Совет 1: Как определить рифму стихотворения

Расположение рифмы в словах, строках и стихах любого поэтического произведения не закреплено строгими правилами, а потому определить вид этой своенравной организующей силы поэзии не всегда удается. Для классификации типов рифм используются три основных признака, вычислив которые, можно будет понять, как именно построено стихотворение.
Инструкция
1
Посчитайте, на каком слоге слова стоит ударение в рифмованном стихе. Счет ведется от конца слова к началу. Если ударным оказался первый с конца слог, перед вами пример мужской рифмы (пришли – нашли).
2
Когда ударение падает на предпоследний слог, рифму называют женской. В этом случае в словах совпадает больше звуков, потому что задействованным оказывается и следующий за ударным слог.
3
Реже встречаются дактилическая и гипердактилическая рифма. Первая из них (она также называется трехсложной) подразумевает наличие ударения на третьем с конца слоге (приятели – мечтатели). Вторая – на четвертом и остальных по направлению к началу слова.
4
Обратите внимание на то, как рифмующиеся строки расположены внутри строфы. Строфа – это совокупность строк, которые объединены в одно целое рифмовкой, метрическим и ритмическим строением. Если автор зарифмовал первую строку со второй, а третью – с четвертой, можно утверждать, что он воспользовался смежной рифмой. Стихотворения, построенные по такому принципу, обычно легки для запоминания.
5
Строки, рифмующиеся через одну(первая - с третьей, вторая – с четвертой и т.д.), говорят о наличии перекрестной рифмы.
6
Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма характеризуется зарифмованными друг с другом первой и последней строкой в строфе.
7
Для обозначения сочетания рифмующихся строк обычно пользуются буквами латинского алфавита. Смежная рифма схематично будет представлена так: aabb, перекрестная – abab, кольцевая – abba.
8
В завершение определите тип рифмы по количеству совпадающих звуков. По этому признаку они делятся на точные и неточные. При употреблении точной достаточной совпадают последний ударный гласный звук и звуки, идущие за ним (приходится – заботиться). К этому же типу относятся йодированные рифмы, в которых звук j может выпадать или добавляться. В строфах с неточной рифмой одинаковыми будут только последние ударные звуки, а созвучие всех последующих может быть только частичным.

Совет 2: Как определить рифму

Рифмой называют последовательное употребление в строках конечных слогов, сходных по звучанию. Рифма помогает создать в произведении акцент на ритмическом рисунке поэтического текста. Для определения рифмы используется несколько основных характеристик.
Инструкция
1
Чтобы определить первую характеристику рифмы, посчитайте, на какой слог в рифмованных словах падает ударение.
Если ударение в последних словах рифмованных строк падает на последний слог, то такую рифму называют мужской. Пример употребления мужской рифмы – «крОвь-любОвь».
Если ударение падает на предпоследний слог, то определите рифму как женскую. Пример - «мАма-рАма».
Различают также и трехсложную или дактилическую рифму – это та рифма, в которой ударение падает на третий с конца слог. Например, «страдАния-прощАния».
Существует и гипердактилическая рифма – в ней ударение падает на четвертый слог с конца и далее, но она используется довольно редко.
2
Определите тип рифмовки в стихотворении. Для этого посмотрите, как рифмы расположены по отношению друг к другу в строфе. Строфой называют совокупность строк, объединенных одним ритмическим и метрическим рисунком, а чаще всего и одной рифмовкой. Выделяют смежную, перекрестную и кольцевую рифмы.
При смежной рифмовке созвучны строки, расположенные рядом:
Чтобы конфеты обязательно с лакрицей,

Чтобы на полке рядом два клубка и спицы.
Такую рифму обозначают буквами AABB.
При перекрестной рифмовке рифма наблюдается в строках через одну:
Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.
Обозначается такая рифма так: ABAB
При кольцевой рифме две рифмованные строки как бы берут в «кольцо» две другие.
Осенний вечер в скромном городке,

Гордящемся присутствием на карте.

Картограф был, наверное, в азарте

Иль с дочкою судьи накоротке.
Обозначение: ABBA
3
Помните, что в поэтическом произведении различные рифмы и различные способы рифмовки могут сочетаться в самых различных комбинациях. Поэтому, чтобы определить рифму в данном произведении, проанализируйте каждую строку. Даже в пределах одной строфы можно встретить разные виды рифмовки. Особенно часто такое наблюдается в стихах современных поэтов.
Рифма может быть точной и неточной. В неточной рифме конечные слоги могут быть схожи лишь отдаленно. Это тоже одна из отличительных черт современного поэтического текста.
Видео по теме
Полезный совет
Есть и другие термины, связанные с рифмами.

Панторифма – это прием, при котором все слова в одной и в следующей строке рифмуются между собой.

Сквозной называют рифму, которая проходит через все стихотворение.

