные интересы ставить выше материальных благ. Ушаков трактует духовность как стремление ко внутреннему самосовершенствованию, к отрешенности от низменных, грубых чувств и интересов.

Соответственно, духовная литература – та, что помогает человеку саморазвиваться внутренне и стремиться к возвышению над своей низменной, животной природой и удовлетворением элементарных потребностей.
Основной вопрос, который возникает у атеистов в адрес религиозных трактатов – кто написал Библию (Коран и т.д.). Точные ответы на него, увы, могут дать лишь глубоко посвященные в суть вопроса, духовно развитые и просвещенные люди.

В разных странах и частях света принято традиционно считать средоточием духовности религиозные институты в различных традициях, будь то христианство, ислам, буддизм, индуизм и т.д. именно потому основополагающие произведения духовной литературы в разных странах «закручены» на религиозной мифологии, заповедях, житиях святых и т.д.

Религиозные трактаты

В каждой религиозной традиции есть свои так называемые религиозные трактаты – это «главные книги», которые содержат в себе, как принято считать, некие «инструкции по применению» земной жизни, которая проходит в приверженстве к конкретной религии. Так, для всех ответвлений христианства основной религиозный трактат – это Библия, для мусульманства – Коран, для индуизма – Бхагават-гита и т.д. В каждой духовной традиции – свои основополагающие Священные Писания.
Жизнеописания святых –больше, чем биографии почитаемых в той или иной духовной традиции личностей. Такие произведения обычно призывают читателей к подражанию образа жизни святых как эталону жизни христианина, мусульманина и т.д.

Однако это не означает, что помимо Библии, Корана, Бхагават-гиты и т.п., не существует более никаких духовных трактатов. Так, в индуизме (ведическая культура) насчитывается несколько тысяч таких религиозных произведений – Вед.

Жизнеописания святых людей

Еще один тип ортодоксальной духовной литературы – жизнеописания святых. Авторами их порой являются сами святые люди, порой – неизвестные авторы. Так, в православной традиции на слуху такие примеры, как «Сказание о 70 апостолах», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергия Радонежского» и т.д.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше