Инструкция
1
Надо сразу же четко уяснить, что древнерусская литература была глубоко религиозна по своей сути. Считалось, что литератор – «книжник», «летописец» - всего лишь Божье орудие, он пишет, направляемый Богом, для еще большего прославления и лучшего постижения Священного Писания. Поэтому о каких-то вольностях (вроде западных рыцарских романов) автор не смел и мечтать.
2
Это объясняется еще и тем, что славянская азбука, созданная в середине 9-го века знаменитыми братьями Кириллом и Мефодием, предназначалась для перевода священных христианских текстов. Церковнославянский язык по определению не мог стать языком, на котором создается светская художественная литература. По той же причине в древнерусской литературе вплоть до 17-го века не было ни вымышленных героев и сюжетов, ни описания любовных переживаний. Мало того, полностью отсутствовали комические творения (ведь смех считался греховным занятием, отвлекающим от молитв и благочестивых рассуждений).
3
Первым сохранившимся произведением считается «Слово о Законе и Благодати», принадлежащее перу Иллариона, митрополита Киевского. Создано оно, вероятнее всего, в конце 30-х–40-х годах 11-го века (в княжение Ярослава Мудрого). Начиная с 12-го века, расцветает такая форма литературы, как летопись. Самая известная из них – «Повесть временных лет». По мнению большинства исследователей, первый экземпляр (редакция) летописи составлена монахом Нестором, вторая редакция – монахом Сильвестром, а автор третьей редакции остался неизвестным.
4
Чаще всего создавались жития святых, прославляющих их христианские добродетели и подвижничество во имя веры. Древнейшие литературные памятники, дошедшие до нас – жития князей Бориса и Глеба, убитых (по официальной версии) по приказу родного брата Святополка, вошедшего в историю с прозвищем «Окаянный». «Сказание о Борисе и Глебе» принадлежит перу неизвестного автора, а «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» - перу уже известного нам Нестора.
5
Весьма распространенным жанрами было описание так называемого «хожения», то есть путешествий. В более позднее время, чаще употреблялся термин «хождение». Например, «Хожение игумена Даниила», совершившего путешествие в Палестину в самом начале 12-го века. Наиболее известное - «Хожение за три моря» Афанасия Никитина из Твери, совершившего путешествие в Индию во второй половине 15-го века.
6
А что же знаменитое «Слово о полку Игореве?» Оно настолько уникально, что по его поводу нет единого мнения. Некоторые исследователи до сих пор сомневаются в его подлинности.