Совет 3: Как найти рифму к слову

Рифма — это концевое созвучие слов. Наряду с ритмом, она является одним из признаков, отличающих поэзию от прозы. Любому поэту, таким образом, нужно уметь подбирать рифмы.
Инструкция
1
Рифма должна восприниматься на слух, а не на глаз. Поэтому и выбирать ее нужно по звучанию. Например, в «Евгении Онегине» Пушкина зарифмованы слова «скучно» и «душно».
2
Основа рифмы — совпадение ударной гласной. Слова «палка» и «селедка», хотя и обладают одинаковыми окончаниями, но различаются ударными гласными, а потому и не рифмуются.
3
Следует избегать и слишком полного совпадения рифмующихся слов. В поэтической среде это явление известно под шутливым названием «рифма ботинок-полуботинок».
4
В качестве художественного приема вполне допускается рифмовать омонимы, если различие их смысла обыграно в стихе, а также слова, которые пишутся и произносятся одинаково в определенных грамматических формах. Например, у того же Пушкина есть строки:

Но что же делает супруга
Одна, в отсутствие супруга?
5
Самый простой способ подобрать рифму — воспользоваться сходством падежных или глагольных окончаний. Однако глагольные рифмы из-за своего однообразия пользуются у поэтов дурной славой. Стихотворение, автор которого злоупотребляет ими, выглядит плоским и однообразным.
6
К некоторым словам по тем или иным причинам сложно подобрать полную рифму. Например, к слову «любовь» существует только три полных рифмы: «кровь», «вновь» и «морковь». Первые две из них так часто использовались в лирике, что сейчас выглядят затасканными штампами. Третья же носит явно пародийный характер и часто обыгрывается в юмористической поэзии.

Во избежание сложностей, не стоит ставить такие слова в конец поэтической строки.
7
Чтобы подобрать рифмующееся слово, выделите в первом слове звуковую основу и ищите, где она еще встречается. Например, Владимир Маяковский, отыскивая рифму к слову «трезвость», выделил в нем основу «резвс» и, повторяя ее на все лады и в разных сочетаниях, в конце концов отыскал подходящий вариант «в звезды врезываясь».
8
Помните что из любого правила, в том числе и из вышеприведенных, есть исключения. Настоящий поэт, основательно изучив и освоив правила рифмовки, понимает, какие из них можно в данном случае нарушить ради придания стихотворению большей выразительности.
Видео по теме

Совет 4: Как определить рифму стиха

Слово «рифма» произошло от греческого rhythmos, которое переводится как «соразмерность». Понятие рифмы — одно из основополагающих в теории стихосложения. Оно обозначает повтор звуков, которые связывают окончания двух и более строк.
Инструкция
1
Рифмой называют созвучие окончаний стихов. Роль ее в усилении ритмической организации поэзии огромна. Равномерное повторение ритмических единиц, опирающихся на внутреннюю соразмерность, служит ритмической основой стихотворной речи. В силлабо-тоническом стихосложении рифма является одновременно усилителем ритма и изобразительно-выразительным средством поэтического языка. Поэтому для анализа стихотворения очень важно уметь определять в нем рифмы.
2
В поэзии различают три основных вида рифм: мужские, женские и дактилические. Мужской называется рифма с ударением на последнем слоге в строке «забавлять – поправлять». В женской рифме ударение приходится на предпоследний слог в строке «правил – заставил», а дактилической рифме – на третий от конца строки слог «странники – изгнанники». Таким образом, чтобы определить вид рифмы, надо расставить в строках ударение и посмотреть на какой от конца слог оно падает.
3
Более многосложные рифмы называются гипердактилическими. Они встречаются редко. Примером может служить рифма в стихотворении Брюсова «опаловая – прикалывая».
4
В зависимости от того, насколько созвучны гласные и согласные звуки в конце строк, рифмы делятся на точные и неточные. В точных рифмах входящие в созвучные окончания гласные и согласные совпадают «жемчужною – южною». Неточной является рифма, основанная на совпадении одного, иногда двух звуков «красивая – неугасимая». Определяя тип рифмы, сравните окончания созвучных строк и определите, сколько в них совпадающих звуков. Если один-два или совпадений нет совсем, то перед вами неточная рифма. Если же в окончаниях более двух совпадающих гласных и согласных, то это точная рифма.
5
Помимо видов рифм нужно различать способы рифмовки. Они очень многообразны, но наиболее распространенными являются три: смежная, перекрестная и кольцевая.
6
Смежной (парной) называется рифмовка соседних строк: первой со второй, третьей с четвертой (по схеме «аабб»). В перекрестной рифмовке созвучными являются первая – третья, вторая – четвертая строки (по схеме «абаб»). При кольцевой рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (схема «абба»). Для выяснения способа рифмовки прочитайте четверостишие, определите созвучные строки и напишите схему, по которой наглядно будет виден способ рифмовки.
Обратите внимание
Стихотворения с рифмами одного вида (женской, мужской или дактилической) обычно невелики по объему. В больших поэтических произведениях, как правило, используются сочетания различных видов рифм.
Источники:
  • Литературная энциклопедия. Рифма

Совет 5: Как найти хорошую рифму

Случается, что рифма рождается сама собой, словно некая муза нашептывает поэту стих. Однако зачастую начинающим поэтам бывает сложно подобрать подходящую рифму: стихосложение сопровождается настоящими муками творчества.

Нужна ли поэтам техника?


Хорошие нетривиальные рифмы – практически обязательное условие при написании стиха, тем более если автор намеревается создать шедевр. Стихи чаруют читателя не только своим содержанием, но и формой: четким элегантным ритмом, к месту употребленными словами и оборотами речи, и, конечно же, хорошо подобранной рифмой.

На самом деле, принципы подбора рифм очень просты. В первую очередь, читатель хочет встретить рифмы нетривиальные, непривычные. Банальные сочетания, вроде «слезы-морозы» и «любовь-кровь», давно набили оскомину. Для того чтобы не допускать таких пошлых банальностей в своем творчестве, начинающему автору стоит изучить некоторые теоретические основы.

Разновидности рифм


Некоторые поэты считают, что поэтическое искусство – это порыв души, он иррационален и нелогичен. На самом деле в стихосложении существуют свои законы, и даже рифмы поддаются классификации. Знание различных видов рифм может помочь поэту подобрать хорошее созвучие.

Параллельная рифма – когда поэт рифмует одинаковые части речи: «страдать-мечтать», «холодный-голодный», «море-горе». Подобрать параллельную рифму не составляет труда, однако читатель часто воспринимает ее как банальную и неинтересную. Конечно, такие рифмы имеют право на существование, но использовать их стоит как можно реже.

Разнородная рифма – когда в отличие от параллельной рифмы созвучные слова являются разными частями речи: «дней-быстрей», «людей-убей».

Панторифма – когда в стихе рифмуются все слова, а не только последние строчки:
Вместо имения вымыты
Местоимения "вы", "мы", "ты".

Не существует стихов, построенных с использованием исключительно панторифмы, в поэзии они встречаются лишь фрагментарно. Такую рифму подобрать довольно трудно, так что поэта вряд ли упрекнут в банальности за использование в стихе панторифмы.

Перекрестная рифма (АВАВ) – когда поэт рифмует строчки через одну, как, например, в произведении А. Ахматовой:
А ты думал - я тоже такая (А),
Что можно забыть меня (В),
И что брошусь, моля и рыдая (А),
Под копыта гнедого коня (В).

Это – один из самых распространенных вариантов рифм, который, не теряет своей актуальности.

Псевдорифма – неточная рифма. В словах совпадают ударные гласные, послеударные слоги лишь созвучны: «радости – старости». Существует множество разновидностей псевдорифм. К примеру, переставленная рифма – рифма, построенная на перестановке слогов: «резче – через». Такие рифмы используются крайне редко, однако ими не стоит злоупотреблять: может сложиться впечатление, что поэт гонится за оригинальностью формы в ущерб содержанию.

Еще одна из разновидностей неточной рифмы – префиксальная, которая строится на общих окончаниях слов и ритмичном созвучии префиксов: «выкрики – выкройки».

Предударная рифма – псевдорифма, в которой совпадает ударная гласная и предударные слоги: «пролетарий – пролетает». Чем больше слогов совпадает в словах, тем лучше звучит такая рифма.

Приемная рифма – тип псевдорифмы, когда в окончаниях слов есть различия, однако они созвучны: «сельдь-медь», «фрукт-фунт».

Пятерная рифма – когда в своем стихотворении поэт рифмует пять строк.

Гипердактилическая рифма – такая, в которой ударение падает на пятый с конца слог: «волнующаяся –любующаяся».

Равносложная рифма – когда рифма строится на созвучии слов с одинаковым количеством послеударных слогов. Пример – стихотворение Ф. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Поэтические хитрости


Главное правило в подборе рифмы – совпадение ударной гласной. Слова «марка-горка» не рифмуются, хотя последние буквы полностью совпадают.

Использование сочетаний вроде «любви-сними» допустимо: такие рифмы называются ассонансными и пользуются популярностью в современной поэзии.

Стих воспринимается на слух, а не визуально. Если написание слова отличается от произношения, рифма может плохо выглядеть на бумаге, но звучать при этом четко. Пример такой рифмы можно найти у Пушкина: «скучно-душно».

Стоит по возможности отказываться от слишком полного повторения слов, используемых в рифме. Слова должны быть созвучными, но не повторяться практически полностью.

Если хорошую рифму подобрать не удается, можно поставить проблемное слово в середине строки.
Видео по теме
Источники:
  • Изображение: как подобрать рифму
  • В.В. Онуфриев "Словарь разновидностей рифмы"
  • Ещё немного о банальных рифмах и стихосложении
  • Как найти рифму. Инструкция
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше